Программа Бумажные фантазии

Пояснительная записка
«Истоки творческих способностей и дарований детей на кончиках пальцев. От
пальцев образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник
творческой мысли. Другими словами: чем больше мастерства в детской ладошке,
тем умнее ребенок».
Сухомлинский В.А.

Дополнительная
общеобразовательная
общеразвивающая
программа
« Бумажные фантазии» художественной направленности, по уровню освоения
содержания – базовая.
Программа является модифицированной, составленная на основе программ:
«Волшебная бумага» (авт. Мячина С.В.), «Бумажные фантазии» (авт. Шабунина
И.А.), «Волшебство квиллинга» (авт. Осипова В.А.).
Данная
документов:

программа

соответствует

требованиям

нормативно-правовых

 Федеральный Закон РФ от 29.12.2012 г. № 273 «Об образовании в РФ» (с
изменениями и добавлениями);
 Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 9
ноября 2018 г. № 196 «Об утверждении порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам»;
 Постановление Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28.09.2020 г. N 28 «Об утверждении санитарных правил СП
2.4.3648-20» «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»
 Распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 года № 996 – р «Об
утверждении Стратегии развития воспитания в РФ на период до 2025 года»;
 Федеральный проект «Успех каждого ребенка» (утвержден протоколом
заседания комитета по национальному проекту «Образование» от 07.12.2018
г.№3);
 Письмо Минобрнауки России № 09-3242 от 18.11.2015 «Методические
рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих
программ (включая разноуровневые программы)»;
 Устав и локальные акты Учреждения.
1

Актуальность программы для учащихся состоит в том, что ребенок, осваивая
разнообразные способы выполнения элементов квиллинга, развивая моторику руки,
способствует интеллектуальному своему развитию. В настоящее время искусство
декоративно-прикладного творчества не потеряло своей значимости. Даже в наш век
высоких технологий, когда при создании фильмов широко используется
компьютерная графика, а музыку пишут при помощи компьютеров, занятия
декоративно-прикладным творчеством остаются инструментом творчества,
доступного каждому и помогающего ребёнку ощутить себя художником,
дизайнером, конструктором, а самое главное – безгранично творческим человеком.
Актуальность для общества заключается в том, что искусство «квиллинг» создает
среду, в которой живут люди, украшая их повседневный быт, помогая сделать жизнь
более привлекательной и праздничной. Изящные картины, нарядные
поздравительные открытки, оригинальные настенные панно, объемные композиции
рассказывают о самом авторе, о его внутренним мире. Сегодня квиллинг наиболее
тесно связано с самым молодым видом искусства – дизайном.
Педагогическая целесообразность заключается в формировании у ребенка нового
мышления, способствует развитию визуальной культуры, художественного
творчества. Ребенок с детских лет учится находиться в гармонии с природой,
начинает ценить и беречь культуру прошлого и настоящего, художественно
преобразовывать окружающий мир.
Квиллинг – это простой и очень красивый вид ремесла, не требующий больших
затрат. Приемы работы в данной технике просты и доступны для понимания.
Техника экономична во времени, не дорогая в материальном плане,
высокохудожественна, актуальна и красочна для современного интерьера. Работы в
данной технике являются хорошим сувениром, подарком. Программа построена
―от простого к сложному. Во время работы по программе, учащиеся знакомятся с
историей возникновения квиллинга, основами цветоведения, законами композиции
и приемами работы с бумагой. А самое главное, они изучают источники идей,
взятых как из мира естественных природных форм, так и искусственно созданных
человеком, происходящих из мира художественной культуры. В первую очередь,
они учатся видеть и мыслить, а затем – творить. Создавая свой мир из бумаги,
ребенок готовится стать созидателем доброго мира. В этом мы, педагоги, видим
основную необходимость сегодняшнего дня.
Новизна данной программы — развитие ребенка в самых различных
направлениях: конструкторское мышление, художественно-эстетический вкус,
образное и пространственное мышление. Все это необходимо современному
2

человеку, чтобы осознать себя гармонично развитой личностью. Тематика занятий
строится с учетом интересов учащихся, возможности их самовыражения. В ходе
усвоения детьми содержания программы учитывается темп развития специальных
умений и навыков, уровень самостоятельности, умение работать в коллективе.
Программа позволяет индивидуализировать сложные работы: более сильным детям
будет интересна сложная конструкция, менее подготовленным, можно предложить
работу проще. При этом обучающий и развивающий смысл работы сохраняется. Это
дает возможность предостеречь ребенка от страха перед трудностями, приобщить
без боязни творить и создавать.
Отличительные особенности:

Предварительная подготовка детей к занятиям не имеет значения, и в
одной группе могут обучаться разновозрастные дети.

Подобран и разработан комплект дидактических материалов для
изготовления изделий с учетом возрастных особенностей детей.

Формирование необходимых знаний, умений и навыков происходит во
время обучения.

В процессе обучения реализуется дифференцированный подход.

