Сценарий мероприятия, посвященного Дню снятия блокады Ленинграда.

27.01.2019

Цель: воспитание патриотизма, чувства гордости за свою страну, за свой народ.

Задачи: формирование у учащихся осознания исторического прошлого,

сформировать представление о роли Ленинграда в Великой Отечественной войне;

воспитание гражданской ответственности, чувства достоинства, уважения к истории и культуре своей страны; воспитание чувства сострадания и гордости за стойкость своего народа в период блокады Ленинграда с помощью музыкальных произведений и поэтической литературы.

 

Ведущий 1:

Российское правительство 27 января объявило Днем воинской славы России. В этот день в 1944 г. была снята блокада города Ленинграда (ныне Санкт-Петербурга).

Подвигу советских людей в Великой Отечественной войне против фашистских захватчиков посвящается наше выступление.

 1.Слайд «Оборона Ленинграда». Звучит «Пятая симфония Шостаковича».

Ведущий 2:

75 лет отделяют нас от суровых и грозных лет войны. Но время никогда не изгладит из памяти народа Великую Отечественную войну 1941-1945 годов, самую тяжелую и жестокую из всех войн в истории нашей страны.

 2. слайд «Оборон Ленинграда». Звучит «Пятая симфония Шостаковича».

 

Ведущий 1:

Битва за Ленинград является одной из решающих битв Второй мировой войны и занимает особое место в мировой военной истории не только из-за своей продолжительности, но и благодаря героической стойкости, проявленной защитниками города. Ленинградское сражение охватило почти всю северо-западную часть страны и длилось более трёх лет. На защиту города Ленинграда поднялись все его жители: 500 тыс. ленинградцев строили оборонительные сооружения, 300 тыс. ушли добровольцами в народное ополчение, на фронт и в партизанское отряды.

Ведущий 2:

Блокада города и вражеские обстрелы продолжались 900 дней. За это время на Ленинград обрушилось свыше 100 тыс. фугасных и зажигательных авиабомб, фашисты выпустили 150 тыс. снарядов.

3.Слайд «Оборона Ленинграда». Звучит песня «Темная ночь».

Ведущий 2:

В истории осады Ленинграда самым трагическим периодом была зима 1941–1942 годов. Вся тяжесть легла на плечи рядовых ленинградцев. За годы блокады от голода, холода, бомбёжек и артобстрелов погибло 900 тыс. мирных жителей. Для Гитлера вопрос о судьбе Ленинграда решался однозначно: город должен был подвергнуться полному уничтожению.

 

4. Слайд «Оборона Ленинграда.

 

Ведущий 1:

 Невиданные трудности и страдания пришлось пережить Ленинграду, его жителям и защитникам в блокадную зиму 1941-1942 года. Город был лишен запасов продовольствия и топлива, вышли из строя водопровод и канализация. Осенью 1941 года нормы продовольствия снижались пять раз.

Ведущий 2:

 В ноябре рабочие получали по 250 грамм хлеба в день, все остальные по – 125 грамм. К началу осады из Ленинграда вывезли только небольшую часть жителей (менее 500 тыс. человек). Около 3 млн. человек не успели уехать. В осажденном городе осталось более 400 тыс. детей.

Ведущий 1:

Не было электричества, и почти весь город погрузился во тьму. Дома не отапливались. Воду приходилось брать из прорубей. Осажденный Ленинград оказался почти без запасов продовольствия.

 5.Слайд «Блокада Ленинграда».

Савостина Надя:

И летели листовки с неба На пороги замерзших квартир:

“Будет хлеб. Вы хотите хлеба?..” “Будет мир. Вам не снится мир?”

Дети, плача, хлеба просили. Нет страшнее пытки такой.

Ленинградцы ворот не открыли И не вышли к стене городской.

Без воды, без тепла, без света. День похож на черную ночь.        

Может, в мире и силы нету, Чтобы все это превозмочь?

Умирали – и говорили: - Наши дети увидят свет!

Но ворота они не открыли. На колени не встали, нет!

Мудрено ли, что в ратной работе Город наш по-солдатски хорош?..

Петр построил его на болоте, Но прочнее его не найдешь.

 6. слайд  

Ведущий 2:

 Но никакие вражеские обстрелы не могли деморализовать население. В суровых фронтовых условиях город продолжал набирать силы. Ленинградцы являли собой образец не только патриотизма, но стойкости и выдержки.

7.Слайд «Блокада Ленинграда».

Ведущий1:

 Вспоминает Галина Павловна Вишневская.  

Зайцева О.Н.:

“Началась блокада… Всего только несколько месяцев прошло с начала войны, а город уже голодал. Все меньше и меньше продуктов стали выдавать по карточкам. 20 ноября 1941 г. рацион хлеба дошел до 125 граммов иждивенцам и 250 граммов рабочим. Крупы выдавали 300 г, масла – 100 г в месяц. Потом пришло время, когда уже не выдавали ничего, кроме хлеба. Да и эти 125 г, от которых зависела жизнь, были не хлебом, а липким черным месивом, сделанном из мучных отходов, мокрым и расплывающимся в руках. Каждый растягивал свой кусок насколько мог…

Наглядный показ продуктов.

