Программа Ассорти

Пояснительная записка
Искусство с незапамятных времен занимало в жизни человека важное место.
Создаваясь на протяжении многих столетий, искусство стало подлинной
художественной энциклопедией социальной жизни народа.
Искусство
– это
эстетическое
развитие человека. В процессе обучения
развиваются
данные учащихся, формируются необходимые технические навыки,
накапливается определенный запас лексики.
Занятия не только учат понимать и создавать прекрасное, они развивают образное
мышление и фантазию, дают гармоничное развитие.
Тематическая направленность программы позволяет наиболее полно реализовать
творческий потенциал ребёнка, способствует развитию целого комплекса умений,
совершенствованию творческих навыков, помогает реализовать потребность в
общении.
Дополнительная общеобразовательная программа «Ассорти» имеет художественную
направленность. Программа направлена на гармоничное развитие личности, на
формирование у воспитанников вокальных, танцевальных и актёрских навыков, что
способствует повышению общей культуры ребенка. Оказывает большое
воспитательное значение и доставляет эстетическую радость.
Уровень программы базовый.
Данная программа составлена в соответствии с нормативно-правовыми документами:
1.Федеральный Закон от 29.12. 2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
2.Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав
ребенка в Российской Федерации» (в редакции 2013 г.);
3.Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года (распоряжение
Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р);
4.Концепция развития дополнительного образования детей (распоряжение
Правительства РФ от 04.09.2014г. № 1726-р);
5.Приоритетный проект "Доступное дополнительное образование для детей"
(утвержден президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по
стратегическому развитию и приоритетным проектам, протокол от 30 ноября 2016 г. №
11);

1

6.Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.11.2018г. №
196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
7.Приказ Министерства просвещения Российской Федерации № 533 от 30 сентября
2020 года «О внесении изменений в Порядок организации и осуществления
образовательной
деятельности
по
дополнительным
общеобразовательным
программам»;
8. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 №
28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодёжи»;
9.Основные положения государственной программы «Патриотическое воспитание
граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы» (Постановление Правительства
РФ от 30.12.2015 № 1493);
10.Распоряжения Правительства РФ от 29 .05. 2015 г. № 996-р «Об утверждении
Стратегии развития воспитания в РФ на период до 2025г.»;
11.Локальные акты учреждения.
Актуальность программы заключается в том, что особое внимание уделяется
культуре,
искусству и приобщению детей к здоровому образу жизни, к
общечеловеческим ценностям, укреплению психического и физического здоровья,
получению общего эстетического развития.
Педагогическая целесообразность программы объясняется
основными
принципами, на которых основывается вся программа, это – принцип взаимосвязи
обучения и развития; принцип
взаимосвязи эстетического воспитания с
хореографической, вокальной и актёрской подготовкой, что способствует развитию
творческой активности детей, дает детям возможность участвовать в постановочной
и концертной деятельности.
Эстетическое воспитание помогает становлению
основных качеств личности: активности, самостоятельности, трудолюбия.
Программный материал нацелен на развитие ребенка, на приобщение его к здоровому
образу жизни в результате разностороннего воспитания.
В рамках данной программы реализуются следующие педагогические идеи:
1. Формирование ценностных основ культуры личности, которая трактуется как
гармония культуры знания, чувств и творческого действия, обогащение внутренней
культуры (духовность) и воспитание внешней культуры, проявляющейся в общении,
поведении, и одежде и т.п.
2