Учитываются возрастные и индивидуальные особенности и склонности
каждого ребенка для более успешного творческого развития.
Цель программы –– развитие и творческое самовыражение личности ребенка
посредством освоения технологии квиллинга, как художественного способа
конструирования из бумаги.
Задачи программы:
- Научить детей работать в технике « квиллинг».
- Привить интерес к искусству квиллинга.
- Развивать художественный вкус, творческие способности и фантазии детей.
- Сформировать культуру труда: учить аккуратности, умению бережно и
экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.
- Воспитывать чувства уважение к труду окружающих людей и своему
собственному.
Адресат программы: обучаться по программе могут дети в возрасте 7-10 лет.
Возрастные особенности развития детей 7-10 лет.
Чтобы правильно строить процесс обучения с детьми, необходимо знать
возрастные психологические особенности развития детей.
У ребёнка с 7 лет начинается новая деятельность – учебная. Именно тот факт,
что он становится учеником, человеком учащимся, накладывает совершенно новый
отпечаток на его психологический облик и поведение. Ребёнок не просто овладевает
3

определенным кругом знаний. Он учится учиться. Под воздействием новой, учебной
деятельности изменяется характер мышления ребёнка, его внимание и память.
Теперь его положение в обществе – положение человека, который занят
важной и оцениваемой обществом работой. Это влечёт за собой перемены в
отношениях с другими людьми, в оценивании себя и других. Ребёнок осваивает
новые правила поведения, которые являются общественно направленными по
своему содержанию. Выполняя правила, ученик выражает своё отношение к
сверстникам, педагогу. Ребёнок впервые встречается с новым для себя способом
взаимодействия со взрослым человеком. Педагог
является не временным
«заместителем родителей», а представителем общества, имеющим определённый
статус, и ребёнку приходится осваивать систему деловых отношений. В то же время
младшие школьники в своей массе отличаются отзывчивостью, любознательностью,
доверчивостью в проявлении своих чувств и отношений.
Интересы младших школьников неустойчивы, ситуативны. Более выражен
интерес этих детей к предметам эстетического цикла (рисование, лепка, пение,
музыка). По своей направленности дети этого возраста индивидуалисты. Лишь
постепенно под влиянием воспитания у них начинает складываться
коллективистическая направленность. Большое значение для этого имеет
организация коллективно-распределительной работы учащихся в малых группах,
при которой работа каждого зависит от результатов работы остальных и когда
каждый отвечает не только за свою личную работу, но и за работу всей группы.
Срок реализации программы.
Программа “Бумажные фантазии” рассчитана на 3 года обучения.
Объем программы.
Всего – 576 ч:
1 год обучения 144ч., 2 год обучения 216ч ., 3 год обучения 216ч.
Форма обучения – очная.
Режим проведения занятий:
1 год обучения 144ч -2 раза в неделю по 2 учебных часа, перерыв между
занятиями 10 минут.
2 год обучения 216ч -3 раза в неделю по 2 учебных часа, перерыв между
занятиями 10 минут.
3 год обучения 216ч -3 раза в неделю по 2 учебных часа, перерыв между
занятиями 10 минут.
Ожидаемые результаты
В результате 1 года обучения у учащихся сформируются:
знания
4

- появятся представления об истории возникновения квиллинга
- будут знать основные свойства материалов для выполнения изделий в
технике квиллинг;
умения
- сформируются практические навыки художественной обработки бумаги в
технике «квиллинг»
- научатся обращаться с простейшими орудиями труда
- смогут создавать сувенирные изделия, выполненные из бумажных полосок
- разовьют художественный вкус, творческие способности и фантазию
- разовьют способность работать руками, совершенствовать мелкую моторику
рук,
В результате 2 года обучения у учащихся сформируются:
знания
- углубятся знания об истории возникновения квиллинга
-сформируются основные понятия о базовых формах квиллинга
- обогатиться словарь специальными терминами
- сформируются умения следовать устным инструкциям
- понимать роль выразительных средств (форма, цвет, фактура) в построении
декоративного произведения
- будут хорошо знать инструкцию по технике безопасности
умения
- овладеют различными приемами работы с бумагой
- разовьют пространственное воображение и глазомер
- научатся аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал,
содержать в порядке рабочее место.
В результате 3 года обучения у учащихся сформируются:
знания
- сформируются умения работать по инструкционным картам
- разовьются внимание, память, логическое и пространственное воображение
- разовьется художественный вкус, творческие способности и фантазия
умения
- сформируется культура труда и трудовые навыки
- научатся создавать творческие композиции изделий, выполненными в
технике «квиллинг»
-улучшат свои коммуникативные способности и приобретут навыки работы в
коллективе
5

Личностные результаты:

выбирать художественные материалы для создания творческих работ.
учитывать выделенные ориентиры действий в новых техниках, планировать свои
действия

осуществлять итоговый и пошаговый контроль в своей творческой
деятельности

вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на
основе оценки и характере сделанных ошибок

самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения
действия и вносить коррективы в исполнение действия, как по ходу его реализации,
так и в конце действия

осуществлять поиск информации с использованием литературы и
средств массовой информации

отбирать
и
выстраивать
оптимальную
технологическую
последовательность реализации собственного или предложенного замысла

Метапредметные результаты:

сформированность навыков самостоятельной работы при выполнении
практических творческих работ

умение организовывать учебное сотрудничество и совместную
деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе

умение соотносить свои действия с планируемыми результатами

умение оценивать правильность выполнения учебной задачи,
собственные возможности ее решения
Предметные результаты:

осуществлять практические навыки и умения в декоративно-прикладном
творчестве

разовивать художественный вкус как способность чувствовать и
воспринимать красоту

развивать фантазию, воображение, художественную интуицию, память

развивать критическое мышление, в способности аргументировать свою
точку зрения по отношению к различным видам декоративно-прикладного
искусства

создавать и преобразовывать схемы и модели для решения творческих
задач
6


создание композиции в процессе практической творческой работы

осознание нерасторжимой связи конструктивных, декоративных и изобразительных элементов, единства формы и декора

Компетентности, формируемые у учащихся:
- научатся различным приемам работы с бумагой
-познакомятся с искусством бумагокручения
- будут знать основные геометрические понятия и базовые формы квиллинга;
- научатся следовать устным инструкциям
-разовьют внимание, память, мышление, пространственное воображение,
мелкую моторику рук и глазомер
- научатся соблюдать правила безопасного пользования ножницами и
колющими инструментами, правила гигиены и санитарии
- будут создавать изделия в технике « квиллинг», используя базовые и
дополнительные формы
-научатся читать и зарисовывать схемы изделий
- научатся планировать работу, понятно рассказывать об основных этапах
воплощения замысла
- будут знать основные свойства материалов для выполнения изделий в
технике квиллинг
- научатся экономно расходовать материал, поддержать порядок на рабочем
месте.

