Программа Творческая мастерская

Пояснительная записка
Творчество – постоянный спутник детства. Занятие декоративно –
прикладным творчеством является едва ли не самым интересным видом
творческой деятельности детей младшего и среднего школьного возраста.
«Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От
пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают
источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в
детской руке, тем умнее ребенок» - утверждал В. А. Сухомлинский. Занимаясь
творчеством, ребенок развивает себя как физически, так и умственно, т.к.
функционирование мелкой моторики напрямую влияет на работу мозга.
Проявление и развитие творческих способностей учит ребенка не просто
смотреть, а видеть, помогает ему стать неординарной, развитой личностью.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая
программа
«Творческая мастерская»
по содержанию относится к художественной
направленности, по степени авторства является модифицированной. При
составлении программы по прикладному творчеству использованы некоторые
разделы существующих программ и рекомендаций (Бычкова Т.Л. «Развитие
навыков прикладного творчества у детей дошкольного и младшего школьного
возраста», М., 1984 г.; учебные пособия Канышевой Н. И. и др.).
Уровень освоения программы: базовый.
Программа разработана в соответствии со следующими нормативноправовыми документами:
1. Федеральный Закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»;
2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от
09.11.2018г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и
осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам»;
3. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания
и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи»;
1

4. Распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р «Об
утверждении Стратегии развития воспитания в РФ на период до 2025
года» ;
5. Федеральный проект «Успех каждого ребёнка» (утвержден протоколом
заседания комитета по национальному проекту «Образование» от
07.12.2018 г. №3)
6. Письмо Минобрнауки России № 09-3242 от 18.11.2015 «Методические
рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих
программ (включая разноуровневые программы)
7. Устав и локальные акты учреждения.

В последнее время
в обществе возрастает интерес к изделиям,
сделанными своими руками, несущими определенную частичку души мастера,
изготовившего их.
Актуальность программы обусловлена её практической значимостью:
ребенок рассматривается как
творец рукотворного мира. Возможность
проявить себя, раскрыть неповторимые индивидуальные способности, в
процессе изготовления красивых вещей, очень важны для воспитания у
учащихся нравственного начала, любви и уважения к творческому труду.
Программа актуальна и на уровне МУДО ДДТ Пачелмского района, так
как отвечает социальному заказу детей и родителей, что подтверждается
исследованием социального заказа.
Занятия по данной программе способствуют гармоничному развитию
учащихся.

Педагогическая целесообразность программы заключается в том, что
творческому самовыражению и саморазвитию учащихся
способствует
содержание программы, которое включает в себя знакомство с образцами
изделий мастеров прикладного творчества, изучение различных декоративных
техник и создание авторских работ с применением этих техник; представление
своих работ на конкурсах и выставках различного уровня.
В процессе изготовления изделий учащиеся самостоятельно выполняют
композиционные, конструктивные и технологические задания, работают над
оформлением собственных работ.

2

Новизна программы в том, что она, являясь многоступенчатой по
структуре, позволяет осваивать несколько смежных направлений декоративноприкладного искусства, что предоставляет больше возможностей для
творческой самореализации учащихся.
Программа позволяет развить индивидуальные творческие способности
в процессе восприятия декоративно-прикладного искусства.
В отличие от большинства программ дополнительного образования,
предполагающих изучение одного вида творчества, программа «Творческая
мастерская» включает в себя изучение самых актуальных видов прикладного
творчества на сегодняшний день: аппликации из различного природного
материала,
бисероплетения, декупажа, топиария, работу с атласными
лентами, фоамираном и т.д.
Бисер – великолепный по своим декоративным качествам материал. Он
привлекал внимание мастеров с незапамятных времен. Предшественники
бисера – стеклянные бусины. Встречаются различные виды работ из бисера:
низание, вышивка, ткачество.
Освоив технику бисероплетения, можно
создавать оригинальные предметы интерьера, украшать трикотажные изделия
своими руками.
Декупаж – один из видов декоративно-прикладного искусства, в более
общем понимании представляющий собой разновидность аппликации.
Заключается он в декорировании предметов интерьера при помощи кусочков
ткани, бумаги, кожи и других материалов, из которых вырезаются
всевозможные фигурки и изображения. Само слово имеет французское
происхождение – decouper – и также означает «вырезать».
Топиарий — один из самых популярных видов творчества, доступный
для каждого! Еще несколько лет назад мы даже и не слышали такого слова, а
тем более уж и не встречали ни у кого дома в интерьере подобного деревца!
Топиарии – декоративные деревца, которые изготавливаются из всевозможных
предметов шарообразной формы, прикреплённых к высокой ножке.
Атласные ленты – один из самых известных материалов для декора,
отличающийся благородством фактуры, многообразием цвета, нежностью и
красотой. Они использовались во все века и ценились даже при королевских
дворах, а цветы из них украшали наряды самых высокопоставленных особ.
Изготовление цветов – один из видов лоскутной пластики декоративноприкладного искусства доступный для восприятия. Это интересное и
увлекательное занятие, требующее проявления творчества и фантазии. Пределу
совершенства в этом виде рукоделия нет.
3