2. Опора на личностно-ориентированный подход в образовании и игровые технологии.
3. Концепция и содержание настоящей программы материализует идею творческого
развития каждого ребенка.
4. Личностно-ориентированный подход к образованию способствует сохранению и
укреплению физического и социального здоровья воспитанника.
Новизна данной программы в формировании общей культуры, духовно-нравственных
качеств, творческих способностей учащихся через приобщение к эстрадному
вокалу, хореографии и актёрскому мастерству.
Отличительная особенность является то, что программа направлена на освоение
определённого вида деятельности, углубление и развитие их интересов и навыков,
расширение спектра специализированных занятий по различным направлениям;
формирование устойчивой мотивации к обучению; формирование специальных знаний
и практических навыков, развитие творческих способностей ребенка. У учащихся
накапливаются знания, умения и навыки, что способствует не только успешности
обучения, но и создаёт возможности освоения творческо-продуктивной, проектной и
учебно-исследовательской деятельностей.
Цель:
-освоение элементов хореографического, вокального, актёрского мастерства,
повышение общекультурного уровня учащихся.
Задачи программы:
-познакомить с видами искусства
-привить навыки танцевального, вокального, актёрского мастерства;
-развить художественный вкус;
-сформировать умение владеть своим телом и своим голосом;
-развить умение осваивать сценическое пространства;
-воспитать чувство самостоятельности , коллективизма и взаимопомощи.
Адресат программы
Программа рассчитана для подростков 15-18 лет. Учащиеся принимаются без
специального отбора и специальной подготовки.
Старший подросток (15-18 лет) это период, когда человек может пройти путь от
неуверенного, непоследовательного отрока, притязающего на взрослость, до
действительного взросления. Подросток еще с трудом «вписывается» в мир взрослых.
Он не слушает советы родителей и посторонних людей, так как самооценка уже
сформирована. Поступки становятся менее импульсивными и более логичными. У
молодого человека возникает проблема выбора жизненных ценностей. Подростку
хочется, чтобы родители и учителя видели в нем личность, считались с его позицией.
3

Он не приемлет контроля и опеки со стороны взрослого. Появляется стремление к
самореализации своих способностей. Для подростка становится приоритетным мнение
коллектива о себе, своих поступках. Он склонен к самоанализу, стремится к признанию
окружающими своих заслуг. В этом возрасте учащийся слишком чувствителен и раним,
эмоционально нестабилен.
Именно в эти годы закладываются основы здоровья, гармоничного умственного,
нравственного и физического развития ребёнка, формируется личность человека. В
данный период ребенок интенсивно развивается, движения становятся его
потребностью, поэтому физическое воспитание особенно важно в этот возрастной
период. Программа по хореографии имеет оздоровительно-развивающую
направленность. Предполагается, что освоение основных разделов программы
поможет естественному развитию организма ребёнка, морфологическому и
функциональному совершенствованию его отдельных органов и систем. Обучение по
программе создаёт необходимый двигательный режим, положительный
психологический настрой, хороший уровень занятий.
Срок реализации программы: 3 года, 27 месяцев, 108 недель.
Объём программы: Общее количество учебных часов, запланированных на весь
период обучения, необходимых для освоения программы – 108 часов:
1год обучения-36 часов;
2 год обучения-36 часов;
3 год обучения-36 часов.
Форма обучения: очная
Режим занятий:
1 год обучения: 1 раза в неделю по 1 часу (45минут)
2 год обучения: 1 раза в неделю по 1 часу (45минут)
3год обучения: 1 раза в неделю по 1 часу (45минут)
Ожидаемые результаты
В результате 1 года обучения у учащихся сформируются
Знания:
-знание жанров вокальной музыки;
-знание особенностей средств музыкальной выразительности
-термины и правила исполнения движений;
-правила поведения на занятиях, технику безопасности.
Умения:
-вовремя вступать и заканчивать песню;
4

-эмоциональное выражение танцевальных движений;
-передача образа и национального характера исполнения;
В результате 2 года обучения у учащихся сформируются
Знания:
-правила постановки рук, группировки пальцев, ног, головы,
корпуса в бальном танце «Сударушка»;
-сочинение несложных танцевальных композиций;
-культура поведения на сцене;
Умения:
-эмоционально передавать игровые образы.
-умение петь чисто и слаженно в унисон;
-умение дать критическую оценку своему исполнению;
В результате 3 года обучения у учащихся сформируются
Знания:
-знание основ музыкальной формы (куплет, припев, фраза).
-знание элементарных теоретических певческих навыков: дыхание, спокойный, без
напряжения вдох, задержка вдоха перед началом пения равномерный выдох;
Умения:
-навыки актерской выразительности;
-умение использовать элементы ритмики и движения под музыку;
-умение работать в сценическом образе.
- умение петь под фонограмму с различным аккомпанементом, умение владеть своим
голосом и дыханием.
В результате освоения программы у учащихся формируется способность к
сотрудничеству, умение решать проблемы в различных жизненных ситуациях, навыки
взаимопонимания, социальные и общественные ценности и умения,
коммуникационные навыки, мобильность в любых социальных условиях.
У детей развивается способность к обучению, достижению успехов в жизни, умения
делать собственный выбор. Учатся оперировать знаниями в жизни и обучении,
использовать источники информации для собственного развития.
Личностные результаты:
у учащихся будут сформированы:
-потребность сотрудничества со сверстниками, доброжелательное отношение к
сверстникам, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к мнению
окружающих;
-готовность к творчеству;
-возможность полноценно употребить свои способности и самовыразится в
музыкальных композициях;
Метапредметные результаты:
5