7

Учебный план дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программы «Бумажные фантазии»
Предметные курсы

Ознакомительный
уровень
1 год

Базовый
уровень
2год

3 год

Вводное занятие.

2

2

2

Базовые и дополнительные
формы квиллинга.
Выполнение поделок из
различных элементов.
Контрольные занятия.

66

12

24

8

6

72
4

Изготовление открыток из
форм растительного мира.
Изготовление животных в
технике квиллинга.
Изготовление объемных
сувениров.
Творческие работы.

46
46
22
80

154

Основы композиции и
цветоведение.

30

Итого в неделю

4

6

6

Итого в год

144

216

216

8

Учебно – тематический план
1 год обучения
№

Название
раздела

темы,

Вводное занятие.

1

Количество часов
Всего

Теория Практика

2

2

Форма
контроля

2

Базовые
дополнительные
квиллинга.

и 66
формы

9

57

Тестовые
задания.

3

Выполнение поделок 72
из различных элементов.
Контрольные занятия. 4

8

64

Творческая
работа
Выставка
работ

4

Всего часов.

144

4
19

125

Содержание.
Тема 1. Вводное занятие

Теория.

Знакомство с правилами
возникновения бумаги. Свойства бумаги.

техники

безопасности.

История

Тема 2. Базовые и дополнительные формы квиллинга.
Теория. История возникновения квиллинга.
Технология изготовления
основных форм квиллинга: капля, глаз, овал, лист. Технология изготовления
дополнительных форм квиллинга : колосок, бахрома, вишенка, плотная катушка.
Основы составления композиции.
Практика. Выполнение поделок из основных элементов. Простейшие приёмы
изготовления цветов. Выполнение поделок из дополнительных элементов техники
квиллинг . Простейшие приёмы изготовления растений, животных.
Контроль: Тестовые задания.
Тема 3. Выполнение поделок из различных элементов.
Теория. Выполнение поделок из различных элементов техники квиллинг.
9

Правила техники безопасности. Составление композиций.
Практика. Изготовление поделок в данной технике. Коллективные и
индивидуальные работы. Практическая работа. Выставка работ.
Контроль: Творческая работа
Тема 4. Контрольные занятия.
Практика. Подготовка и оформление выставки.
Контроль: Выставка работ.

Учебно - тематический план
2 год обучения.
№
п/п

Название
темы, раздела

Количество часов
Всего
Теория
Практика

Форма
контроля

1

Вводное
занятие.

2

2

Базовые
и 12
дополнительные
формы квиллинга.

2

10

Тестовые
задания

3

Изготовление 46
открыток из форм
растительного мира.

8

38

Контрольное
занятие.

4

Изготовление 46
животных в технике
квиллинга.

10

36

Творческая
работа

5

Изготовление
объемных
сувениров.

22

4

18

Творческая
работа

6

Творческие
работы.

80

14

66

Конкурс

2

10

7

Контрольные
занятия.
Всего часов.

8

8

216

40

Выставка
работ

176

Содержание.
Тема 1. Вводное занятие.
Теория: Правила техники безопасности. Разнообразие бумаги, ее виды.
Тема 2 Базовые и дополнительные формы квиллинга.
Теория: Основные правила работы. Основные и дополнительные формы.
Практика: Конструирование из основных и дополнительных форм квиллинга.
Контроль: Тестовые задания
Тема 3. Изготовление открыток из форм растительного мира.
Теория:
Основные
законы
композиции.
Цветовой
круг.
Практика: Изготовление открыток «Тюльпаны», « Мимоза», «Астра»,
«Букет». Коллективные и индивидуальные работы по выбору.
Открытка « Золотые шары». Коллективная работа « Осенний сад». Открытка
« Ветка рябины». Открытка ко Дню матери.
Контроль: Контрольное занятие.
Тема 4. Изготовление животных в технике квиллинг.
Теория: Сочетание цветовых оттенков. Гармония контрастных цветов.
Практика: Индивидуальные работы: Нарядные бабочки. Ласковая кошка.
Коллективные работы: Веселые обезьяны. Сказочные рыбки. Шагающая
чайка. Четвероногий друг.
Контроль: Творческая работа.
Тема 5. Изготовление объемных сувениров.
Теория: Технология выполнения изделий: Подбор бумаги, выбор основы
изделия и клеевого состава.
Практика: Изготовление сувениров: «Чайный набор», «Шкатулка», « Букет
цветов», « Подставка для салфеток».
Контроль: Творческая работа.
Тема 6. Творческие работы.
Теория: Техника изготовления бахромчатых цветов.
11

Практика: Выполнение панно «Подарок маме»,
«Бахромчатые цветы», « Занимательные игрушки».
Контроль: Конкурс.
Тема 7. Контрольные занятия.
Практика: Подготовка и оформление выставок.
Контроль: Выставка работ.

«Ветка

мимозы»,

Учебно - тематический план
3 год обучения.
№

Название
темы, раздела

п/п

1

Количество часов
Всего

Вводное
занятие.

Теория

Практика

Форма
контроля

3

3

и

24

6

18

Тестовые
задания

3 Основы композиции
и цветоведение.

