Пояснительная записка Искусство с незапамятных времен занимало в жизни человека важное место. Создаваясь на протяжении многих столетий, искусство стало подлинной художественной энциклопедией социальной жизни народа. Искусство – это эстетическое развитие человека. В процессе обучения развиваются данные учащихся, формируются необходимые технические навыки, накапливается определенный запас лексики. Занятия не только учат понимать и создавать прекрасное, они развивают образное мышление и фантазию, дают гармоничное развитие. Тематическая направленность программы позволяет наиболее полно реализовать творческий потенциал ребёнка, способствует развитию целого комплекса умений, совершенствованию творческих навыков, помогает реализовать потребность в общении. Дополнительная общеобразовательная программа «Ассорти» имеет художественную направленность. Программа направлена на гармоничное развитие личности, на формирование у воспитанников вокальных, танцевальных и актёрских навыков, что способствует повышению общей культуры ребенка. Оказывает большое воспитательное значение и доставляет эстетическую радость. Уровень программы базовый. Данная программа составлена в соответствии с нормативно-правовыми документами: 1.Федеральный Закон от 29.12. 2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; 2.Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (в редакции 2013 г.); 3.Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года (распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р); 4.Концепция развития дополнительного образования детей (распоряжение Правительства РФ от 04.09.2014г. № 1726-р); 5.Приоритетный проект "Доступное дополнительное образование для детей" (утвержден президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам, протокол от 30 ноября 2016 г. № 11); 1 6.Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.11.2018г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; 7.Приказ Министерства просвещения Российской Федерации № 533 от 30 сентября 2020 года «О внесении изменений в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; 8. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи»; 9.Основные положения государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы» (Постановление Правительства РФ от 30.12.2015 № 1493); 10.Распоряжения Правительства РФ от 29 .05. 2015 г. № 996-р «Об утверждении Стратегии развития воспитания в РФ на период до 2025г.»; 11.Локальные акты учреждения. Актуальность программы заключается в том, что особое внимание уделяется культуре, искусству и приобщению детей к здоровому образу жизни, к общечеловеческим ценностям, укреплению психического и физического здоровья, получению общего эстетического развития. Педагогическая целесообразность программы объясняется основными принципами, на которых основывается вся программа, это – принцип взаимосвязи обучения и развития; принцип взаимосвязи эстетического воспитания с хореографической, вокальной и актёрской подготовкой, что способствует развитию творческой активности детей, дает детям возможность участвовать в постановочной и концертной деятельности. Эстетическое воспитание помогает становлению основных качеств личности: активности, самостоятельности, трудолюбия. Программный материал нацелен на развитие ребенка, на приобщение его к здоровому образу жизни в результате разностороннего воспитания. В рамках данной программы реализуются следующие педагогические идеи: 1. Формирование ценностных основ культуры личности, которая трактуется как гармония культуры знания, чувств и творческого действия, обогащение внутренней культуры (духовность) и воспитание внешней культуры, проявляющейся в общении, поведении, и одежде и т.п. 2 2. Опора на личностно-ориентированный подход в образовании и игровые технологии. 3. Концепция и содержание настоящей программы материализует идею творческого развития каждого ребенка. 