Пояснительная записка «Истоки творческих способностей и дарований детей на кончиках пальцев. От пальцев образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами: чем больше мастерства в детской ладошке, тем умнее ребенок». Сухомлинский В.А. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа « Бумажные фантазии» художественной направленности, по уровню освоения содержания – базовая. Программа является модифицированной, составленная на основе программ: «Волшебная бумага» (авт. Мячина С.В.), «Бумажные фантазии» (авт. Шабунина И.А.), «Волшебство квиллинга» (авт. Осипова В.А.). Данная документов: программа соответствует требованиям нормативно-правовых Федеральный Закон РФ от 29.12.2012 г. № 273 «Об образовании в РФ» (с изменениями и добавлениями); Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 9 ноября 2018 г. № 196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 г. N 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20» «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» Распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 года № 996 – р «Об утверждении Стратегии развития воспитания в РФ на период до 2025 года»; Федеральный проект «Успех каждого ребенка» (утвержден протоколом заседания комитета по национальному проекту «Образование» от 07.12.2018 г.№3); Письмо Минобрнауки России № 09-3242 от 18.11.2015 «Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»; Устав и локальные акты Учреждения. 1 Актуальность программы для учащихся состоит в том, что ребенок, осваивая разнообразные способы выполнения элементов квиллинга, развивая моторику руки, способствует интеллектуальному своему развитию. В настоящее время искусство декоративно-прикладного творчества не потеряло своей значимости. Даже в наш век высоких технологий, когда при создании фильмов широко используется компьютерная графика, а музыку пишут при помощи компьютеров, занятия декоративно-прикладным творчеством остаются инструментом творчества, доступного каждому и помогающего ребёнку ощутить себя художником, дизайнером, конструктором, а самое главное – безгранично творческим человеком. Актуальность для общества заключается в том, что искусство «квиллинг» создает среду, в которой живут люди, украшая их повседневный быт, помогая сделать жизнь более привлекательной и праздничной. Изящные картины, нарядные поздравительные открытки, оригинальные настенные панно, объемные композиции рассказывают о самом авторе, о его внутренним мире. Сегодня квиллинг наиболее тесно связано с самым молодым видом искусства – дизайном. Педагогическая целесообразность заключается в формировании у ребенка нового мышления, способствует развитию визуальной культуры, художественного творчества. Ребенок с детских лет учится находиться в гармонии с природой, начинает ценить и беречь культуру прошлого и настоящего, художественно преобразовывать окружающий мир. Квиллинг – это простой и очень красивый вид ремесла, не требующий больших затрат. Приемы работы в данной технике просты и доступны для понимания. Техника экономична во времени, не дорогая в материальном плане, высокохудожественна, актуальна и красочна для современного интерьера. Работы в данной технике являются хорошим сувениром, подарком. Программа построена ―от простого к сложному. Во время работы по программе, учащиеся знакомятся с историей возникновения квиллинга, основами цветоведения, законами композиции и приемами работы с бумагой. А самое главное, они изучают источники идей, взятых как из мира естественных природных форм, так и искусственно созданных человеком, происходящих из мира художественной культуры. В первую очередь, они учатся видеть и мыслить, а затем – творить. Создавая свой мир из бумаги, ребенок готовится стать созидателем доброго мира. В этом мы, педагоги, видим основную необходимость сегодняшнего дня. Новизна данной программы — развитие ребенка в самых различных направлениях: конструкторское мышление, художественно-эстетический вкус, образное и пространственное мышление. Все это необходимо современному 2 человеку, чтобы осознать себя гармонично развитой личностью. Тематика занятий строится с учетом интересов учащихся, возможности их самовыражения. В ходе усвоения детьми содержания программы учитывается темп развития специальных умений и навыков, уровень самостоятельности, умение работать в коллективе. Программа позволяет индивидуализировать сложные работы: более сильным детям будет интересна сложная конструкция, менее подготовленным, можно предложить работу проще. При этом обучающий и развивающий смысл работы сохраняется. Это дает возможность предостеречь ребенка от страха перед трудностями, приобщить без боязни творить и создавать. Отличительные особенности: Предварительная подготовка детей к занятиям не имеет значения, и в одной группе могут обучаться разновозрастные дети. Подобран и разработан комплект дидактических материалов для изготовления изделий с учетом возрастных особенностей детей. Формирование необходимых знаний, умений и навыков происходит во время обучения. В процессе обучения реализуется дифференцированный подход. Учитываются возрастные и индивидуальные особенности и склонности каждого ребенка для более успешного творческого развития. Цель программы –– развитие и творческое самовыражение личности ребенка посредством освоения технологии квиллинга, как художественного способа конструирования из бумаги. Задачи программы: - Научить детей работать в технике « квиллинг». - Привить интерес к искусству квиллинга. - Развивать художественный вкус, творческие способности и фантазии детей. - Сформировать культуру труда: учить аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место. - Воспитывать чувства уважение к труду окружающих людей и своему собственному. Адресат программы: обучаться по программе могут дети в возрасте 7-10 лет. Возрастные особенности развития детей 7-10 лет. Чтобы правильно строить процесс обучения с детьми, необходимо знать возрастные психологические особенности развития детей. У ребёнка с 7 лет начинается новая деятельность – учебная. Именно тот факт, что он становится учеником, человеком учащимся, накладывает совершенно новый отпечаток на его психологический облик и поведение. Ребёнок не просто овладевает 3 определенным кругом знаний. Он учится учиться. Под воздействием новой, учебной деятельности изменяется характер мышления ребёнка, его внимание и память. Теперь его положение в обществе – положение человека, который занят важной и оцениваемой обществом работой. Это влечёт за собой перемены в отношениях с другими людьми, в оценивании себя и других. Ребёнок осваивает новые правила поведения, которые являются общественно направленными по своему содержанию. Выполняя правила, ученик выражает своё отношение к сверстникам, педагогу. Ребёнок впервые встречается с новым для себя способом взаимодействия со взрослым человеком. Педагог является не временным «заместителем родителей», а представителем общества, имеющим определённый статус, и ребёнку приходится осваивать систему деловых отношений. В то же время младшие школьники в своей массе отличаются отзывчивостью, любознательностью, доверчивостью в проявлении своих чувств и отношений. Интересы младших школьников неустойчивы, ситуативны. Более выражен интерес этих детей к предметам эстетического цикла (рисование, лепка, пение, музыка). По своей направленности дети этого возраста индивидуалисты. Лишь постепенно под влиянием воспитания у них начинает складываться коллективистическая направленность. Большое значение для этого имеет организация коллективно-распределительной работы учащихся в малых группах, при которой работа каждого зависит от результатов работы остальных и когда каждый отвечает не только за свою личную работу, но и за работу всей группы. Срок реализации программы. Программа “Бумажные фантазии” рассчитана на 3 года обучения. Объем программы. Всего – 576 ч: 1 год обучения 144ч., 2 год обучения 216ч ., 3 год обучения 216ч. Форма обучения – очная. Режим проведения занятий: 1 год обучения 144ч -2 раза в неделю по 2 учебных часа, перерыв между занятиями 10 минут. 2 год обучения 216ч -3 раза в неделю по 2 учебных часа, перерыв между занятиями 10 минут. 3 год обучения 216ч -3 раза в неделю по 2 учебных часа, перерыв между занятиями 10 минут. Ожидаемые результаты В результате 1 года обучения у учащихся сформируются: знания 4 - появятся представления об истории возникновения квиллинга - будут знать основные свойства материалов для выполнения изделий в технике квиллинг; умения - сформируются практические навыки художественной обработки бумаги в технике «квиллинг» - научатся обращаться с простейшими орудиями труда - смогут создавать сувенирные изделия, выполненные из бумажных полосок - разовьют художественный вкус, творческие способности и фантазию - разовьют способность работать руками, совершенствовать мелкую моторику рук, В результате 2 года обучения у учащихся сформируются: знания - углубятся знания об истории возникновения квиллинга -сформируются основные понятия о базовых формах квиллинга - обогатиться словарь специальными терминами - сформируются умения следовать устным инструкциям - понимать роль выразительных средств (форма, цвет, фактура) в построении декоративного произведения - будут хорошо знать инструкцию по технике безопасности умения - овладеют различными приемами работы с бумагой - разовьют пространственное воображение и глазомер - научатся аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место. В результате 3 года обучения у учащихся сформируются: знания - сформируются умения работать по инструкционным картам - разовьются внимание, память, логическое и пространственное воображение - разовьется художественный вкус, творческие способности и фантазия умения - сформируется культура труда и трудовые навыки - научатся создавать творческие композиции изделий, выполненными в технике «квиллинг» -улучшат свои коммуникативные способности и приобретут навыки работы в коллективе 5 Личностные результаты: выбирать художественные материалы для создания творческих работ. учитывать выделенные ориентиры действий в новых техниках, планировать свои действия осуществлять итоговый и пошаговый контроль в своей творческой деятельности вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки и характере сделанных ошибок самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить коррективы в исполнение действия, как по ходу его реализации, так и в конце действия осуществлять поиск информации с использованием литературы и средств массовой информации отбирать и выстраивать оптимальную технологическую последовательность реализации собственного или предложенного замысла Метапредметные результаты: сформированность навыков самостоятельной работы при выполнении практических творческих работ умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе умение соотносить свои действия с планируемыми результатами умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения Предметные результаты: осуществлять практические навыки и умения в декоративно-прикладном творчестве разовивать художественный вкус как способность чувствовать и воспринимать красоту развивать фантазию, воображение, художественную интуицию, память развивать критическое мышление, в способности аргументировать свою точку зрения по