учащиеся будут:
-планировать свои действия на отдельных этапах работы;
-контролировать, корректировать и давать оценку результатов своей деятельности;
-понимать и применять полученную информацию при выполнении заданий;
-проявлять индивидуальные творческие способности .
Предметные результаты:
учащиеся будут знать:
-жанры вокальной музыки;
-особенностей средств музыкальной выразительности;
-термины и правила исполнения движений;
-правила поведения на занятиях и сцене, технику безопасности;
-основы музыкальной формы;
-элементарные теоретические певческие навыки.

Учебный план программы
«Ассорти».

№

Название тем

1.

Вводное занятие

Базовый уровень
1 год
2 год
1
1

2.
3.
4.
5.

Ансамблевое пение.
Хореография.
Актёрское мастерство
Итоговое занятие.
Итого в неделю
Итого в год

12
12
10
1
1
36

6

12
12
10
1
1
36

3 год
1
12
12
10
1
1
36

Учебно-тематический план
объединия
«Ассорти»
I год обучения
№
урока
1
2
3
4
5

Тема

Кол-во часов
Теория Практика
Вводное занятие
1
Ансамблевое пение. 2
10
Хореография.
2
10
Актёрское мастерство 2
8
Итоговое занятие
1
Итого
7
29

Форма контроля
Итого
1
12
12
10
1
36

Тестирование
Контрольный урок
Контрольный урок
Контрольный урок
Открытый урок

Содержание программы
I год обучения
Тема№1. Вводное занятие.
Теория:
Основные правила сценического мастерства и культуры.
Инструктаж по ТБ и ПБ.
Контроль: тестирование.
Тема№2. Ансамблевое пение.
Теория:
Разновидности ансамблей. Сценодвижение. Жесты. Дикция. Скороговорки
Практика:
Вокальный репертуар. «Ветер перемен», « Снегопад», «Дивчина-весна».
Контроль: контрольный урок.
Тема№3. Хореография.
Теория:
Основные правила сценического мастерства и культуры.
Практика:
Медленный вальс (начало изучения).
Движения:
- махи руками;
7

- постановка корпуса - прямые позиции, вес на середине стопы, стопы плотно к полу;
- подъем - отталкивание - снижение - по одному и в паре;
- движение стопы по полу - «натираем паркет»;
- перенос веса - «баланс»;
- шаги вперед, назад, в сторону.
Контроль: контрольный урок.
Тема№4. Актёрское мастерство
Теория:
Что такое «сценическая площадка? Умение «распределиться» на сцене.
Выразительность слова в речитативах.
Практика:
Сочинение первых этюдов-зарисовок: на внимание, на фантазию, этюды и упражнения
на движение, музыкальные этюды.
Контроль: контрольный урок.
Тема№5. Итоговое занятие.
Контроль: открытый урок.
Учебно-тематический план
объединения «Ассорти»
2 год обучения
№
урока
1
2
3

Тема

4

Актёрское
мастерство
Итоговое занятие
Итого

5

Кол-во часов
Теория Практика
Вводное занятие
1
Ансамблевое пение. 2
10
Хореография.
2
10

Форма контроля
Итого
1
тестирование
12
Контрольный урок
12
Контрольный урок

2

8

10

Контрольный урок

1
36

Открытый урок

7

1
29

8

Содержание программы
2 год обучения
Тема№1.
Теория:
Инструктаж по ТБ и ПБ.
Контроль:
Тестирование.
Тема№2. Ансамблевое пение.
Теория:
История вокальных стилей. Упражнения, направленные на формирование эстрадной
манеры пения.
Практика:
Вокальный репертуар. "Осень", "Московские окна", "Как тревожен этот путь".
Контроль:
Тестирование.
Тема№3 Хореография.
Теория:
История происхождения танца «Сударушка».
Практика:
Бальный танец «Сударушка».
- тройной ход с ударами по линии танца;
- боковые шаги, шаг- каблук;
- «расходимся - сходимся»;
- «свеча» (положение рук);
- «качелька» - шаги вперед и отход назад;
- движения рук;
- полностью композиция в паре.
Отрабатывается ритмичность, музыкальность, ведение в паре.
Контроль:
Контрольный урок.
Тема№4 Актёрское мастерство.
Теория:
Действие – основа сценического искусства. Развитие артистической смелости и
непосредственности.
Практика:
Действия с воображаемыми предметами. Взаимодействие с партнером. Этюды.
9