4. Личностно-ориентированный подход к образованию способствует сохранению и укреплению физического и социального здоровья воспитанника. Новизна данной программы в формировании общей культуры, духовно-нравственных качеств, творческих способностей учащихся через приобщение к эстрадному вокалу, хореографии и актёрскому мастерству. Отличительная особенность является то, что программа направлена на освоение определённого вида деятельности, углубление и развитие их интересов и навыков, расширение спектра специализированных занятий по различным направлениям; формирование устойчивой мотивации к обучению; формирование специальных знаний и практических навыков, развитие творческих способностей ребенка. У учащихся накапливаются знания, умения и навыки, что способствует не только успешности обучения, но и создаёт возможности освоения творческо-продуктивной, проектной и учебно-исследовательской деятельностей. Цель: -освоение элементов хореографического, вокального, актёрского мастерства, повышение общекультурного уровня учащихся. Задачи программы: -познакомить с видами искусства -привить навыки танцевального, вокального, актёрского мастерства; -развить художественный вкус; -сформировать умение владеть своим телом и своим голосом; -развить умение осваивать сценическое пространства; -воспитать чувство самостоятельности , коллективизма и взаимопомощи. Адресат программы Программа рассчитана для подростков 15-18 лет. Учащиеся принимаются без специального отбора и специальной подготовки. Старший подросток (15-18 лет) это период, когда человек может пройти путь от неуверенного, непоследовательного отрока, притязающего на взрослость, до действительного взросления. Подросток еще с трудом «вписывается» в мир взрослых. Он не слушает советы родителей и посторонних людей, так как самооценка уже сформирована. Поступки становятся менее импульсивными и более логичными. У молодого человека возникает проблема выбора жизненных ценностей. Подростку хочется, чтобы родители и учителя видели в нем личность, считались с его позицией. 3 Он не приемлет контроля и опеки со стороны взрослого. Появляется стремление к самореализации своих способностей. Для подростка становится приоритетным мнение коллектива о себе, своих поступках. Он склонен к самоанализу, стремится к признанию окружающими своих заслуг. В этом возрасте учащийся слишком чувствителен и раним, эмоционально нестабилен. Именно в эти годы закладываются основы здоровья, гармоничного умственного, нравственного и физического развития ребёнка, формируется личность человека. В данный период ребенок интенсивно развивается, движения становятся его потребностью, поэтому физическое воспитание особенно важно в этот возрастной период. Программа по хореографии имеет оздоровительно-развивающую направленность. Предполагается, что освоение основных разделов программы поможет естественному развитию организма ребёнка, морфологическому и функциональному совершенствованию его отдельных органов и систем. Обучение по программе создаёт необходимый двигательный режим, положительный психологический настрой, хороший уровень занятий. Срок реализации программы: 3 года, 27 месяцев, 108 недель. Объём программы: Общее количество учебных часов, запланированных на весь период обучения, необходимых для освоения программы – 108 часов: 1год обучения-36 часов; 2 год обучения-36 часов; 3 год обучения-36 часов. Форма обучения: очная Режим занятий: 1 год обучения: 1 раза в неделю по 1 часу (45минут) 2 год обучения: 1 раза в неделю по 1 часу (45минут) 3год обучения: 1 раза в неделю по 1 часу (45минут) Ожидаемые результаты В результате 1 года обучения у учащихся сформируются Знания: -знание жанров вокальной музыки; -знание особенностей средств музыкальной выразительности -термины и правила исполнения движений; -правила поведения на занятиях, технику безопасности. Умения: -вовремя вступать и заканчивать песню; 4 -эмоциональное выражение танцевальных движений; -передача образа и национального характера исполнения; В результате 2 года обучения у учащихся сформируются Знания: -правила постановки рук, группировки пальцев, ног, головы, корпуса в бальном танце «Сударушка»; -сочинение несложных танцевальных композиций; -культура поведения на сцене; Умения: -эмоционально передавать игровые образы. -умение петь чисто и слаженно в унисон; -умение дать критическую оценку своему исполнению; В результате 3 года обучения у учащихся сформируются Знания: -знание основ музыкальной формы (куплет, припев, фраза). -знание элементарных теоретических певческих