В программе разработаны и предложены новые технологии работы с
фоамираном, которые предлагаются учащимся на 2 году обучения, когда у
ребенка достаточно развиты не только моторные навыки, но и творческое
воображение.
Фоамиран — популярный искусственный материал, напоминающий
тонкую замшу. Его активно используют в рукоделии – от скрапбукинга до
детского творчества, а некоторые и вовсе превращают пластичные листы в
роскошные цветочные букеты
Изготовление поделок из фоамирана — популярный вид творчества,
позволяющий создавать оригинальные цветочные композиции или целые
панно.
Цель программы
сформировать у детей стойкий интерес к
художественно-прикладной деятельности и раскрыть их творческий потенциал,
побуждая использовать в создании работ собственные оригинальные идеи.
Задачи программы:

обучить детей практическим навыкам работы в различных
техниках прикладного творчества;

развить художественный вкус, творческие способности и
фантазию детей;

развить аккуратность, культуру поведения;

привить любовь к декоративно-прикладному творчеству.
Программа ориентирована детям 7-13 лет.
Учащиеся 7-10 лет отличаются остротой восприятия действительности и
окружающего мира в целом. Характерная особенность этого возраста - ярко
выраженная эмоциональность восприятия. Дети лучше запоминают всё яркое,
интересное, вызывающее эмоциональный отклик, и пытаются это
воспроизвести своими руками. Для этого возраста характерно активное
стремление к практической деятельности.
К 11 годам появляется стремление к самостоятельности, но при этом дети
испытывают потребность в одобрении и поддержке. Происходит формирование
навыков «эстетического действия» («создания красоты») и появляется
стремление к созданию авторских работ. Роль педагога постепенно от роли
наставника переходит к третьему году обучения к роли консультанта.
Оптимальная наполняемость группы – 8 – 12 человек.
4

Срок реализации программы 3 года
Объем программы - 576 учебных часов, запланированных на весь период
обучения, необходимых для освоения программы:
1 год обучения – 144 ч
2 год обучения - 216 ч
3 год обучения – 216 ч
Форма обучения – очная
Уровни программы:
С учетом цели и задач программы образовательная деятельность
происходит поэтапно: от простого к сложному и имеет 2 уровня освоения:
1 – ознакомительный (первый год обучения)
2 – базовый (второй и третий года обучения)
На ознакомительном уровне учащиеся постигают основы по главным
направлениям программы и получают необходимые простейшие знания и
умения для дальнейшей своей реализации в прикладном творчестве.
На базовом уровне происходит совершенствование мастерства
учащихся и делается упор на выполнение работ по собственным эскизам.
Режим проведения занятий:
На первом году обучения количество часов составляет 144 ч, занятия
проводятся 2 раза в неделю по 2 учебных часа (по 45 минут)
с 1
десятиминутным перерывом.
На втором и последующих годах обучения количество часов составляет
216, занятия проводятся 2 раза в неделю по 3 учебных часа (по 45 минут) с 2
десятиминутными перерывами.

Ожидаемые результаты освоения программы
Предметные результаты:
Знания и умения учащихся, приобретенные в процессе реализации
программы по окончании 1 года обучения:
знания:
5

 названия инструментов и приспособлений, необходимых при работе в
определенной технике;
 основные приемы работы с различным материалом;
 планирование работы над изделием, соотносить параметры частей
изделия;
 правила составления технологической карты
умения:






применение материала для изготовления поделок;
работа с различными видами материала;
правила пользования технологическими картами;
составление по образцу несложные композиции;
организация своего рабочего места.