Контроль:
Открытый урок.
Тема№5. Итоговое занятие.
Отчётный концерт
Учебно-тематический план
объединения «Ассорти»
3 год обучения
№
урока
1
2

Тема

3
4

Хореография.
Актёрское
мастерство
Итоговое занятие
Итого

5

Кол-во часов
Теория Практика
Вводное занятие
1
Ансамблевое пение. 2
10

Форма контроля
Итого
1
тестирование
12
Контрольный урок

2
2

10
8

12
10

Контрольный урок
Контрольный урок

1
36

Открытый урок

7

1
29

Содержание программы
3 год обучения
Тема№1. Вводное занятие.
Теория:
Инструктаж по ТБ и ПБ.
Культура поведения во время репетиции и концерта.
Контроль:
Тестирование.
Тема№2. Ансамблевое пение.
Теория:
Характеристики голоса и речи.
Практика:
Вокальный репертуар. "Ветер перемен", "Последняя поэма", "Послушай свое сердце".
Контроль:
Тестирование.
10

Тема№3. Хореография
Теория:
История происхождения танца «Фигурный вальс».
Практика:
Бальный танец «Фигурный вальс».
- балансе в сторону, вперед и назад - по одному, в парах;
- променад - поворот- правый и левый - по одному, в паре;
- «окно», смена мест - по одному и в паре;
- сольный поворот партнерши под рукой;
- правый поворот - по одному и в паре;
- полностью композиция по одному и в паре.
Отрабатывается ритмичность, музыкальность, техника работы
стопы, координация, танцевальная позиция в паре, контактное ведение,
выразительность исполнения.
Контроль:
Открытый урок.
Тема№4 Актёрское мастерство.
Теория:
Понятие «сценический образ». Понятие «второй план».
Практика:
Работа над сюжетными отрывками.
Контроль:
Открытый урок.
Тема№5. Итоговое занятие.
Отчётный концерт
Календарный учебный график
Год
обучения
1 год

Дата
начала
занятий
07.09

Дата
окончания
занятий
31.05

Количество
учебных
недель
36

Количество
учебных
дней
36

11

Количество
учебных
часов
36

Режим
занятий
1
раза
неделю
1часу

в
по

2 год

01.09

30.05

36

36

36

3 год

01.09

30.05

36

36

36

1
раз
неделю
по1часу
1
раз
неделю
по1часу

в

в

Форма аттестации
Формой аттестации является промежуточная и итоговая аттестации. Промежуточная
аттестация проводится в конце первого полугодия (декабрь). Итоговая аттестация
проводится в конце каждого учебного года (май)
Промежуточная аттестация обеспечивает
управление учебной деятельностью
учащегося, ее корректировку и проводится с целью определения:
- качества реализации образовательного процесса;
- качества теоретической и практической подготовки по учебному предмету;
- уровня умений и навыков, сформированных у учащегося на определенном этапе
обучения.
Формы контроля
Целью отслеживания и оценивания результатов обучения является:
-содействие воспитанию у учащихся ответственности за результаты своего труда,
-критического отношения к достигнутому,
-привычки к самоконтролю и самонаблюдению, что формирует навык самоанализа.
Используются такие формы контроля как:
-тестирование;
-контрольный урок;
-открытый урок;
-отчётный концерт.
Отслеживание результатов в объединении направлено на получение информации о
знаниях, умениях и навыках учащихся и на определение эффективности
функционирования педагогического процесса. Оно должно обеспечивать
взаимодействие внешней обратной связи (контроль педагога) и внутренней
(самоконтроль учащихся).
К отслеживанию результатов обучения предъявляются следующие требования:
12