навыков: дыхание, спокойный, без напряжения вдох, задержка вдоха перед началом пения равномерный выдох; Умения: -навыки актерской выразительности; -умение использовать элементы ритмики и движения под музыку; -умение работать в сценическом образе. - умение петь под фонограмму с различным аккомпанементом, умение владеть своим голосом и дыханием. В результате освоения программы у учащихся формируется способность к сотрудничеству, умение решать проблемы в различных жизненных ситуациях, навыки взаимопонимания, социальные и общественные ценности и умения, коммуникационные навыки, мобильность в любых социальных условиях. У детей развивается способность к обучению, достижению успехов в жизни, умения делать собственный выбор. Учатся оперировать знаниями в жизни и обучении, использовать источники информации для собственного развития. Личностные результаты: у учащихся будут сформированы: -потребность сотрудничества со сверстниками, доброжелательное отношение к сверстникам, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к мнению окружающих; -готовность к творчеству; -возможность полноценно употребить свои способности и самовыразится в музыкальных композициях; Метапредметные результаты: 5 учащиеся будут: -планировать свои действия на отдельных этапах работы; -контролировать, корректировать и давать оценку результатов своей деятельности; -понимать и применять полученную информацию при выполнении заданий; -проявлять индивидуальные творческие способности . Предметные результаты: учащиеся будут знать: -жанры вокальной музыки; -особенностей средств музыкальной выразительности; -термины и правила исполнения движений; -правила поведения на занятиях и сцене, технику безопасности; -основы музыкальной формы; -элементарные теоретические певческие навыки. Учебный план программы «Ассорти». № Название тем 1. Вводное занятие Базовый уровень 1 год 2 год 1 1 2. 3. 4. 5. Ансамблевое пение. Хореография. Актёрское мастерство Итоговое занятие. Итого в неделю Итого в год 12 12 10 1 1 36 6 12 12 10 1 1 36 3 год 1 12 12 10 1 1 36 Учебно-тематический план объединия «Ассорти» I год обучения № урока 1 2 3 4 5 Тема Кол-во часов Теория Практика Вводное занятие 1 Ансамблевое пение. 2 10 Хореография. 2 10 Актёрское мастерство 2 8 Итоговое занятие 1 Итого 7 29 Форма контроля Итого 1 12 12 10 1 36 Тестирование Контрольный урок Контрольный урок Контрольный урок Открытый урок Содержание программы I год обучения Тема№1. Вводное занятие. Теория: Основные правила сценического мастерства и культуры. Инструктаж по ТБ и ПБ. Контроль: тестирование. Тема№2. Ансамблевое пение. Теория: Разновидности ансамблей. Сценодвижение. Жесты. Дикция. Скороговорки Практика: Вокальный репертуар. «Ветер перемен», « Снегопад», «Дивчина-весна». Контроль: контрольный урок. Тема№3. Хореография. Теория: Основные правила сценического мастерства и культуры. Практика: Медленный вальс (начало изучения). Движения: - махи руками; 7 - постановка корпуса - прямые позиции, вес на середине стопы, стопы плотно к полу; - подъем - отталкивание - снижение - по одному и в паре; - движение стопы по полу - «натираем паркет»; - перенос веса - «баланс»; - шаги вперед, назад, в сторону. Контроль: контрольный урок. Тема№4. Актёрское мастерство Теория: Что такое «сценическая площадка? Умение «распределиться» на сцене. Выразительность слова в речитативах. Практика: Сочинение первых этюдов-зарисовок: на внимание, на фантазию, этюды и упражнения на движение, музыкальные этюды. Контроль: контрольный урок. Тема№5. Итоговое занятие. Контроль: открытый урок. Учебно-тематический план объединения «Ассорти» 2 год обучения № урока 1 2 3 Тема 4 Актёрское мастерство Итоговое занятие Итого 5 Кол-во часов Теория Практика Вводное занятие 1 Ансамблевое пение. 2 10 Хореография. 