33

6

27

Творческая
работа

10

140

Конкурс

6

Выставка работ

2 Базовые
дополнительные
формы квилинга.

4 Творческая работа.

150

5 Контрольные
занятия.

6

Всего часов.

216

25

12

191

Содержание.
Тема 1. Вводное занятие.
Теория: Правила техники безопасности. История возникновения.
Использование квиллинга в жизни человека.
Тема 2. Базовые и дополнительные формы квилинга.
Теория: Основные и дополнительные формы.
Практика: Изготовление открыток и панно: Листочки с продольными
жилками. Веточка любимого дерева. Изготовление объемных сувениров:
Смешарики (из гофрированного картона).
Контроль: Тестовые задания.
Тема 3. Основы композиции и цветоведение.
Теория: Понятие композиция. Знакомство с правилами композиции. Основные
и дополнительные цвета. Теплые и холодные цвета. Цветовой контраст.
Насыщенность цвета.
Практика: Композиция « Что нам осень подарила», Коллективные работы
«Сказочное царство», Гуси- лебеди. Индивидуальная работа « Подарок маме» .
Контроль: Творческая работа .
Тема 4. Творческая работа.
Теория: Роль композиции для декоративного произведения. Расположение
элементов в композиции.
Практика: Изготовление панно: «Веселые синички», «Озорная белка»,
«Трусливые зайчата», « Хитрая лисица», « Серый волк», « Братья наши меньшие»,
«Веселые синички», «Озорная белка», «Трусливые зайчата», « Хитрая лисица»,
«Серый волк», « Братья наши меньшие».
Контроль: Конкурс.
Тема 5. Контрольные занятия.
Практика: Подготовка и оформление выставки.
Контроль: Выставка работ.

13

Календарный учебный график
Продолжительность учебного года:
начало учебного года - 1 сентября
окончание учебного года – 31 мая
Количество учебных недель: 36
Год
обучения
1 год
2 год
3 год

Дата
Дата
Количество Количество Количество
Режим
начала окончания учебных
учебных
учебных
занятий
занятий занятий
недель
дней
часов
01.09
31.05
36
72
144
2 раза по 2
часа
01.09
31.05
36
108
216
3 раза по 2
часа
01.09
31.05
36
108
216
3 раза по 2
часа

Формы аттестации и контроля
Текущий контроль. На занятиях проводится оценка знаний, практических
умений и навыков, качество работы.

Устный опрос (определение, насколько учащиеся усвоили материал)

Объективная оценка выполнения практических работ

Самооценка учащимися своих работ
Промежуточный контроль. Проводится после завершения изученной темы
или этапа практической работы.

Фронтальная и индивидуальная беседа

Выполнение дифференцированных практических заданий различных
уровней сложности

Решение ситуационных задач, направленное на проверку умений
использовать приобретённые знания на практике

Творческая работа.
Контроль по окончанию программы. Проводится по сумме показателей за
всё время обучения в объединении, а также предусматривает выполнение итоговой
работы.

Выставки детских работ

Конкурсы, фестивали детского прикладного творчества

Творческая работа.
14

Оценочный материал
Для оценки эффективности реализации программы необходима система
отслеживания и фиксации результатов работы учащихся.
Цель диагностики - проследить динамику развития и рост мастерства
учащихся.
Результативность усвоения дополнительной образовательной программы
отслеживается путем проведения первичного, промежуточного и итогового этапов
диагностики:
1 этап - предварительный (первоначальный). Цель его - определение уровня
имеющихся у учащихся знаний, умений, навыков в начале обучения. Формы
проведения: тестирование, анкетирование, наблюдение.
2 этап - текущий (промежуточный). Его цель - подведение промежуточных
итогов обучения, оценка успешности продвижения учащихся. Формы проведения,
показатели, критерии разрабатываются индивидуально по направлению
деятельности.
3 этап - итоговый учет. Подведение итогов года. Формы проведения:
выставки, конкурсы, конференции, практическая самостоятельная работа.
При оценке результатов работы учащихся, выделяются такие аспекты, как:
критерии и форма оценки результата подготовки каждого учащегося и оценка
общего уровня подготовки всех учащихся объединения. Очень важно продумать и
форму оценки результата ребёнка. Она должна быть конкретна, понятна, отражать
реальный уровень их подготовки, но не формировать у них позицию «двоечника»
или «троечника». Для этого разработана уровневая система оценки (высокий,
средний, низкий).
Основной задачей начального цикла занятий квиллингом является
стимулирование познавательного интереса детей к промыслу. Первые месяцы
работы по программе показывают, что все обучающиеся осваивают программу.
Одни – легко, у других возникают определенные затруднения. Важно знать, что
именно трудно даётся тому или иному обучающемуся, поэтому необходимо
обязательно анализировать деятельность каждого, а анализ затруднений приводит к
дифференцированному подходу к каждому учащемуся при выборе заданий и
предметной деятельности, что и характеризует уровень подхода к обучению в
объединении.

15

Карта диагностики усвоения программы учащимися
ФИ
№
п/п

История
квиллинга

Материал,
инструмен
ты

Знание
правил
техники
безопасност
и

Основы
цветоведения

Базовые
формы

Уровень

- Высокий уровень – делает самостоятельно,
- Средний уровень – делает с помощью педагога или товарищей,
- Низкий уровень – не может сделать.