Ведущий 1:

Вспоминает Лиля Ивановна Вершинина.

Ручкина Е.А.:

Я помню: в комнате было очень холодно, стояла буржуйка, спали мы в одежде. У мамы пропало молоко, и Верочку нечем было кормить. Она умерла от голода в августе 1942 года (ей был всего 1 год и 3 месяца). Для нас это было первое тяжелое испытание. Я помню: мама лежала на кровати, у неё распухли ноги, а тельце Верочки лежало на табуретке, на глазки мама положила ей пятаки. Я держала ее ножки, а сестра стояла у изголовья и говорила: «Вера, Вера – открой глаза и снимала пятаки, и так все повторяла «Вера, Вера открой глаза». Наконец, пришел отец и принес гробик, куда мы ее положили, а нам объяснил, что он разговаривал со священником на Волковом кладбище, спрашивал, где можно похоронить такого маленького ребенка. На что священник ему ответил: «такие дети – это ангелы», их надо хоронить около церкви, выбирайте любое свободное место. Отец на руках, через весь Лиговский проспект (транспорта не было) отнес гробик с Верочкой и похоронил ее около церкви на Волковом кладбище.

8. слайд

Ведущий 1:

Вспоминает Валентина Александровна Пилипенко.

Зайцева О.Н.:

Мой маленький братик очень ослаб от голода, он не ходил и у него начались предсмертные судороги. Мама чудом успела принести его в Филатовскую больницу и его спасли от голодной смерти. Как мы выжили? Это сложный вопрос. Старший мой брат считал, что нас поддержали продукты, приобретенные на летнее время. Еще, к счастью, нашлась в бабушкином буфете бутылка со старым рыбьим жиром, который нам давали по малюсенькой чайной ложке. Кроме того, мама нас, по очереди, брала в столовую. Уносить еду из столовой было нельзя, а вот приводить детей, чтобы покормить, не запрещалось. Я хорошо помню, как в первый раз, попала в эту столовую. В помещении было очень холодно и стоял туман, в котором двигались фигуры людей. Мама посадила меня к себе на руки, но вот что я ела – не помню. Для нас, в то время, было неважно, чем нас кормили, лишь бы было что-то съедобное.

9. слайд.

Мусатова Софья:

Да, Ленинград остыл и обезлюдел, И высятся пустые этажи,

но мы умеем жить, хотим и будем, Мы отстояли это право – жить.

Здесь трусов нет, здесь не должно быть робких  И этот город тем непобедим,

Что мы за чечевичную похлёбку  Достоинство своё не продадим.

Есть передышка – мы передохнём, Нет передышки, снова будем драться

За город, пожираемый огнём, За милый мир, за всё, что было в нём,

 За город наш испытанный огнём, За право называться ленинградцем!

10. слайд

Ведущий 2:

Какое-то время еще работали школы, кто был в силах, приходил. Сидели в пальто и шапках в ледяном нетопленом классе, голодные. У всех – закопченные лица; электричества уже не было, в квартирах горели коптилки – баночки с какой-то горючей жидкостью, в которые вставлялся маленький фитилек. Света она дает ничтожно мало, но коптить немилосердно, отсюда и название. И у учительницы нашей скопилась в морщинах эта копоть. Обессилевшие от голода люди постепенно стали опускаться – не мылись, покрылись вшами.

11.Слайд «Блокада Ленинграда».

Савостина Надя:

Вы памятник «детям блокады» видали? - Стоит у дороги из камня цветок,

Он символ трагедии, символ печали, Непрожитых жизней, надежд и тревог.

Тела истощались, глаза потухали, И смех оборвался и голос умолк…

Он – память погибшим, он – гимн пережившим Весь ужас тех страшных «девятисот».

Сердца замирали в надежде и страхе: Недетские горести выпали им –

И тем, кто не выжил, и тем, кто остался; И памятник мертвым, и память живым.

Уж стали седыми «блокадные дети», Прошло полстолетья, а сердце болит.

И памятник этот, на постаменте, Живым об ушедших забыть не велит.

12. слайд.

Ведущий 1:

 Имя Тани Савичевой знает весь мир. Она жила в Ленинграде, в большой дружной семье. Школьнице Тане Савичевой было 11 лет. В дни блокады она вела дневник. В этом дневнике всего 9 страниц и на шести из них даты смерти близких людей.

 

Мусатова Соня:

«Женя умерла 28 декабря в 12 ч. 30 мин утра 1941 г.

Бабушка умерла 25 января в 3 ч. Дня 1942 г.Хочу такой сайт

Лёка умер 17 марта в 5 ч. Утра 1942 г.

Дядя Вася умер 13 апреля в 2 ч. Ночи 1942 г.

Дядя Лёша 10 мая в 4 ч. Дня 1942 г.