отношению к различным видам декоративно-прикладного искусства создавать и преобразовывать схемы и модели для решения творческих задач 6 создание композиции в процессе практической творческой работы осознание нерасторжимой связи конструктивных, декоративных и изобразительных элементов, единства формы и декора Компетентности, формируемые у учащихся: - научатся различным приемам работы с бумагой -познакомятся с искусством бумагокручения - будут знать основные геометрические понятия и базовые формы квиллинга; - научатся следовать устным инструкциям -разовьют внимание, память, мышление, пространственное воображение, мелкую моторику рук и глазомер - научатся соблюдать правила безопасного пользования ножницами и колющими инструментами, правила гигиены и санитарии - будут создавать изделия в технике « квиллинг», используя базовые и дополнительные формы -научатся читать и зарисовывать схемы изделий - научатся планировать работу, понятно рассказывать об основных этапах воплощения замысла - будут знать основные свойства материалов для выполнения изделий в технике квиллинг - научатся экономно расходовать материал, поддержать порядок на рабочем месте. 7 Учебный план дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Бумажные фантазии» Предметные курсы Ознакомительный уровень 1 год Базовый уровень 2год 3 год Вводное занятие. 2 2 2 Базовые и дополнительные формы квиллинга. Выполнение поделок из различных элементов. Контрольные занятия. 66 12 24 8 6 72 4 Изготовление открыток из форм растительного мира. Изготовление животных в технике квиллинга. Изготовление объемных сувениров. Творческие работы. 46 46 22 80 154 Основы композиции и цветоведение. 30 Итого в неделю 4 6 6 Итого в год 144 216 216 8 Учебно – тематический план 1 год обучения № Название раздела темы, Вводное занятие. 1 Количество часов Всего Теория Практика 2 2 Форма контроля 2 Базовые дополнительные квиллинга. и 66 формы 9 57 Тестовые задания. 3 Выполнение поделок 72 из различных элементов. Контрольные занятия. 4 8 64 Творческая работа Выставка работ 4 Всего часов. 144 4 19 125 Содержание. Тема 1. Вводное занятие Теория. Знакомство с правилами возникновения бумаги. Свойства бумаги. техники безопасности. История Тема 2. Базовые и дополнительные формы квиллинга. Теория. История возникновения квиллинга. Технология изготовления основных форм квиллинга: капля, глаз, овал, лист. Технология изготовления дополнительных форм квиллинга : колосок, бахрома, вишенка, плотная катушка. Основы составления композиции. Практика. Выполнение поделок из основных элементов. Простейшие приёмы изготовления цветов. Выполнение поделок из дополнительных элементов техники квиллинг . Простейшие приёмы изготовления растений, животных. Контроль: Тестовые задания. Тема 3. Выполнение поделок из различных элементов. Теория. Выполнение поделок из различных элементов техники квиллинг. 9 Правила техники безопасности. Составление композиций. Практика. Изготовление поделок в данной технике. Коллективные и индивидуальные работы. Практическая работа. Выставка работ. Контроль: Творческая работа Тема 4. Контрольные занятия. Практика. Подготовка и оформление выставки. Контроль: Выставка работ. Учебно - тематический план 2 год обучения. № п/п Название темы, раздела Количество часов Всего Теория Практика Форма контроля 1 Вводное занятие. 2 2 Базовые и 12 дополнительные формы квиллинга. 2 10 Тестовые задания 3 Изготовление 46 открыток из форм растительного мира. 8 38 Контрольное занятие. 4 Изготовление 46 животных в технике квиллинга. 10 36 Творческая работа 5 Изготовление объемных сувениров. 22 4 18 Творческая работа 6 Творческие работы. 80 14 66 Конкурс 2 10 7 Контрольные занятия. Всего часов. 8 8 216 40 Выставка работ 176 Содержание. Тема 1. Вводное занятие. Теория: Правила техники безопасности. Разнообразие бумаги, ее виды. Тема 2 Базовые и дополнительные формы квиллинга. Теория: Основные правила работы. Основные и дополнительные формы. Практика: Конструирование из основных и дополнительных форм квиллинга. Контроль: Тестовые задания Тема 3. Изготовление открыток из форм растительного мира. Теория: Основные законы композиции. Цветовой круг. Практика: Изготовление открыток «Тюльпаны», « Мимоза», «Астра», «Букет». Коллективные и индивидуальные работы по выбору. Открытка « Золотые шары». Коллективная работа « Осенний сад». Открытка « Ветка рябины». Открытка ко Дню матери. Контроль: Контрольное занятие. Тема 4. Изготовление животных в технике квиллинг. Теория: Сочетание цветовых оттенков. Гармония контрастных цветов. Практика: Индивидуальные работы: Нарядные бабочки. Ласковая кошка. Коллективные работы: Веселые обезьяны. Сказочные рыбки. Шагающая чайка. Четвероногий друг. Контроль: Творческая работа. Тема 5. Изготовление объемных сувениров. Теория: Технология выполнения изделий: Подбор бумаги, выбор основы изделия и клеевого состава. Практика: Изготовление сувениров: «Чайный набор», «Шкатулка», « Букет цветов», « Подставка для салфеток». Контроль: Творческая работа. Тема 6. Творческие работы. Теория: Техника изготовления бахромчатых цветов. 11 Практика: Выполнение панно «Подарок маме», «Бахромчатые цветы», « Занимательные игрушки». Контроль: Конкурс. Тема 7. Контрольные занятия. Практика: Подготовка и оформление выставок. Контроль: Выставка работ. «Ветка мимозы», Учебно - тематический план 3 год обучения. № Название темы, раздела п/п 1 Количество часов Всего Вводное занятие. Теория Практика Форма контроля 3 3 и 24 6 18 Тестовые задания 3 Основы композиции и цветоведение. 33 6 27 Творческая работа 10 140 Конкурс 6 Выставка работ 2 Базовые дополнительные формы квилинга. 4 Творческая работа. 