Оценка результатов образовательной деятельности
Наиболее плодотворным фактором, в оценочной работе итогов обучения,
являются выставки работ учащихся. В одном месте могут сравниваться различные
модели, макеты, различные направления творчества. Параметры оценивания
представленных участниками работ могут изменяться в зависимости от уровня и
целей проводимых выставок. Выставки позволяют обменяться опытом, технологией,
оказывают неоценимое значение в эстетическом становлении личности ребенка.
Однако выставки проводятся один–два раза в учебный год, творческая же работа
ребенка постоянно требует поощрения в стремлениях.
Одним из важнейших оценочных видов становится проведение соревнований,
в процессе которых набираются баллы по различным характеристикам: качество
исполнения, дизайн, характеристики движения (скорость, дальность и т.п.). Ребенок,
сравнивая свою работу с другими, наглядно видит преимущества и ошибки,
получает возможность выработать навык анализа для дальнейшей реализации в
творчестве.
Большое значение в оценивании итогов обучения имеют разнообразные
конкурсы к «красным» дням календаря. Подарки, поделки, сувениры с элементами
художественного бумагокручения
ребята готовят к праздникам с большим
удовольствием. В декоративном решении работы детей выглядят красочно,
празднично, а иногда и фантастически. Результативность развития художественного
16

мышления ребят оценивается по следующим критериям: степень оригинальности
замысла, выразительность выполненной работы, овладение приемами работы в
материале. В процессе таких занятий более интенсивно развиваются творческие
способности детей (воображение, образное и техническое мышление,
художественный вкус).
При
оценке
качества
выполняемых
заданий
осуществляется
дифференцированный подход. Сложность заданий и уровень их исполнения зависит
как от возраста, так и от индивидуальных особенностей и способностей каждого
ребенка.
Условия реализации программы
Помещение, в котором проводятся занятия должно быть светлым,
соответствовать санитарно – гигиеническим требованиям. До начало занятий и
после их окончания необходимо осуществлять сквозное проветривание помещения.
В процессе обучения учащиеся и педагог должны строго соблюдать правила
техники безопасности труда.
Материально-техническоеобеспечение:
- бумага цветная и белая ( для офисной техники)
- гофрированный картон
- картон белый и цветной
- клей (наилучшим является клей ПВА)
- зубочистка
- ножницы
- карандаши простые и цветные
- линейка
- кисточки для клея
- салфетки
- клеенка
Информационное обеспечение:
- наглядные пособия – таблицы, изготовленные педагогом
- работы педагога
- работы учащихся
- фотографии с различных выставок
- методическая литература

17

Методическое обеспечение учебного процесса
В процессе занятий используются различные формы занятий:
- традиционные
- комбинированные
- практические
- лекции
- игры
- праздники
- конкурсы
- соревнования
- путешествия
Методы:
• словесный (устное изложение, беседа, рассказ, лекция и т.д.)
• наглядный (показ иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) педагогом,
работа по образцу .
• практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам и др.)
• объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую
информацию
• репродуктивный – учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные
способы деятельности
• частично-поисковый – участие детей в коллективном поиске, решение
поставленной задачи совместно с педагогом
- исследовательский – самостоятельная творческая работа учащихся
• фронтальный – одновременная работа со всеми учащимися.
• индивидуально-фронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных
форм.
• групповой – организация работы в группах.
• индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем.
Принципы:
• доступности (простота,
особенностям);

соответствие

18

возрастным

и

индивидуальным

• наглядности (иллюстративность, наличие дидактических материалов).
―Чем более органов наших чувств, принимает участие в восприятии какого-нибудь
впечатления или группы впечатлений, тем прочнее ложатся эти впечатления в нашу
механическую, нервную память, вернее сохраняются ею и легче, потом
вспоминаются (К.Д. Ушинский);
• демократичности и гуманизма (взаимодействие педагога и учащегося в
социуме, реализация собственных творческих потребностей);
• научности (обоснованность,
наличие
методологической
базы
и
теоретической основы).
• систематичности (научившись элементарным навыкам работы, ребенок
применяет свои знания в выполнении сложных творческих работ).
Педагогические технологии
Технология личностно-ориентированного обучения
Технология личностно-ориентированного обучения (И.С. Якиманская)
сочетает обучение (нормативно-сообразная деятельность общества) и учение
(индивидуальная деятельность ребенка).
Цель технологии личностно-ориентированного обучения – максимальное
развитие (а не формирование заранее заданных) индивидуальных познавательных
способностей ребенка на основе использования имеющегося у него опыта
жизнедеятельности.
Задача педагога – не «давать» материал, а пробудить интерес, раскрыть
возможности каждого, организовать совместную познавательную, творческую
деятельность каждого ребенка.
В соответствии с данной технологией для каждого учащегося составляется
индивидуальная образовательная программа, которая в отличие от учебной носит
индивидуальный характер, основывается на характеристиках, присущих данному
ребёнку, гибко приспосабливается к его возможностям и динамике развития.
В технологии личностно-ориентированного обучения центр всей
образовательной системы – индивидуальность детской личности, следовательно,
методическую основу этой технологии составляют дифференциация и
индивидуализация обучения.
Технология индивидуализации обучения
Технология индивидуализации обучения (адаптивная) – такая технология
обучения, при которой индивидуальный подход и индивидуальная форма обучения
являются приоритетными (Инге Унт, В.Д. Шадриков). Индивидуальный подход как
принцип обучения осуществляется в определенной мере во многих технологиях,
поэтому ее считают проникающей технологией.
19