2 10 Форма контроля Итого 1 тестирование 12 Контрольный урок 12 Контрольный урок 2 8 10 Контрольный урок 1 36 Открытый урок 7 1 29 8 Содержание программы 2 год обучения Тема№1. Теория: Инструктаж по ТБ и ПБ. Контроль: Тестирование. Тема№2. Ансамблевое пение. Теория: История вокальных стилей. Упражнения, направленные на формирование эстрадной манеры пения. Практика: Вокальный репертуар. "Осень", "Московские окна", "Как тревожен этот путь". Контроль: Тестирование. Тема№3 Хореография. Теория: История происхождения танца «Сударушка». Практика: Бальный танец «Сударушка». - тройной ход с ударами по линии танца; - боковые шаги, шаг- каблук; - «расходимся - сходимся»; - «свеча» (положение рук); - «качелька» - шаги вперед и отход назад; - движения рук; - полностью композиция в паре. Отрабатывается ритмичность, музыкальность, ведение в паре. Контроль: Контрольный урок. Тема№4 Актёрское мастерство. Теория: Действие – основа сценического искусства. Развитие артистической смелости и непосредственности. Практика: Действия с воображаемыми предметами. Взаимодействие с партнером. Этюды. 9 Контроль: Открытый урок. Тема№5. Итоговое занятие. Отчётный концерт Учебно-тематический план объединения «Ассорти» 3 год обучения № урока 1 2 Тема 3 4 Хореография. Актёрское мастерство Итоговое занятие Итого 5 Кол-во часов Теория Практика Вводное занятие 1 Ансамблевое пение. 2 10 Форма контроля Итого 1 тестирование 12 Контрольный урок 2 2 10 8 12 10 Контрольный урок Контрольный урок 1 36 Открытый урок 7 1 29 Содержание программы 3 год обучения Тема№1. Вводное занятие. Теория: Инструктаж по ТБ и ПБ. Культура поведения во время репетиции и концерта. Контроль: Тестирование. Тема№2. Ансамблевое пение. Теория: Характеристики голоса и речи. Практика: Вокальный репертуар. "Ветер перемен", "Последняя поэма", "Послушай свое сердце". Контроль: Тестирование. 10 Тема№3. Хореография Теория: История происхождения танца «Фигурный вальс». Практика: Бальный танец «Фигурный вальс». - балансе в сторону, вперед и назад - по одному, в парах; - променад - поворот- правый и левый - по одному, в паре; - «окно», смена мест - по одному и в паре; - сольный поворот партнерши под рукой; - правый поворот - по одному и в паре; - полностью композиция по одному и в паре. Отрабатывается ритмичность, музыкальность, техника работы стопы, координация, танцевальная позиция в паре, контактное ведение, выразительность исполнения. Контроль: Открытый урок. Тема№4 Актёрское мастерство. Теория: Понятие «сценический образ». Понятие «второй план». Практика: Работа над сюжетными отрывками. Контроль: Открытый урок. Тема№5. Итоговое занятие. Отчётный концерт Календарный учебный график Год обучения 1 год Дата начала занятий 07.09 Дата окончания занятий 31.05 Количество учебных недель 36 Количество учебных дней 36 11 Количество учебных часов 36 Режим занятий 1 раза неделю 1часу в по 2 год 01.09 30.05 36 36 36 3 год 01.09 30.05 36 36 36 1 раз неделю по1часу 1 раз неделю по1часу в в Форма аттестации Формой аттестации является промежуточная и итоговая аттестации. Промежуточная аттестация проводится в конце первого полугодия (декабрь). Итоговая аттестация проводится в конце каждого учебного года (май) Промежуточная аттестация обеспечивает управление учебной деятельностью учащегося, ее корректировку и проводится с целью определения: - качества реализации образовательного процесса; - качества теоретической и практической подготовки по учебному предмету; - уровня умений и навыков, сформированных у учащегося на определенном этапе обучения. Формы контроля Целью отслеживания и оценивания результатов обучения является: -содействие воспитанию у учащихся ответственности за результаты своего труда, -критического отношения к достигнутому, -привычки к самоконтролю и самонаблюдению, что формирует навык самоанализа. Используются такие формы контроля как: -тестирование; -контрольный урок; -открытый урок; -отчётный концерт. Отслеживание результатов в объединении направлено на получение информации о знаниях, умениях и навыках учащихся и на определение эффективности функционирования педагогического процесса. Оно должно обеспечивать взаимодействие внешней обратной связи (контроль педагога) и внутренней (самоконтроль учащихся). К отслеживанию результатов обучения предъявляются следующие требования: 12 -систематичность, регулярность проведения на всех этапах процесса обучения; -разнообразие форм проведения, повышение интереса к его проведению; -всесторонность, т.