Знания и умения учащихся, приобретенные в процессе реализации
программы по окончании 2 года обучения:
знания:
 разнообразие материала и способы работы с ним;
 последовательность изготовления работы (замысел, эскиз, выбор
материала и способов изготовления, готовое изделие)
умения:
 творчески применять материалы в практических работах;
 последовательно вести работу (замысел, эскиз, выбор материала и
способов изготовления, готовое изделие);
 правильно составлять композиции;
 творчески использовать материал
Знания и умения учащихся, приобретенные в процессе реализации
программы по окончании 3 года обучения:
знания:
 техника работы с различными материалами;
6

 технология
соединения различных материалов
объемных композиций

для составления

умения:
 сознательное использование знаний и умений, полученных на занятиях
для воплощения собственного замысла при выполнении работы из
различного материала;
 создание работы по своему замыслу;
 использование в работе дополнительные материалы для оформления
работы
По окончании
сформированы:

реализации

программы

у

учащихся

будут

Личностные результаты:
 познавательный интерес, желание приобретать новые знания, умения,
совершенствовать имеющиеся;
 желание участвовать в творческом, созидательном процессе.
Метапредметные результаты:
 самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить
необходимые коррективы как в конце работы, так и в процессе работы;
 научится работать в группе – устанавливать рабочие отношения и
эффективно сотрудничать; строить продуктивное взаимодействие со
сверстниками, для принятия эффективных совместных решений;
 формировать практические навыки в области декоративно-прикладного
творчества и владение различными техниками и технологиями
изготовления поделок из различных материалов.

Компетентности формируемые у учащихся в результате освоения
программы:
Социальные компетентности – способность к сотрудничеству, навыки
взаимопонимания, коммуникационные навыки.

7

Мотивационные компетентности – способность к обучению, умение
достигать успехов, практические способности, умение делать собственный
выбор.
Функциональные компетентности – умение оперировать знаниями и
умениями в жизни и обучении, использовать источники для собственного
развития.

Учебный план
дополнительной общеобразовательной общеразвивающей
программы художественной направленности
«Творческая мастерская»
№ п/п

Наименование
раздела

Ознакомительный
уровень

1 год обучения

Базовый уровень

2 год обучения

3 год обучения

1

Вводное занятие

1

1

1

2
3
4

Мозаика из скорлупы
Работа со шпагатом
Работа с атласными
лентами
Бисероплетение
Топиарии

32
12
30

41
33

39
31

38
25

47
30

42
39

Декупаж
Фоамиран
Итоговое занятие
Итого часов в неделю:

2
4

30
32
2
6

19
43
2
6

144

216

216

5
6
7
8
9

Итого часов в год:

8

Учебно-тематический план
1 год обучения

№
п\п
1.
2.

Название

темы

Вводное занятие
Мозаика из скорлупы

Количество часов
теория
практика
всего
1
1
2
30
32

3.

Работа со шпагатом

2

10

12

4.

Работа с
лентами

2

28

30

5.

Бисероплетение

2

36

38

6.

Топиарии

2

23

25

7.

Итоговое занятие
ИТОГО:

2
132

2
144

атласными

12

Форма
контроля
Минивыставка
Минивыставка
Минивыставка
Устный
опрос
Минивыставка
Тестирование
Минивыставка
Кроссворд
Выставка

Содержание программы 1 года обучения:
Тема № 1. Вводное занятие.
Теория. Цели и задачи курса. Знакомство с детьми, программой. План
работы на год. История развития декоративно-прикладного искусства, виды
ДПИ. Правила техники безопасности.
Тема № 2. Мозаика из скорлупы.
Теория: Приёмы подготовки скорлупы к работе (обработка, просушка).
Технология изготовления аппликации из яичной скорлупы на бумаге.
Практика: Подготовка скорлупы к работе (обработка, просушка).
Выполнение аппликаций из скорлупы на бумажной основе по готовым
рисункам.
Контроль: Мини-выставка работ из скорлупы на картоне.
9