150 5 Контрольные занятия. 6 Всего часов. 216 25 12 191 Содержание. Тема 1. Вводное занятие. Теория: Правила техники безопасности. История возникновения. Использование квиллинга в жизни человека. Тема 2. Базовые и дополнительные формы квилинга. Теория: Основные и дополнительные формы. Практика: Изготовление открыток и панно: Листочки с продольными жилками. Веточка любимого дерева. Изготовление объемных сувениров: Смешарики (из гофрированного картона). Контроль: Тестовые задания. Тема 3. Основы композиции и цветоведение. Теория: Понятие композиция. Знакомство с правилами композиции. Основные и дополнительные цвета. Теплые и холодные цвета. Цветовой контраст. Насыщенность цвета. Практика: Композиция « Что нам осень подарила», Коллективные работы «Сказочное царство», Гуси- лебеди. Индивидуальная работа « Подарок маме» . Контроль: Творческая работа . Тема 4. Творческая работа. Теория: Роль композиции для декоративного произведения. Расположение элементов в композиции. Практика: Изготовление панно: «Веселые синички», «Озорная белка», «Трусливые зайчата», « Хитрая лисица», « Серый волк», « Братья наши меньшие», «Веселые синички», «Озорная белка», «Трусливые зайчата», « Хитрая лисица», «Серый волк», « Братья наши меньшие». Контроль: Конкурс. Тема 5. Контрольные занятия. Практика: Подготовка и оформление выставки. Контроль: Выставка работ. 13 Календарный учебный график Продолжительность учебного года: начало учебного года - 1 сентября окончание учебного года – 31 мая Количество учебных недель: 36 Год обучения 1 год 2 год 3 год Дата Дата Количество Количество Количество Режим начала окончания учебных учебных учебных занятий занятий занятий недель дней часов 01.09 31.05 36 72 144 2 раза по 2 часа 01.09 31.05 36 108 216 3 раза по 2 часа 01.09 31.05 36 108 216 3 раза по 2 часа Формы аттестации и контроля Текущий контроль. На занятиях проводится оценка знаний, практических умений и навыков, качество работы. Устный опрос (определение, насколько учащиеся усвоили материал) Объективная оценка выполнения практических работ Самооценка учащимися своих работ Промежуточный контроль. Проводится после завершения изученной темы или этапа практической работы. Фронтальная и индивидуальная беседа Выполнение дифференцированных практических заданий различных уровней сложности Решение ситуационных задач, направленное на проверку умений использовать приобретённые знания на практике Творческая работа. Контроль по окончанию программы. Проводится по сумме показателей за всё время обучения в объединении, а также предусматривает выполнение итоговой работы. Выставки детских работ Конкурсы, фестивали детского прикладного творчества Творческая работа. 14 Оценочный материал Для оценки эффективности реализации программы необходима система отслеживания и фиксации результатов работы учащихся. Цель диагностики - проследить динамику развития и рост мастерства учащихся. Результативность усвоения дополнительной образовательной программы отслеживается путем проведения первичного, промежуточного и итогового этапов диагностики: 1 этап - предварительный (первоначальный). Цель его - определение уровня имеющихся у учащихся знаний, умений, навыков в начале обучения. Формы проведения: тестирование, анкетирование, наблюдение. 2 этап - текущий (промежуточный). Его цель - подведение промежуточных итогов обучения, оценка успешности продвижения учащихся. Формы проведения, показатели, критерии разрабатываются индивидуально по направлению деятельности. 3 этап - итоговый учет. Подведение итогов года. Формы проведения: выставки, конкурсы, конференции, практическая самостоятельная работа. При оценке результатов работы учащихся, выделяются такие аспекты, как: критерии и форма оценки результата подготовки каждого учащегося и оценка общего уровня подготовки всех учащихся объединения. Очень важно продумать и форму оценки результата ребёнка. Она должна быть конкретна, понятна, отражать реальный уровень их подготовки, но не формировать у них позицию «двоечника» или «троечника». Для этого разработана уровневая система оценки (высокий, средний, низкий). Основной задачей начального цикла занятий квиллингом является стимулирование познавательного интереса детей к промыслу. Первые месяцы работы по программе показывают, что все обучающиеся осваивают программу. Одни – легко, у других возникают определенные затруднения. Важно знать, что именно трудно даётся тому или иному обучающемуся, поэтому необходимо обязательно анализировать деятельность каждого, а анализ затруднений приводит к дифференцированному подходу к каждому учащемуся при выборе заданий и предметной деятельности, что и характеризует уровень подхода к обучению в объединении. 15 Карта диагностики усвоения программы учащимися ФИ № п/п История квиллинга Материал, инструмен ты Знание правил техники безопасност и Основы цветоведения Базовые формы Уровень - Высокий уровень – делает самостоятельно, - Средний уровень – делает с помощью педагога или товарищей, - Низкий уровень – не может сделать. Оценка результатов образовательной деятельности Наиболее плодотворным фактором, в оценочной работе итогов обучения, являются выставки работ учащихся. В одном месте могут сравниваться различные модели, макеты, различные направления творчества. Параметры оценивания представленных участниками работ могут изменяться в зависимости от уровня и целей проводимых выставок. Выставки позволяют обменяться опытом, технологией, оказывают неоценимое значение в эстетическом становлении личности ребенка. Однако выставки проводятся один–два раза в учебный год, творческая же работа ребенка постоянно требует поощрения в стремлениях. Одним из важнейших оценочных видов становится проведение соревнований, в процессе которых набираются баллы по различным характеристикам: качество исполнения, дизайн, характеристики движения (скорость, дальность и т.