-систематичность, регулярность проведения на всех этапах процесса обучения;
-разнообразие форм проведения, повышение интереса к его проведению;
-всесторонность, т.е. должна обеспечиваться проверка теоретических знаний,
интеллектуальных и практических умений и навыков учащихся;
- дифференцированный подход.
Главный показатель – усвоение музыкального материала, воспитание и развитие
навыков творческой, самостоятельной работы, развитие умения творчески
реализоваться на сцене, формирование эстетического вкуса.
Отследить развитие
особенностей и раскрытие творческого и познавательного
потенциала учащихся педагог может в процессе непосредственного обучения.
Оценочные материалы
Педагогом проводятся наблюдения за динамикой развития, как каждого ребенка в
отдельности, так и группы учащихся в целом, которые проходят в форме:
-собеседования;
-скрытого педагогического наблюдения;
-беседы в форме «вопрос-ответ» ;
-творческого занятия;
-концертных выступлений;
-участия в фестивалях и конкурсах различного уровня .
Условия реализации программы
Программа составлена с учетом возрастных и психологических особенностей
учащихся. Большое внимание уделяется формированию музыкальных умений и
навыков у детей. В программе чередуются различные виды и формы занятий, с учетом
возрастных возможностей и задатков
учащихся, в то же время для них идет
усложнение приемов работы, разумно чередуется нагрузка. Во время занятий идет
непосредственный обмен знаниями и умениями между учащимися, сотрудничество и
взаимопомощь. В работе используются групповая технология обучения, которая
предполагает организацию совместных действий, коммуникацию, общение,
взаимопомощь. Изучаемый материал по содержанию и объему и практические задания
по методам выполнения соответствует их возможностям.
Материально-техническое обеспечение:
-класс;
-шумовые инструменты;
-муз. Центр;
-флешка.
Информационное обеспечение:
-аудиозаписи;
13

-видеозаписи;
-интернет.
Методическое обеспечение
Творческое развитие детей по данной программе опирается на принципы дидактики и
возрастной психологии детей, которые нисколько не противоречат педагогике.
Методика проведения занятий на всех этапах обучения по программе состоит из:
-развития специальных данных: музыкального слуха, чувства ритма, музыкальной
памяти, музыкального воображения с учетом возрастных особенностей детей;
-творческих заданий;
-работы над певческими и танцевальными, актёрскими навыками.
Включение такого материала обогащает представления учащихся об атмосфере того
или иного явления и способствует формированию музыкального кругозора.
Учебное занятие, как правило, организуется по следующей схеме:
Вокал:
-распевка;
-показ и разучивание нового музыкального материала;
-закрепление пройденного; слушание музыки и анализ прослушанного;
-теоретические сведения;
-повторение.
Хореография:
-разминка;
-показ и разучивание нового танцевального материала;
-закрепление пройденного;
-теоретические сведения;
-повторение.
Актёрское мастерство:
- показ и разучивание нового материала;
-закрепление и анализ пройденного;
-теоретические сведения;
-повторение.
Примерный план разучивания песни:
-прочесть внимательно текст песни;
-прослушав, проанализировать жанровые особенности и обрядовую принадлежность;
-разучить текст песни и мотив с детьми;
-обдумать художественное оформление.
Основные методы организации образовательного процесса:
14

-словесный - объяснение, беседа, рассказ, инструктаж;
-наглядный – иллюстрации, демонстрация, наблюдения;
-практический – прослушивание аудиозаписей;
-разыгрывание потешек, прибауток и т.д.,
-импровизация;
-побудительно – оценочные (поощрение, похвала, порицание).
При отборе содержания используется структурно-системный принцип, при котором
изучаемый материал выстраивается с постепенным усложнением.

Список литературы для педагога
1. Захаров Р. Сочинение танца.-М.:Искусство,2014г.-237с.
2. Красовская В. Ваганова.-Л.:Искусство,2015г.-223с.
3. Холл Д. Уроки танцев.-М.:АСТ:Астрель,2013г.-409с
4. Зарецкая Н., Роот З., Танцы. – М.: Айрис-пресс, 2017. – 112 с.
5. Каплунова И., Новоскольцева И. Этот удивительный ритм. Развитие чувства ритма.
–СПб.: Композитор, 2014. - 76 с.
6. Суворова Т.И. Танцевальная ритмика для детей 4. – СПб.: Музыкальная палитра,
2014. – 44 с.
7. Фирилева Ж.Е., Сайкина Е.Г. «Са-Фи-Дансе» - танцевально-игровая гимнастика для
детей. – СПб.: Детство-пресс, 2013. -352 с.
Список литературы для учащихся:
1. Браиловская Л.В. Танцуют все!.-Ростов н/Д: Феникс,2013г.-251с.
2. Слуцкая С.Л. Танцевальная мозаика. М.: Линка-пресс, 2013. - 272 с.

15

16


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».