Тема № 3. Работа со шпагатом.
Теория: Виды шпагата, способы работы с материалом. Правила техники
безопасности. Технология выполнения работ с применением шпагата.
Практика: Выполнение отдельных деталей из шпагата для составления
аппликации. Выполнение объемных работ из шпагата.
Контроль: Мини-выставка объемных изделий из шпагата.
Тема №4. Работа с атласными лентами.
Теория: Виды атласных лент, способы работы с атласными лентами.
Применение атласных лент
в различных работе. Правила техники
безопасности.
Практика: Подготовка атласной ленты к работе. Выполнение объемных
заготовок (колечки) из атласных лент для создания топиария.
Контроль: Мини-выставка работ с использованием атласных лент,
устный опрос «Виды лент, виды работ из лент»
Тема № 5. Бисероплетение.
Теория: Виды бисера, разбор схем бисероплетения: плоское
параллельное плетение, круговое плетение, игольчатое плетение.
Практика: Выполнение плоских работ из бисера по данным схемам.
Контроль: Мини-выставка плоских работ из бисера, тестирование
«Виды плетения»
Тема № 6. Топиарий.
Теория: Из истории возникновения топиария. Виды, материалы для
работы
Практика: Выполнение творческих работ: создание топиария круглой
формы.
Контроль: выставка готовых работ , кроссворд «Угадай-ка»
Тема № 7. Итоговое занятие.
Практика: Анализ работы объединения за год. итоговая выставка работ.

10

Учебно-тематический план

№
п\п
1.
2.

2 год обучения
Название
темы
Количество часов
теория практика
всего
Вводное занятие
1
1
Мозаика из скорлупы
1
40
41

3.

Работа с
лентами

4.

атласными

1

32

33

Бисероплетение

1

46

47

5.

Декупаж

2

28

30

6.

Фоамиран

2

30

32

7.

Топиарии

1

29

30

8.

Итоговое занятие
ИТОГО:

9

2
207

2
216

Форма
контроля
Минивыставка
Устный
опрос
Минивыставка
Тестирование
Минивыставка
Тестирован
ие
Минивыставка
Минивыставка
Устный
опрос
Минивыставка
Устный
опрос
Выставка

Содержание программы 2 года обучения:
Тема № 1. Вводное занятие.
Теория. Цели и задачи курса. План работы на год. История развития
декоративно-прикладного искусства в России. Виды декоративно-прикладного
искусства, популярные в последние годы. Правила техники безопасности.
Тема № 2. Мозаика из скорлупы.
Теория: Технология декора яичной скорлупой объемных предметов
интерьера.
Практика: Подготовка поверхности предмета к декорированию.
Выполнение творческих работ.
11

Контроль:
Мини-выставка декорированных работ, устный опрос
«Правила работы с яичной скорлупой»
Тема №3. Работа с атласными лентами.
Теория: Технология работы с атласными лентами. Правила техники
безопасности.
Практика: Подготовка атласных лент для работы. Выполнение цветов
из атласных лент для составления букета.
Контроль: Мини-выставка, кроссворд «Цветы»
Тема №4. Бисероплетение.
Теория: Разбор схем бисероплетения: петельное плетение; объемное
параллельное.
Практика: Выполнение творческих работ из бисера в различных
техниках.
Контроль:
Мини-выставка работ из бисера, тестирование «Виды
плетения»
Тема № 5. Декупаж.
Теория: Из истории декупажа. Материалы для работы в технике
декупаж.
Практика: Декорирование разделочных досок с применением прямого
способа.
Контроль: Мини-выставка разделочных досок.
Тема № 6. Фоамиран.
Теория: Из истории создания материала. Свойства
материала.
Инструменты для работы. Способы работы с данным материалом.
Рекомендации по подбору материала в зависимости от вида готового изделия.
Практика:Выполнение панно, аппликаций с применением фоамирана.
Контроль: Мини-выставка готовых работ.
Тема № 7. Топиарий.
Теория: Из истории возникновения топиария. Виды, материалы для
работы. Элементы топиария. Формы топиариев.
Практика: Выполнение топиариев различной формы из различных
материалов.
Контроль: Мини-выставка изделий, устный опрос «Топиарии»
Тема № 8. Итоговое занятие.
Практика: Анализ работы объединения за год. Итоговая выставка.

12

Учебно-тематический план
3 год обучения
№
п\п
1.
2.

Название темы
Вводное занятие
Мозаика
из скорлупы

Количество часов
теория
практика
1
1
38

всего
1
39

3.

Работа с атласными
лентами

1

30

31

4.

Бисероплетение

1

41

42

5.

Декупаж

1

18

19

6.

Фоамиран

1

42

43

7.

Топиарии

1

38

39

8.