п.). Ребенок, сравнивая свою работу с другими, наглядно видит преимущества и ошибки, получает возможность выработать навык анализа для дальнейшей реализации в творчестве. Большое значение в оценивании итогов обучения имеют разнообразные конкурсы к «красным» дням календаря. Подарки, поделки, сувениры с элементами художественного бумагокручения ребята готовят к праздникам с большим удовольствием. В декоративном решении работы детей выглядят красочно, празднично, а иногда и фантастически. Результативность развития художественного 16 мышления ребят оценивается по следующим критериям: степень оригинальности замысла, выразительность выполненной работы, овладение приемами работы в материале. В процессе таких занятий более интенсивно развиваются творческие способности детей (воображение, образное и техническое мышление, художественный вкус). При оценке качества выполняемых заданий осуществляется дифференцированный подход. Сложность заданий и уровень их исполнения зависит как от возраста, так и от индивидуальных особенностей и способностей каждого ребенка. Условия реализации программы Помещение, в котором проводятся занятия должно быть светлым, соответствовать санитарно – гигиеническим требованиям. До начало занятий и после их окончания необходимо осуществлять сквозное проветривание помещения. В процессе обучения учащиеся и педагог должны строго соблюдать правила техники безопасности труда. Материально-техническоеобеспечение: - бумага цветная и белая ( для офисной техники) - гофрированный картон - картон белый и цветной - клей (наилучшим является клей ПВА) - зубочистка - ножницы - карандаши простые и цветные - линейка - кисточки для клея - салфетки - клеенка Информационное обеспечение: - наглядные пособия – таблицы, изготовленные педагогом - работы педагога - работы учащихся - фотографии с различных выставок - методическая литература 17 Методическое обеспечение учебного процесса В процессе занятий используются различные формы занятий: - традиционные - комбинированные - практические - лекции - игры - праздники - конкурсы - соревнования - путешествия Методы: • словесный (устное изложение, беседа, рассказ, лекция и т.д.) • наглядный (показ иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) педагогом, работа по образцу . • практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам и др.) • объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию • репродуктивный – учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности • частично-поисковый – участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом - исследовательский – самостоятельная творческая работа учащихся • фронтальный – одновременная работа со всеми учащимися. • индивидуально-фронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных форм. • групповой – организация работы в группах. • индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем. Принципы: • доступности (простота, особенностям); соответствие 18 возрастным и индивидуальным • наглядности (иллюстративность, наличие дидактических материалов). ―Чем более органов наших чувств, принимает участие в восприятии какого-нибудь впечатления или группы впечатлений, тем прочнее ложатся эти впечатления в нашу механическую, нервную память, вернее сохраняются ею и легче, потом вспоминаются (К.Д. Ушинский); • демократичности и гуманизма (взаимодействие педагога и учащегося в социуме, реализация собственных творческих потребностей); • научности (обоснованность, наличие методологической базы и теоретической основы). • систематичности (научившись элементарным навыкам работы, ребенок применяет свои знания в выполнении сложных творческих работ). Педагогические технологии Технология личностно-ориентированного обучения Технология личностно-ориентированного обучения (И.С. Якиманская) сочетает обучение (нормативно-сообразная деятельность общества) и учение (индивидуальная деятельность ребенка). Цель технологии личностно-ориентированного обучения – максимальное развитие (а не формирование заранее заданных) индивидуальных познавательных способностей ребенка на основе использования имеющегося у него опыта жизнедеятельности. Задача педагога – не «давать» материал, а пробудить интерес, раскрыть возможности каждого, организовать совместную познавательную, творческую деятельность каждого ребенка. В соответствии с данной технологией для каждого учащегося составляется индивидуальная образовательная программа, которая в отличие от учебной носит индивидуальный характер, основывается на характеристиках, присущих данному ребёнку, гибко приспосабливается к его возможностям и динамике развития. В технологии личностно-ориентированного обучения центр всей образовательной системы – индивидуальность детской личности, следовательно, методическую основу этой технологии составляют дифференциация и индивидуализация обучения. Технология индивидуализации обучения Технология индивидуализации обучения (адаптивная) – такая технология обучения, при которой индивидуальный подход и индивидуальная форма обучения являются приоритетными (Инге Унт, В.Д. Шадриков). Индивидуальный подход как принцип обучения осуществляется в определенной мере во многих технологиях, поэтому ее считают проникающей технологией. 