В школе индивидуализация обучения осуществляется со стороны учителя, а в
учреждении дополнительного образования детей – со стороны самого учащегося,
потому что он идет заниматься в то направление, которое ему интересно.
В соответствии с
обозначенными положениями в учреждении
дополнительного образования детей может применяться несколько вариантов учета
индивидуальных особенностей и возможностей учащихся:
Главным достоинством индивидуального обучения является то, что оно
позволяет адаптировать содержание, методы, формы, темп обучения к
индивидуальным особенностям каждого ребенка, следить за его продвижением в
обучении, вносить необходимую коррекцию. Это позволяет учащемуся работать
экономно, контролировать свои затраты, что гарантирует успех в обучении.
Групповые технологии.
Групповые технологии предполагают организацию совместных действий,
коммуникацию, общение, взаимопонимание, взаимопомощь, взаимокоррекцию.
Выделяют следующие разновидности групповых технологий: групповой
опрос; общественный смотр знаний; учебная встреча; дискуссия; диспут;
нетрадиционные занятия (конференция, путешествие, интегрированные занятия и
др.).
Особенности групповой технологии заключаются в том, что учебная группа
делится на подгруппы для решения и выполнения конкретных задач; задание
выполняется таким образом, чтобы был виден вклад каждого обучающегося. Состав
группы может меняться в зависимости от цели деятельности.
Современный уровень дополнительного образования характеризуется тем, что
групповые технологии широко используются в его практике. Можно выделить
уровни коллективной деятельности в группе:
одновременная работа со всей группой;
работа в парах;
групповая работа на принципах дифференциации.
Во время групповой работы педагог выполняет различные функции:
контролирует, отвечает на вопросы, регулирует споры, оказывает помощь.
Обучение осуществляется путем общения в динамических группах, когда
каждый учит каждого. Работа в парах сменного состава позволяет развивать у
обучаемых самостоятельность и коммуникативность.
Групповая технология складывается из следующих элементов:
постановка учебной задачи и инструктаж о ходе работы;
планирование работы в группах;
индивидуальное выполнение задания;
20

обсуждение результатов;
сообщение о результатах;
подведение итогов, общий вывод о достижениях.
Технология коллективной творческой деятельности
Существуют технологии, в которых достижение творческого уровня является
приоритетной целью. Наиболее плодотворно в системе дополнительного
образования применяется Технология коллективной творческой деятельности (И.П.
Волков, И.П. Иванов) которая широко применяется в дополнительном образовании.
В основе технологии лежат организационные принципы:
социально-полезная направленность деятельности детей и взрослых;
сотрудничество детей и взрослых;
романтизм и творчество.
Цели технологии:
выявить, учесть, развить творческие способности детей и приобщить их к
многообразной творческой деятельности с выходом на конкретный продукт,
который можно фиксировать (изделие, модель, макет, сочинение, произведение,
исследование и т.п.)
воспитания общественно-активной творческой личности и способствует
организации социального творчества, направленного на служение людям в
конкретных социальных ситуациях.
Технология предполагает такую организацию совместной деятельности детей
и взрослых, при которой все члены коллектива участвуют в планировании,
подготовке, осуществлении и анализе любого дела.
Мотивом деятельности детей является стремление к самовыражению и
самоусовершенствованию.
Широко
используется
игра,
состязательность,
соревнование. Коллективные творческие дела – это социальное творчество,
направленное на служение людям. Их содержание – забота о друге, о себе, о
близких и далеких людях в конкретных практических социальных ситуациях.
Творческая деятельность разновозрастных групп направлена на поиск, изобретение
и имеет социальную значимость. Основной метод обучения – диалог, речевое
общение равноправных партнеров. Учебные кабинеты создаются как творческие
лаборатории или мастерские (биологические, физические, лингвистические,
художественные, технические и т.д.), в которых дети независимо от возраста
получают начальную профессиональную подготовку.
21

Оценивание результатов – похвала за инициативу, публикация работы,
выставка, награждение, присвоение звания и др. Для оценивания результатов
разрабатываются специальные творческие книжки, где отмечаются достижения и
успехи.
Игровые технологии
Игровые технологии (Пидкасистый П.И., Эльконин Д.Б.) обладают
средствами, активизирующими и интенсифицирующими деятельность учащихся. В
их основу положена педагогическая игра как основной вид деятельности,
направленный на усвоение общественного опыта.
Различают следующие классификации педагогических игр:
по видам деятельности (физические, интеллектуальные, трудовые,
социальные, психологические);
по характеру педагогического процесса (обучающие, тренировочные,
познавательные, тренировочные, контролирующие, познавательные, развивающие,
репродуктивные, творческие, коммуникативные и др.);
по игровой методике (сюжетные, ролевые, деловые, имитационные и др.);
по игровой среде (с предметом и без, настольные, комнатные, уличные,
компьютерные и др.).
Основные принципы игровых технологий:
природо – и культуросообразность;
умение моделировать, драматизировать;
свобода деятельности;
эмоциональная приподнятость;
равноправие.
Цели образования игровых технологий обширны:
дидактические: расширение кругозора, применение ЗУН на практике,
развитие определенных умений и навыков;
воспитательные:
воспитание
самостоятельности,
сотрудничества,
общительности, коммуникативности;
развивающие: развитие качеств и структур личности;
социальные: приобщение к нормам и ценностям общества, адаптация к
условиям среды.
Способность включаться в игру не связана с возрастом, но содержание и
особенности методики проведения игр зависят от возраста.
22