Итоговое занятие
ИТОГО:

2
209

2
216

7

Форма
контроля
Минивыставка
Устный опрос
Минивыставка
Устный опрос
Минивыставка
Тестирование
Минивыставка
Минивыставка
Минивыставка
Устный опрос
Выставка

Содержание программы 3 года обучения:
Тема № 1. Вводное занятие.
Теория: Цели и задачи курса. План работы на год. Правила техники
безопасности.
Тема №2. Мозаика из скорлупы.
Теория: Технология изготовления работ в технике декупаж на яичной
скорлупе.
Практика: Подготовка скорлупы
и поверхности изделия,
предназначенного для работы. Выполнение творческих работ по собственным
эскизам.
Контроль: Мини-выставка работ, устный опрос «Применение яичной
скорлупы для создания творческих работ».
13

Тема №3. Работа с атласными лентами.
Теория: Способы работы с атласными лентами. Применение атласных
лент в работе. Правила техники безопасности.
Практика: Выполнение объемных цветов из атласных лент для создания
топиариев.
Контроль: Мини-выставка топиариев, устный опрос «Использование
атласных лент для создания работ»
Тема № 4. Бисероплетение.
Теория: Разбор схем бисероплетения: мозаичное плетение, объемные
работы из бисера.
Практика: Выполнение работ в технике мозаичное плетение.
Выполнение объемных работ (свободный выбор).
Контроль:
Мини-выставка работ из бисера, тестирование «Виды
плетения»
Тема № 5. Декупаж.
Теория: Материалы для работы, способы работы
Практика: Декорирование
шкатулок, часов в технике декупажа с
применением салфеток.
Контроль: Мини-выставка работ.
Тема № 6. Фоамиран.
Теория: Материалы для работы. Способы работы с данным материалом.
Практика: Выполнение объемных цветов для создания букетов,
топиариев
Контроль: Мини-выставка работ.
Тема №7. Топиарий.
Теория: Из истории возникновения топиария. Виды, материалы для
работы
Практика: Выполнение творческих работ. Создание предметов
интерьера: парящие чашки с применением различных природных материалов.
Контроль: Мини-выставка работ, устный опрос «Что такое топиарий?»
Тема № 9. Итоговое занятие.
Практика: Анализ работы объединения за год. Итоговая выставка.

14

Календарный учебный график

Год
Дата
Дата
Количество Количество Количество Режим
обуче начала окончания учебных
учебных
учебных
занятий
ния занятий занятий
недель
дней
часов
1 год
01.09
27.05
36
72
144
2 раза в
неделю
по 2
часа
2 год
01.09
28.05
36
72
216
2 раза в
неделю
по 3
часа
3 год
01.09
28.05
36
72
216
2 раза в
неделю
по 3
часа
Формы аттестации и контроля
Результативность освоения программного материала отслеживается
систематически в течение года с учетом уровня знаний и умений учащихся на
начальном этапе обучения. С этой целью используются разнообразные виды
контроля: 
 входящий контроль проводится в начале учебного года для
определения уровня знаний и умений учащихся на начало обучения по
программе Используемые формы: тесты-опросники.(приложение 1 к
программе).

 текущий контроль осуществляется в виде педагогического
наблюдения за качеством овладения учащимися приемами и навыками работы с
различными материалами (природный материал, ткань, бисер, пряжа, ленты) и
в разных техниках (топиарий, бисероплетение); итогового обсуждения, анализа
выполненных работ в первую очередь самими детьми, затем педагогом в конце
каждого занятия; тематических викторин и кроссвордов; выставки творческих
работ. Используемые формы: наблюдение, беседа, мини-выставки.
15

- промежуточный контроль
осуществляется в конце полугодия и
определяет творческий рост учащихся, их активность, уровень усвоения
программного материала. Используемые формы: наблюдение, беседа, минивыставки.
- итоговый контроль проводится в конце учебного года, помогает
выявить рост мастерства, самостоятельности, развитие творческого мышления,
художественного вкуса. Используемые формы: участие в выставках,
конкурсы.