19 В школе индивидуализация обучения осуществляется со стороны учителя, а в учреждении дополнительного образования детей – со стороны самого учащегося, потому что он идет заниматься в то направление, которое ему интересно. В соответствии с обозначенными положениями в учреждении дополнительного образования детей может применяться несколько вариантов учета индивидуальных особенностей и возможностей учащихся: Главным достоинством индивидуального обучения является то, что оно позволяет адаптировать содержание, методы, формы, темп обучения к индивидуальным особенностям каждого ребенка, следить за его продвижением в обучении, вносить необходимую коррекцию. Это позволяет учащемуся работать экономно, контролировать свои затраты, что гарантирует успех в обучении. Групповые технологии. Групповые технологии предполагают организацию совместных действий, коммуникацию, общение, взаимопонимание, взаимопомощь, взаимокоррекцию. Выделяют следующие разновидности групповых технологий: групповой опрос; общественный смотр знаний; учебная встреча; дискуссия; диспут; нетрадиционные занятия (конференция, путешествие, интегрированные занятия и др.). Особенности групповой технологии заключаются в том, что учебная группа делится на подгруппы для решения и выполнения конкретных задач; задание выполняется таким образом, чтобы был виден вклад каждого обучающегося. Состав группы может меняться в зависимости от цели деятельности. Современный уровень дополнительного образования характеризуется тем, что групповые технологии широко используются в его практике. Можно выделить уровни коллективной деятельности в группе: одновременная работа со всей группой; работа в парах; групповая работа на принципах дифференциации. Во время групповой работы педагог выполняет различные функции: контролирует, отвечает на вопросы, регулирует споры, оказывает помощь. Обучение осуществляется путем общения в динамических группах, когда каждый учит каждого. Работа в парах сменного состава позволяет развивать у обучаемых самостоятельность и коммуникативность. Групповая технология складывается из следующих элементов: постановка учебной задачи и инструктаж о ходе работы; планирование работы в группах; индивидуальное выполнение задания; 20 обсуждение результатов; сообщение о результатах; подведение итогов, общий вывод о достижениях. Технология коллективной творческой деятельности Существуют технологии, в которых достижение творческого уровня является приоритетной целью. Наиболее плодотворно в системе дополнительного образования применяется Технология коллективной творческой деятельности (И.П. Волков, И.П. Иванов) которая широко применяется в дополнительном образовании. В основе технологии лежат организационные принципы: социально-полезная направленность деятельности детей и взрослых; сотрудничество детей и взрослых; романтизм и творчество. Цели технологии: выявить, учесть, развить творческие способности детей и приобщить их к многообразной творческой деятельности с выходом на конкретный продукт, который можно фиксировать (изделие, модель, макет, сочинение, произведение, исследование и т.п.) воспитания общественно-активной творческой личности и способствует организации социального творчества, направленного на служение людям в конкретных социальных ситуациях. Технология предполагает такую организацию совместной деятельности детей и взрослых, при которой все члены коллектива участвуют в планировании, подготовке, осуществлении и анализе любого дела. Мотивом деятельности детей является стремление к самовыражению и самоусовершенствованию. Широко используется игра, состязательность, соревнование. Коллективные творческие дела – это социальное творчество, направленное на служение людям. Их содержание – забота о друге, о себе, о близких и далеких людях в конкретных практических социальных ситуациях. Творческая деятельность разновозрастных групп направлена на поиск, изобретение и имеет социальную значимость. Основной метод обучения – диалог, речевое общение равноправных партнеров. Учебные кабинеты создаются как творческие лаборатории или мастерские (биологические, физические, лингвистические, художественные, технические и т.д.), в которых дети независимо от возраста получают начальную профессиональную подготовку. 21 Оценивание результатов – похвала за инициативу, публикация работы, выставка, награждение, присвоение звания и др. Для оценивания результатов разрабатываются специальные творческие книжки, где отмечаются достижения и успехи. Игровые технологии Игровые технологии (Пидкасистый П.И., Эльконин Д.Б.) обладают средствами, активизирующими и интенсифицирующими деятельность учащихся. В их основу положена педагогическая игра как основной вид деятельности, направленный на усвоение общественного опыта. Различают следующие классификации педагогических игр: по видам деятельности (физические, интеллектуальные, трудовые, социальные, психологические); по характеру педагогического процесса (обучающие, тренировочные, познавательные, тренировочные, контролирующие, познавательные, развивающие, репродуктивные, творческие, коммуникативные и др.); по игровой методике (сюжетные, ролевые, деловые, имитационные и др.); по игровой среде (с предметом и без, настольные, комнатные, уличные, компьютерные и др.). Основные принципы игровых технологий: природо – и культуросообразность; умение моделировать, драматизировать; свобода деятельности; эмоциональная приподнятость; равноправие. Цели образования игровых технологий обширны: дидактические: расширение кругозора, применение ЗУН на практике, развитие определенных умений и навыков; воспитательные: воспитание самостоятельности, сотрудничества, общительности, коммуникативности; развивающие: развитие качеств и структур личности; социальные: приобщение к нормам и ценностям общества, адаптация к условиям среды. Способность включаться в игру не связана с возрастом, но содержание и особенности методики проведения игр зависят от возраста. 