е. должна обеспечиваться проверка теоретических знаний, интеллектуальных и практических умений и навыков учащихся; - дифференцированный подход. Главный показатель – усвоение музыкального материала, воспитание и развитие навыков творческой, самостоятельной работы, развитие умения творчески реализоваться на сцене, формирование эстетического вкуса. Отследить развитие особенностей и раскрытие творческого и познавательного потенциала учащихся педагог может в процессе непосредственного обучения. Оценочные материалы Педагогом проводятся наблюдения за динамикой развития, как каждого ребенка в отдельности, так и группы учащихся в целом, которые проходят в форме: -собеседования; -скрытого педагогического наблюдения; -беседы в форме «вопрос-ответ» ; -творческого занятия; -концертных выступлений; -участия в фестивалях и конкурсах различного уровня . Условия реализации программы Программа составлена с учетом возрастных и психологических особенностей учащихся. Большое внимание уделяется формированию музыкальных умений и навыков у детей. В программе чередуются различные виды и формы занятий, с учетом возрастных возможностей и задатков учащихся, в то же время для них идет усложнение приемов работы, разумно чередуется нагрузка. Во время занятий идет непосредственный обмен знаниями и умениями между учащимися, сотрудничество и взаимопомощь. В работе используются групповая технология обучения, которая предполагает организацию совместных действий, коммуникацию, общение, взаимопомощь. Изучаемый материал по содержанию и объему и практические задания по методам выполнения соответствует их возможностям. Материально-техническое обеспечение: -класс; -шумовые инструменты; -муз. Центр; -флешка. Информационное обеспечение: -аудиозаписи; 13 -видеозаписи; -интернет. Методическое обеспечение Творческое развитие детей по данной программе опирается на принципы дидактики и возрастной психологии детей, которые нисколько не противоречат педагогике. Методика проведения занятий на всех этапах обучения по программе состоит из: -развития специальных данных: музыкального слуха, чувства ритма, музыкальной памяти, музыкального воображения с учетом возрастных особенностей детей; -творческих заданий; -работы над певческими и танцевальными, актёрскими навыками. Включение такого материала обогащает представления учащихся об атмосфере того или иного явления и способствует формированию музыкального кругозора. Учебное занятие, как правило, организуется по следующей схеме: Вокал: -распевка; -показ и разучивание нового музыкального материала; -закрепление пройденного; слушание музыки и анализ прослушанного; -теоретические сведения; -повторение. Хореография: -разминка; -показ и разучивание нового танцевального материала; -закрепление пройденного; -теоретические сведения; -повторение. Актёрское мастерство: - показ и разучивание нового материала; -закрепление и анализ пройденного; -теоретические сведения; -повторение. Примерный план разучивания песни: -прочесть внимательно текст песни; -прослушав, проанализировать жанровые особенности и обрядовую принадлежность; -разучить текст песни и мотив с детьми; -обдумать художественное оформление. Основные методы организации образовательного процесса: 14 -словесный - объяснение, беседа, рассказ, инструктаж; -наглядный – иллюстрации, демонстрация, наблюдения; -практический – прослушивание аудиозаписей; -разыгрывание потешек, прибауток и т.д., -импровизация; -побудительно – оценочные (поощрение, похвала, порицание). При отборе содержания используется структурно-системный принцип, при котором изучаемый материал выстраивается с постепенным усложнением. Список литературы для педагога 1. Захаров Р. Сочинение танца.-М.:Искусство,2014г.-237с. 2. Красовская В. Ваганова.-Л.:Искусство,2015г.-223с. 3. Холл Д. Уроки танцев.-М.:АСТ:Астрель,2013г.-409с 4. Зарецкая Н., Роот З., Танцы. – М.: Айрис-пресс, 2017. – 112 с. 5. Каплунова И., Новоскольцева И. Этот удивительный ритм. Развитие чувства ритма. –СПб.: Композитор, 2014. - 76 с. 6. Суворова Т.И. Танцевальная ритмика для детей 4. – СПб.: Музыкальная палитра, 2014. – 44 с. 7. Фирилева Ж.Е., Сайкина Е.Г. «Са-Фи-Дансе» - танцевально-игровая гимнастика для детей. – СПб.: Детство-пресс, 2013. -352 с. Список литературы для учащихся: 1. Браиловская Л.В. Танцуют все!.-Ростов н/Д: Феникс,2013г.-251с. 2. Слуцкая С.Л. Танцевальная мозаика. М.: Линка-пресс, 2013. - 272 с. 15 16