В практической работе педагоги дополнительного образования часто
используют готовые, хорошо проработанные игры с прилагаемым учебнодидактическим материалом. Тематические игры связанны с изучаемым материалом,
например, "Моделирование случаев из жизни", "Стихийное бедствие",
"Путешествие во времени" и т.п. Особенностью таких занятий является подготовка
учащихся к решению жизненно важных проблем и реальных затруднений.
Создается имитация реальной жизненной ситуации, в которой ученику необходимо
действовать.
Обычно группу разбивают на подгруппы, каждая из которых самостоятельно
работает над каким-либо заданием. Затем итоги деятельности подгрупп
обсуждаются, оцениваются, определяются наиболее интересные наработки.
Игровая технология применяются педагогами в работе с учащимися
различного возраста и используются при организации занятий по всем
направлениям деятельности, что помогает детям ощутить себя в реальной ситуации,
подготовиться к принятию решения в жизни.
Технология проведения учебного занятия-игры состоит из
следующих этапов:
Этап подготовки (определение учебной цели, описание изучаемой
проблемы, составление плана проведения и общее описание игры, разработка
сценария, расстановка действующих лиц, договоренность об условиях и правилах,
консультации).
Этап проведения (непосредственно процесс игры: выступления групп,
дискуссии, отстаивание результатов, экспертиза).
Этап анализа и обсуждения результатов (анализ, рефлексия, оценка,
самооценка, выводы, обобщения, рекомендации).
Технология развивающего обучения
Технология развивающего обучения - это такое обучение, при котором
главной целью является не приобретение знаний, умений и навыков, а создание
условий для развития психологических особенностей каждого ребенка.
Под развивающим обучением понимается новый, активно-деятельный способ
обучения, идущий на смену объяснительно-иллюстративному способу.
Принципы развивающего обучения:
общее развитие всех учащихся;
обучение на высоком уровне трудности;
ведущая роль теоретических знаний;
23

изучение материала быстрым темпом;
осознание детьми смысла процесса обучения;
включение в процесс обучения не столько рациональной, но и
эмоциональной сферы;
проблематизация содержания;
вариативность процесса обучения, индивидуальный подход;
использование логики теоретического мышления:
обобщение, дедукция, содержательная рефлексия;
целенаправленная учебная деятельность как особая форма активности
ребенка, направленная на изменение самого себя как субъекта учения и т. д.
Технология развивающего обучения направлена на целостное гармоничное
развитие личности, где проявляется вся совокупность ее качеств:
Развивающее обучение ориентировано на «зону ближайшего развития», т.е. на
деятельность, которую учащийся может выполнить с помощью педагога.
Цели технологии развивающего обучения:
- формировать теоретическое сознание и мышление;
- формировать не столько ЗУНы, сколько способы умственной деятельности
– СУДы;
- воспроизвести в учебной деятельности логику научного мышления.
Здоровьесберегающие технологии
Здоровьесберегающие технологии реализуются на основе личностноориентированного подхода. Осуществляемые на основе личностно-развивающих
ситуаций, они относятся к тем жизненно важным факторам, благодаря которым
учащиеся учатся жить вместе и эффективно взаимодействовать. Предполагают
активное участие самого учащегося в освоении культуры человеческих отношений,
в формировании опыта здоровьесбережения, который приобретается через
постепенное расширение сферы общения и деятельности учащегося, развитие его
саморегуляции (от внешнего контроля к внутреннему самоконтролю), становление
самосознания и активной жизненной позиции на основе воспитания и
самовоспитания, формирования ответственности за свое здоровье, жизнь и здоровье
других людей.
Технологию, применительно к поставленной проблеме сохранения здоровья
детей, можно определить как здоровьесберегающую педагогическую деятельность,
которая по-новому выстраивает отношения между образованием и воспитанием,
переводит воспитание в рамки человекообразующего и жизнеобеспечивающего
процесса, направленного на сохранение и приумножение здоровья ребенка.
Здоровьесберегающие педагогические технологии должны обеспечить
развитие природных способностей ребенка: его ума, нравственных и эстетических
24

чувств, потребности в деятельности, овладении первоначальным опытом общения с
людьми, природой, искусством.
Здоровьесберегающая технология – это:
- условия обучения ребенка (отсутствие стресса, адекватность требований,
адекватность методик обучения и воспитания);
рациональная организация учебного процесса (в соответствии с
возрастными, половыми, индивидуальными особенностями и гигиеническими
требованиями);
соответствие учебной и физической нагрузки возрастным возможностям
ребенка;
- необходимый, достаточный и рационально организованный двигательный
режим.
Здоровьесберегающая образовательная технология - система, создающая
максимально возможные условия для сохранения, укрепления и развития духовного,
эмоционального, интеллектуального, личностного и физического здоровья всех
субъектов образования (учащихся, педагогов и др.). В эту систему входит:
Использование данных мониторинга состояния здоровья детей,
проводимого медицинскими работниками, и собственных наблюдений в процессе
реализации образовательной технологии, ее коррекция в соответствии с
имеющимися данными.
Учет особенностей возрастного развития и разработка образовательной
стратегии, соответствующей особенностям памяти, мышления, работоспособности,
активности и т.д. детей данной возрастной группы.
Создание благоприятного эмоционально-психологического климата в
процессе реализации технологии.
Использование разнообразных видов здоровьесберегающей деятельности
детей, направленных на сохранение и повышение резервов здоровья,
работоспособности.
Педагогу в организации и проведении занятия необходимо учитывать:
Обстановка и гигиенические условия в кабинете: температура и свежесть
воздуха, рациональность освещения кабинета и доски, наличие/отсутствие
монотонных, неприятных звуковых раздражителей.
Наличие и выбор места на уроке методов, способствующих активизации
инициативы и творческого самовыражения самих учащихся:
25

- метод свободного выбора (свободная беседа, выбор способа действия, выбор
способа взаимодействия, свобода творчества и т.д.);
- активные методы (ученики в роли учителя, обучение действием, обсуждение
в группах, ролевая игра, дискуссия, семинар, ученик как исследователь);
- методы, направленные на самопознание и развитие (интеллекта, эмоций,
общения, воображения, самооценки и взаимооценки).
Психологический климат на занятии.
Наличие на занятии эмоциональных разрядок: шуток, улыбок, афоризмов с
комментариями и т.п.;