22 В практической работе педагоги дополнительного образования часто используют готовые, хорошо проработанные игры с прилагаемым учебнодидактическим материалом. Тематические игры связанны с изучаемым материалом, например, "Моделирование случаев из жизни", "Стихийное бедствие", "Путешествие во времени" и т.п. Особенностью таких занятий является подготовка учащихся к решению жизненно важных проблем и реальных затруднений. Создается имитация реальной жизненной ситуации, в которой ученику необходимо действовать. Обычно группу разбивают на подгруппы, каждая из которых самостоятельно работает над каким-либо заданием. Затем итоги деятельности подгрупп обсуждаются, оцениваются, определяются наиболее интересные наработки. Игровая технология применяются педагогами в работе с учащимися различного возраста и используются при организации занятий по всем направлениям деятельности, что помогает детям ощутить себя в реальной ситуации, подготовиться к принятию решения в жизни. Технология проведения учебного занятия-игры состоит из следующих этапов: Этап подготовки (определение учебной цели, описание изучаемой проблемы, составление плана проведения и общее описание игры, разработка сценария, расстановка действующих лиц, договоренность об условиях и правилах, консультации). Этап проведения (непосредственно процесс игры: выступления групп, дискуссии, отстаивание результатов, экспертиза). Этап анализа и обсуждения результатов (анализ, рефлексия, оценка, самооценка, выводы, обобщения, рекомендации). Технология развивающего обучения Технология развивающего обучения - это такое обучение, при котором главной целью является не приобретение знаний, умений и навыков, а создание условий для развития психологических особенностей каждого ребенка. Под развивающим обучением понимается новый, активно-деятельный способ обучения, идущий на смену объяснительно-иллюстративному способу. Принципы развивающего обучения: общее развитие всех учащихся; обучение на высоком уровне трудности; ведущая роль теоретических знаний; 23 изучение материала быстрым темпом; осознание детьми смысла процесса обучения; включение в процесс обучения не столько рациональной, но и эмоциональной сферы; проблематизация содержания; вариативность процесса обучения, индивидуальный подход; использование логики теоретического мышления: обобщение, дедукция, содержательная рефлексия; целенаправленная учебная деятельность как особая форма активности ребенка, направленная на изменение самого себя как субъекта учения и т. д. Технология развивающего обучения направлена на целостное гармоничное развитие личности, где проявляется вся совокупность ее качеств: Развивающее обучение ориентировано на «зону ближайшего развития», т.е. на деятельность, которую учащийся может выполнить с помощью педагога. Цели технологии развивающего обучения: - формировать теоретическое сознание и мышление; - формировать не столько ЗУНы, сколько способы умственной деятельности – СУДы; - воспроизвести в учебной деятельности логику научного мышления. Здоровьесберегающие технологии Здоровьесберегающие технологии реализуются на основе личностноориентированного подхода. Осуществляемые на основе личностно-развивающих ситуаций, они относятся к тем жизненно важным факторам, благодаря которым учащиеся учатся жить вместе и эффективно взаимодействовать. Предполагают активное участие самого учащегося в освоении культуры человеческих отношений, в формировании опыта здоровьесбережения, который приобретается через постепенное расширение сферы общения и деятельности учащегося, развитие его саморегуляции (от внешнего контроля к внутреннему самоконтролю), становление самосознания и активной жизненной позиции на основе воспитания и самовоспитания, формирования ответственности за свое здоровье, жизнь и здоровье других людей. Технологию, применительно к поставленной проблеме сохранения здоровья детей, можно определить как здоровьесберегающую педагогическую деятельность, которая по-новому выстраивает отношения между образованием и воспитанием, переводит воспитание в рамки человекообразующего и жизнеобеспечивающего процесса, направленного на сохранение и приумножение здоровья ребенка. Здоровьесберегающие педагогические технологии должны обеспечить развитие природных способностей ребенка: его ума, нравственных и эстетических 24 чувств, потребности в деятельности, овладении первоначальным опытом общения с людьми, природой, искусством. Здоровьесберегающая технология – это: - условия обучения ребенка (отсутствие стресса, адекватность требований, адекватность методик обучения и воспитания); рациональная организация учебного процесса (в соответствии с возрастными, половыми, индивидуальными особенностями и гигиеническими требованиями); соответствие учебной и физической нагрузки возрастным возможностям ребенка; - необходимый, достаточный и рационально организованный двигательный режим. Здоровьесберегающая образовательная технология - система, создающая максимально возможные условия для сохранения, укрепления и развития духовного, эмоционального, интеллектуального, личностного и физического здоровья всех субъектов образования (учащихся, педагогов и др.). В эту систему входит: Использование данных мониторинга состояния здоровья детей, проводимого медицинскими работниками, и собственных наблюдений в процессе реализации образовательной технологии, ее коррекция в соответствии с имеющимися данными. Учет особенностей возрастного развития и разработка образовательной стратегии, соответствующей особенностям памяти, мышления, работоспособности, активности и т.