Оценочные материалы

№

Название темы

Оценочные материалы

п\п
1

Вводное занятие

2

Мозаика из скорлупы

Мини-выставка
Устный опрос

3

Работа со шпагатом

Мини-выставка

4

Работа с атласными лентами

Мини-выставка
Устный опрос, Тестирование

5

Бисероплетение

Мини-выставка
Тестирование

6

Топиарии

Мини-выставка
Устный опрос

7

Декупаж

Мини-выставка

8

Фоамиран

Мини-выставка
Устный опрос

9

Итоговое занятие

Выставка

16

Условия реализации программы
Материально-технические условия реализации программы
1.
Кабинет: соответствующий санитарно-гигиеническим нормам
освещения и температурного режима.
2.
Оборудование: столы для теоретических и практических занятий,
шкафы, для хранения материалов, оборудования, литературы.
3.
Инструменты и материалы: ножницы, кисти, стеки, термоклей ,
атласные ленты, бисер, проволока, бумага и т.п.
Информационное обеспечение
• видео- и фотоматериалы по разделам занятий;
• литература для учащихся по декоративно-прикладному творчеству
(журналы, учебные пособия, книги и др.);
• методическая копилка игр (для физкультминуток и на сплочение
детского коллектива);
• иллюстративный материал по разделам программы (ксерокопии,
рисунки, таблицы, тематические альбомы и др.).
Методическое обеспечение учебного процесса
Форма подведения итогов реализации дополнительной образовательной
программы
Форма фиксации результатов реализации дополнительной
образовательной программы:
• ежегодная выставка работ объединения «Мозаика» в образовательном
учреждении;
• «летопись» объединения (видео- и фотоматериалы);
• копилка детских работ в различных техниках исполнения;
• портфолио творческих достижений объединения «Мозаика» (грамоты,
дипломы, сертификаты и др.);
Форма отслеживания результатов усвоения дополнительной
образовательной программы предполагает:
• индивидуальное наблюдение — при выполнении практических приемов
учащимися;
• тестирование — при проверке терминологии и определении степени усвоения
теоретического материала.
17

Принципы организации образовательного процесса нацелены на поиск
новых творческих ориентиров и предусматривают:
• самостоятельность учащихся;
• развивающий характер обучения;
Дополнительная образовательная программа опирается на следующие
педагогические принципы:
• принцип доступности обучения — учет возрастных и индивидуальных
особенностей;
• принцип поэтапного углубления знаний — усложнение учебного
материала от простого к сложному при условии выполнения учащимися
предыдущих заданий.

Основными формами организации образовательного процесса являются:
• Фронтальная
Предполагает подачу учебного материала всему коллективу учащихся
детей через беседу или лекцию. Фронтальная форма способна создать
коллектив единомышленников, способных воспринимать информацию и
работать творчески вместе.
• Групповая
Ориентирует учащихся на создание «творческих пар», которые
выполняют более сложные работы. Групповая форма позволяет ощутить
помощь со стороны друг друга, учитывает возможности каждого,
ориентирована на скорость и качество работы. Групповая форма организации
деятельности в конечном итоге приводит к разделению труда в «творческой
паре», имитируя пооперационную работу любой ремесленной мастерской.
• Индивидуальная
Предполагает самостоятельную работу учащихся, оказание помощи и
консультации каждому из них со стороны педагога. Это позволяет, не
уменьшая активности ребенка, содействовать выработке стремления и навыков
самостоятельного творчества по принципу «не подражай, а твори».
Индивидуальная форма формирует и оттачивает личностные качества
учащегося, а именно: трудолюбие, усидчивость, аккуратность, точность и
четкость исполнения. Данная организационная форма позволяет готовить
учащихся к участию в выставках и конкурсах.

18

Формы проведения занятий:
-практическая работа;
- беседа;
-конкурсы;
-тестирование;
- контрольные занятия;
Дидактическое обеспечение дополнительной образовательной программы
располагает широким набором материалов и включает:
• видео- и фотоматериалы;
• литературу для родителей по декоративно-прикладному творчеству и по
воспитанию творческой одаренности у детей;
• иллюстративный материал (таблицы, тематические альбомы,
технологические карты и др.).
Данная программа построена таким образом, чтобы на протяжении всего
учебного года, дети последовательно осваивают несколько направлений
декоративно-прикладного творчества. Темы по различным направлениям
чередуются, а задачи по их выполнению усложняются. Подобное планирование
занятий, позволяет эффективно работать в нескольких направлениях
одновременно и не терять интерес у детей к работе.
Для лучшего
усвоения
материала программы используются
разнообразные формы организации занятий и методы обучения:
• наглядные методы — иллюстративные, демонстрационные методы с
применением компьютерных презентаций и видеофильмов;
• игровые методы — ролевые игры и игровые тренинги на
взаимопонимание и групповое взаимодействие;
• диагностические методы — тестирование личностных качеств и
образовательных результатов на стадиях первичного, промежуточного и
итогового контроля;
• проектные методы — эскизное проектирование на стадии создания
макета изделия, поделки.