Тест
Тестовые материалы для итогового контроля по теме: «Квиллинг».
Отслеживаются: уровень знаний теоретического материала, степень овладения
приемами работы, сформированность интереса обучающихся к занятиям.
Тестовые материалы предназначены для обучающихся от 7 до 18 лет.
Оценка осуществляется по 3-балльной системе педагогом:
0 баллов выставляется за «неверный ответ»;
от 1 до 2 баллов – за «не во всём верный ответ»;
3 балла – за «правильный ответ».
0-12 балла - низкий уровень
13-24 балл – средний уровень
25-36 балла – высокий уровень
Вопросы теста
1. Квиллинг это...
a) аппликация;
b) бумагокручение;
c) складывание бумаги.
2. Родина квиллинга
a) Япония
b) Китай
c) Европа
3. Когда возникло искусство квиллинга
a) конец 14, начало 15 века;
b) начало 21 века;
c) конец 19, начало 20 века.
4. Квиллинг это...
a) оригами;
b) коллаж;
c) бумажная филигрань.
5. Инструменты для квиллинга
a) клей, зубочистка, пластилин;
26

b)
c)
6.
a)
b)
c)
7.
a)
b)
c)
8.
a)
b)
c)
9.
a)
b)
c)
10.

зубочистка, ножницы, бумага;
ножницы, проволока, бисер.
Техника «Квиллинг» невозможна без:
клей;
картон;
зубочистка.
Сколько существует базовых элементов?
10;
30;
20.
Этапы выполнения элемента:
склеивание;
приготовление полосок;
скручивание спирали.
Квиллинг это...
искусство;
развлечение;
работа.
Нарисуйте элементы: «Свободная спираль», «лепесток», «полумесяц», «глаз»
«капля», «ромб».

11. Назовите не менее пяти наименований, чем можно закрутить спираль (кроме
инструмента для квиллинга)
12. Как вы относитесь к технике «Квиллинг»
a) нравится;
b) без разницы;
c) очень нравится.
Ответы
1. b
2. c
3. a
4. c
5. b
6. a
7. c
8. b, c, a
9. a
10. Правильно нарисованные элементы
11. Например:
1. Зубочистка;
2. стержень от ручки шариковой;
3. шило;
4. игла;
5. крючок для вязания.
27

Алгоритм учебного занятия:
I. Организационный момент. Тема, цель занятия. Инструктаж
II. Практическая работа (Занимает большую часть занятия). Во время
практической работы с учащимися проводятся физкультминутки (динамические
паузы), игры
III. Подведение итогов, анализ и оценка работ. Подведение итогов
предусматривает рефлексию, коллективный анализ изделий в целом и оценку
работы каждого ребенка
IV. Приведение в порядок рабочего места
Список литературы для педагога
1. Букина С. Букин М. Квиллинг. Шаг вперед. – «Феникс», Ростов-наДону: 2011
2. Букина С.Букин М. Квиллинг: волшебство бумажных завитков. –
Феникс», Ростов-на-Дону: 2011
3. Зайцева А.А. Искусство квилинга: магия бумажных лент.- М.:
Эксмо,2009.
4. Пишикова Н.Г. Работа с бумагой в нетрадиционной технике – ООО
Издательство «Скрипторий 2003», М: 2008
5. Пишикова Н.Г. Работа с бумагой в нетрадиционной технике -2 –
ООО Издательство «Скрипторий 2003», М: 2007

Список литературы для детей и родителей
1.Быстрицкая А. Бумажная филигрань.- М.: Айрис-пресс, 2006.
2. Иванов В.И. О тоне и цвете. Библиотека юного художника. Часть 1. –М.:
«Юный художник», 2001.
3. Каменева Е. Какого цвета радуга. – М.: Детская литература, 1984.
4. Паранюшкин Р.В. Композиция. Школа изобразительного искусства. –
Ростов-на-Дону: «Феникс», 2005.
5. Сокольникова Н.М. Краткий словарь художественных терминов. – Обнинск:
«Титул», 1998.
6. Сокольникова Н.М. Основы живописи. – Обнинск: «Титул», 1996.
7. Сокольникова Н.М. Основы композиции. – Обнинск: «Титул», 1996.

28

Словарь специальных терминов
Апплика́ция - техника декоративного искусства, заключающаяся в вырезании
фигур по контуру из какого-либо материала: разноцветной бумаги, картона, ткани,
кожи и в прикреплении этих фигур к основе.
Квиллинг - это искусство бумагокручения, то есть изготовления плоских или
объемных композиций из скрученных в спирали длинных и узких полосок бумаги.
Готовым спиралям придается различная форма. Так получаются модули, из которых
создаются работы — картины, открытки, альбомы, рамки, фигурки.
Панно - 1. Поверхность на стене, потолке, обрамлённая орнаментом, гладкая или с
живописными, скульптурными изображениями. 2. Картина или рельеф,
украшающие участок стены, потолка.
Пинцет - это небольшой ручной инструмент, используемый для захвата предметов,
слишком маленьких, чтобы с ними можно было легко справиться человеческими
пальцами.
Роллы - это деталь, в которой бумажная полоска скручена в спираль и кончик
полоски зафиксирован клеем.
Спираль. - Винтообразная линия, образующая ряд оборотов вокруг точки или оси.
Шило - Инструмент для прокалывания отверстий в виде заострённой спицы на
рукоятке.

29


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».