д. детей данной возрастной группы. Создание благоприятного эмоционально-психологического климата в процессе реализации технологии. Использование разнообразных видов здоровьесберегающей деятельности детей, направленных на сохранение и повышение резервов здоровья, работоспособности. Педагогу в организации и проведении занятия необходимо учитывать: Обстановка и гигиенические условия в кабинете: температура и свежесть воздуха, рациональность освещения кабинета и доски, наличие/отсутствие монотонных, неприятных звуковых раздражителей. Наличие и выбор места на уроке методов, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения самих учащихся: 25 - метод свободного выбора (свободная беседа, выбор способа действия, выбор способа взаимодействия, свобода творчества и т.д.); - активные методы (ученики в роли учителя, обучение действием, обсуждение в группах, ролевая игра, дискуссия, семинар, ученик как исследователь); - методы, направленные на самопознание и развитие (интеллекта, эмоций, общения, воображения, самооценки и взаимооценки). Психологический климат на занятии. Наличие на занятии эмоциональных разрядок: шуток, улыбок, афоризмов с комментариями и т.п.; Тест Тестовые материалы для итогового контроля по теме: «Квиллинг». Отслеживаются: уровень знаний теоретического материала, степень овладения приемами работы, сформированность интереса обучающихся к занятиям. Тестовые материалы предназначены для обучающихся от 7 до 18 лет. Оценка осуществляется по 3-балльной системе педагогом: 0 баллов выставляется за «неверный ответ»; от 1 до 2 баллов – за «не во всём верный ответ»; 3 балла – за «правильный ответ». 0-12 балла - низкий уровень 13-24 балл – средний уровень 25-36 балла – высокий уровень Вопросы теста 1. Квиллинг это... a) аппликация; b) бумагокручение; c) складывание бумаги. 2. Родина квиллинга a) Япония b) Китай c) Европа 3. Когда возникло искусство квиллинга a) конец 14, начало 15 века; b) начало 21 века; c) конец 19, начало 20 века. 4. Квиллинг это... a) оригами; b) коллаж; c) бумажная филигрань. 5. Инструменты для квиллинга a) клей, зубочистка, пластилин; 26 b) c) 6. a) b) c) 7. a) b) c) 8. a) b) c) 9. a) b) c) 10. зубочистка, ножницы, бумага; ножницы, проволока, бисер. Техника «Квиллинг» невозможна без: клей; картон; зубочистка. Сколько существует базовых элементов? 10; 30; 20. Этапы выполнения элемента: склеивание; приготовление полосок; скручивание спирали. Квиллинг это... искусство; развлечение; работа. Нарисуйте элементы: «Свободная спираль», «лепесток», «полумесяц», «глаз» «капля», «ромб». 11. Назовите не менее пяти наименований, чем можно закрутить спираль (кроме инструмента для квиллинга) 12. Как вы относитесь к технике «Квиллинг» a) нравится; b) без разницы; c) очень нравится. Ответы 1. b 2. c 3. a 4. c 5. b 6. a 7. c 8. b, c, a 9. a 10. Правильно нарисованные элементы 11. Например: 1. Зубочистка; 2. стержень от ручки шариковой; 3. шило; 4. игла; 5. крючок для вязания. 27 Алгоритм учебного занятия: I. Организационный момент. Тема, цель занятия. Инструктаж II. Практическая работа (Занимает большую часть занятия). Во время практической работы с учащимися проводятся физкультминутки (динамические паузы), игры III. Подведение итогов, анализ и оценка работ. Подведение итогов предусматривает рефлексию, коллективный анализ изделий в целом и оценку работы каждого ребенка IV. Приведение в порядок рабочего места Список литературы для педагога 1. Букина С. Букин М. Квиллинг. Шаг вперед. – «Феникс», Ростов-наДону: 2011 2. Букина С.Букин М. Квиллинг: волшебство бумажных завитков. – Феникс», Ростов-на-Дону: 2011 3. Зайцева А.А. Искусство квилинга: магия бумажных лент.- М.: Эксмо,2009. 4. Пишикова Н.Г. Работа с бумагой в нетрадиционной технике – ООО Издательство «Скрипторий 2003», М: 2008 5. Пишикова Н.Г. Работа с бумагой в нетрадиционной технике -2 – ООО Издательство «Скрипторий 2003», М: 2007 Список литературы для детей и родителей 1.Быстрицкая А. Бумажная филигрань.- М.: Айрис-пресс, 2006. 2. Иванов В.И. О тоне и цвете. Библиотека юного художника. Часть 1. –М.: «Юный художник», 2001. 3. Каменева Е. Какого цвета радуга. – М.: Детская литература, 1984. 4. Паранюшкин Р.В. Композиция. Школа изобразительного искусства. – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2005. 5. Сокольникова Н.М. Краткий словарь художественных терминов. – Обнинск: «Титул», 1998. 6. Сокольникова Н.М. Основы живописи. – Обнинск: «Титул», 1996. 7. Сокольникова Н.М. Основы композиции. – Обнинск: «Титул», 1996. 28 Словарь специальных терминов Апплика́ция - техника декоративного искусства, заключающаяся в вырезании фигур по контуру из какого-либо материала: разноцветной бумаги, картона, ткани, кожи и в прикреплении этих фигур к основе. Квиллинг - это искусство бумагокручения, то есть изготовления плоских или объемных композиций из скрученных в спирали длинных и узких полосок бумаги. Готовым спиралям придается различная форма. Так получаются модули, из которых создаются работы — картины, открытки, альбомы, рамки, фигурки. Панно - 1. Поверхность на стене, потолке, обрамлённая орнаментом, гладкая или с живописными, скульптурными изображениями. 2. Картина или рельеф, украшающие участок стены, потолка. Пинцет - это небольшой ручной инструмент, используемый для захвата предметов, слишком маленьких, чтобы с ними можно было легко справиться человеческими пальцами. Роллы - это деталь, в которой бумажная полоска скручена в спираль и кончик полоски зафиксирован клеем. Спираль. - Винтообразная линия, образующая ряд оборотов вокруг точки или оси. Шило - Инструмент для прокалывания отверстий в виде заострённой спицы на рукоятке. 29