19

Алгоритм учебного занятия:
I. Организационный момент. Тема, цель занятия. Инструктаж
II. Практическая работа (Занимает большую часть занятия). Во время
практической
работы
с
учащимися
проводятся
физкультминутки
(динамические паузы), игры
III. Подведение итогов, анализ и оценка работ. Подведение итогов
предусматривает рефлексию, коллективный анализ изделий в целом и оценку
работы каждого ребенка
IV. Приведение в порядок рабочего места

20

Список литературы, используемый педагогом
1.Ануфриева М.Я. «Искусство бисероплетения»,М.: Культура и традиции,
1999 г
2.Новикова И.В.,Базулина Л.В. «Бисер», Ярославль: Академия развития,
1998 г
3.Никоненко Н.М. «Декоративно-прикладное творчество»;Ростов-наДону «Феникс», 2003 г.
4.Новикова
И.В., Базулина
Л.В. «100 поделок из природного
материала»; Ярославль: Академия развития, 2002 г.
5.Вешкина О.Н. «Декупаж», М.: Эксмо, 2008 г.
6. Стильные штучки для вашего дома. М.:«Аст-Пресс книга», 2006 г.
7.Терешкович Т.А. «Рукодельница», М.: «Полымя», 1993 г.
8.Фидио Д.К. «Изысканные цветы» М.: Мой мир, 2007 г.
9.Калинич М.М. «Рукоделие для детей», М.: «Полымя», 1997 г.
10.Черныш И. «поделки из природных материалов», М.: «Аст-Пресс»,
1998 г.
11. Айдиете Р. А. Магия декупажа. - М.: ЭКСМО, 2010.
12. Гульянц Э. К., Базик И. Я. Что можно сделать из природного
материала. М., Просвещение, 1991 г.
13. Воронова О. В. Декупаж: Новые идеи, оригинальные техники. - М.:
ЭКСМО, 2010.
Список литературы,
рекомендованный для детей и родителей

1.Новикова И.В.,Базулина Л.В.«Бисер», Ярославль:Академия развития,
1998г
2.Вешкина
О.Н.
«Декупаж»,
М.:
Эксмо,
2008
г.
3.Калинич М.М. «Рукоделие для детей», М.: «Полымя», 1997 г.
4.Фидио
Д.К. «Изысканные цветы» М.: Мой мир, 2007 г.
5.Черныш И. «Поделки из природных материалов», М.: «Аст-Пресс», 1998 г.
6.М.И. Нагибина. Чудеса для детей из ненужных вещей. Популярное пособие
для родителей и педагогов. – Ярославль: «Академия развития» 1997. – 192
с.: ил. – («Вместе учимся мастерить»).

21

Словарь терминов
Бисер — мелкие круглые и многогранные, слегка сплюснутые бусинки из
стекла, металла, пластмассы с отверстиями для продевания нитки.
Бусины – бусинки, но намного крупнее бисера, с отверстиями для продевания
нити (количество отверстий может быть разное). Материал для бусин
разнообразен: стекло, керамика, металл, дерево, кость, натуральные камни,
янтарь.
Блестки — тонкие, круглые и фигурные пластинки из металла, цветного и
зеркального стекла, пластмассы диаметром 2 -20 мм.
Пайетки — блестки круглой формы, разных цветов.
Стеклярус — отрезки тонкой стеклянной трубки длиной 3-25 мм, отличается
от бисера большей длинной. Бывают гладкими или закрученными.
Вспомогательные бусины – это те бусины, которые в конеце работы нужно
убрать.
Жгут – переплетение низок из бисера в определенном порядке или плетение по
определенным схемам (в результате получается шнуроподобное изделие).
Ключевая (или соединительная) бусина — бусина, расположенная в центре
пересечения двух и более нитей.
Краевые бусины — бусины, расположенные по краям от ключевой бусины.
Крестик — колечко из четырех бусин.
Калибрование — отбор бисерин одного размера и формы.
Низание — вид техники в бисероплетении, который основан на соединении
снизок через ключевые бусины.
Низание столбиком — нанизывание бисера снизу вверх в виде шнура.
Плетение — вид техники бисероплетения: соединение бисера и бусин в
определенном порядке.