Мама 13 мая в 7.30 ч. Утра 1942 г.

Савичевы умерли. Умерли все. Осталась одна Таня».

Ведущий 1:

Умирающую девочку удалось вывезти из блокадного Ленинграда. Но спасти её было уже невозможно. Она умерла 1 июля 1944 года. Дневник Тани Савичевой фигурировал на Нюрнбергском процессе как один из обвинительных документов против нацистских преступников.

13. Слайд «Дневник Тани Савичевой».

Мусатова Соня:

 На берегу Невы, в музейном зданье….

Ведущий 2:

Надвигался голод! Развивалась своеобразная ленинградская кулинария: люди научились делать пышки из горчицы, суп из дрожжей, котлеты из хрена, кисель из столярного клея. Хлеб – это совсем маленький кусочек… тяжелый, липкий, сырой.

Ведущий 1:

 Почти все ленинградцы стали дистрофиками. Одни распухли и блестели, как будто покрытые лаком.

Ведущий 2:

Это первая степень дистрофии.

Ведущий 1:

Другие – высохли

Ведущий 2:

Вторая степень.

Ведущий 1:

 В конце декабря хлебная пайка стала почти вдвое тяжелее – к этому времени значительная часть населения погибла. Многие от слабости падали и умирали прямо на улицах.

Ведущий 2:

 Надо отметить, что предпринимались все возможные меры, чтобы облегчить положение ленинградцев, сократить число неминуемых жертв.

14. слайд. Дорога жизни.

Ведущий 1:

По льду Ладожского озера была проложена автомобильная дорога, названная “дорогой жизни”. Она позволила подвозить боеприпасы, продукты, вывозить больных из блокадного города.

Ведущий 2:

За 102 дня работы ледовой трассы по ней было доставлено в Ленинград более 200 т грузов. Работа ледовой трассы сделала возможным уже с 25 декабря повысить нормы выдачи хлеба рабочим на 100 г, служащим, инвалидам и детям - на 75 г в сутки.

15 .слайд ДЕД.

 Эмилия про прадеда.

16.слайд.

 

Ведущий 1:

 В осажденном Ленинграде Дмитрием Шостаковичем была создана Седьмая симфония, получившая название “Ленинградская”.9 августа 1942 года шел 355-й день блокады.

Ведущий 2:

Большой зал Ленинградской филармонии не вместил всех желающих послушать Седьмую симфонию Дмитрия Шостаковича, впервые исполняемую в городе на Неве.

(Звучит «Седьмая симфония Шостаковича»).

Мусатова Соня::

Я помню блеск немеркнущих свечей И тонкие, белей, чем изваянья,

Торжественные лица скрипачей, Чуть согнутые плечи дирижера,

Взмах палочки - и вот уже поют Все инструменты о тебе, мой город,

Все рупора Симфонию твою... (Из поэмы Л. Поповой "Седьмая симфония")

 

17. слайд.

 

Ведущий 1:

 Страшным был итог блокады.

Ведущий 2:

 За 900 дней погибло 800 тысяч человек. Это им посвящены печальные и торжественные слова, начертанные на мемориальной стене Пискаревского кладбища: «Их имен благородных мы здесь перечислить не можем, так их много под вечной охраной гранита. Но знай, внимающий этим камням, никто не забыт и ничто не забыто».

 

Ручкина Е.А.:

Здесь лежат ленинградцы. Здесь горожане - мужчины, женщины, дети.

Рядом с ними солдаты - красноармейцы.

Всею жизнью своею Они защищали тебя, Ленинград.

Так пусть же пред жизнью Бессмертною вашей

На этом печально-торжественном поле

Вечно склоняет знамена народ благодарный,

Родина-мать и город-герой Ленинград.

18.слайд.

Ведущий 2:

Битва за Ленинград закончилась. В течение 900 дней ленинградцы и советские воины при поддержке и помощи всей страны в боях и упорном труде отстаивали город.

Ведущий 1:

 Ни голод и холод, ни авиационные бомбардировки и артиллерийские обстрелы не сломили славных защитников города. Родина высоко оценила заслуги города-героя. Более 930 тыс. человек удостоились медали “За оборону Ленинграда”.

 

19.Слайд «Пискаревское кладбище».

 

 

 

 

Мусатова Соня:

Мне кажется: Когда гремит салют,

Погибшие блокадники встают.

Они к Неве По улицам идут,

Как все живые, Только не поют.

Не потому, Что с нами не хотят,

А потому, что мертвые Молчат.

Мы их не слышим, Мы не видим их,

Но мертвые всегда Среди живых.

Идут и смотрят, Будто ждут ответ:

Ты этой жизни Стоишь или нет?

Ведущий 2:

Прошу всех встать и почтить помять погибших во время Великой Отечественной войны 1941-1945 годов. (Минута молчания).

20. слайд.

Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 31.01.2019

Дата обновления: 31.01.2019

Дата публикации: 27.01.2019

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».