22

Прямое направление плетения – плетение (прохождение через бусины) иглой
в том же направлении, что и в первый раз.
Обратное направление плетения — плетение (прохождение через бусины)
иглой в обратном направлении, т.е. противоположном первому разу.
Основной или рабочий материал – это бусины, из которых состоит изделие.
Подвеска — элемент в отделке бисерных изделий.
Раппорт — повторяющаяся часть узора (от франц. rapporter- приносить
обратно)
Рабочая нить — это нить, на которую нанизывают бусины на выполняемом
этапе работы.
Снизка (низка) — нить с нанизанным на нее бисером.
Стоп — бусина — вспомогательная бусина, которую закрепляют на нити в
начале работы.
Связка — бусины, соединяющие ряды.
Техника плетения (низания) — существуют различные способы плетения
изделий, отличающиеся приемами соединения бусин между собой и
расположением их относительно друг друга. Разновидности техник плетения —
монастырское плетение, гобеленовое плетение, мозаичное плетение и др.
Цепочка — узкая полоска, сплетенная из бисера любым методом и способная
стать самостоятельным изделием.
Фурнитура – дополнительные детали для какого-либо вида работы или
производства. К фурнитуре относится все: швензы, стопперы, замочки,
карабины, гвоздики, обручи, колечки и т.п. Фурнитура может быть из
различного материала: пластмассы (редко, но встречается, но крайне не
практична), драгоценные металлы (серебро, золото), обычные металлы.
Декупаж — техника декорирования различных предметов, основанная на
присоединении рисунка, картины или орнамента (обычно вырезанного) к
предмету, и далее, покрытии полученной композиции лаком ради сохранности,
долговечности и особенного визуального эффекта.
23

Кракле – техника искусственного состаривания, основанная на создании
трещин в красочном слое.
Фоамиран - это мягкий листовой инновационный материал с огромным
потенциалом для творчества, внешний вид которого очень напоминает цветную
бархатистую резину.
Молд – это текстурный негнущийся оттиск, выглядит, как копия листа или
лепестка с линиями, прожилками и изгибами.
Композиция означает составление, соединение, сочетание различных частей в
единое целое в соответствии с какой-либо идеей.
Аппликация — это техника декоративно-прикладного искусства, основанная
на наклеивании или пришивании узоров, фигур и прочих декоративных
элементов украшения на фоновый материал.

24

Приложение № 1

Определение уровня мотивации учащихся (для учащихся 1- го года обучения)
Анкета №1
Фамилия имя ____________
Возраст _________________
Дата заполнения _________________














1.Знаешь, ли ты чем занимаются в объединений?
Да, знаю
Немного
Нет, не знаю
2.Умеешь ли ты уже что-то делать в этой области?
Да, умею
Немного
Нет, не умею
3.Чего ты ожидаешь от обучения?
Многому научиться
Что-то свое
Не знаю
4. Почему ты пришел именно в это объединение?
Самому захотелось
Родители посоветовали
За компанию с другом
5. Дополнительный вопрос на усмотрение педагога.
Анкета № 2
















Дорогой друг!
Ответь, пожалуйста, на следующие вопросы:
Меня зовут ________________________________________________
Мне ______________________________________________________
Я выбрал объединение _____________________________________
Я узнал об объединении (нужное отметить):
Из газет;
От учителя;
От родителей;
От друзей;
Свой вариант____________________________________________________
5. Я пришел в сюда, потому что (нужное отметить):
Хочу заниматься любимым делом;
Надеюсь найти новых друзей;
Хочу узнать новое, интересное о том, чего не изучают на уроках в школе;
Нечем заняться;
25

Свой вариант_____________________________________________________
6. Думаю, что занятия помогут мне (нужное отметить):
 Определиться с выбором профессии;
 С пользой проводить свободное время;
 Приобрести знания, которые пригодятся на уроках в школе;
 Свой вариант___________________________________________


Вывод: Результаты анкет №1 и №2 позволяют педагогу иметь общую картину. Кто
пришел в объединение целенаправленно за определенными знаниями и навыками или
за общением, а кто пришел случайно, за компанию с другом или по чьему - либо
совету. Данная информация нужна педагогу для того, чтобы он мог акцентировать
первоначальное внимание на тех учащихся, кто пришел случайно, чтобы мотивировать
их интерес к занятиям, чтобы они не уходили после первых занятий, а остались до
конца курса обучения. Результаты анкет также позволяют педагогу осуществлять
индивидуальный подход к каждому учащемуся.
Данные анкет не обязательно заносить в таблицы. Но при желании можно построить
диаграмму для того, чтобы можно было проследить как изменилась динамика роста
мотиваций к занятиям за 2 года обучения.

26


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».