27.01.2019
Цель: воспитание
патриотизма, чувства гордости за свою страну, за свой народ.
Задачи: формирование у
учащихся осознания исторического прошлого,
сформировать
представление о роли Ленинграда в Великой Отечественной войне;
воспитание
гражданской ответственности, чувства достоинства, уважения к истории и культуре
своей страны; воспитание чувства сострадания и гордости за стойкость своего
народа в период блокады Ленинграда с помощью музыкальных произведений и
поэтической литературы.
Ведущий 1:
Российское
правительство 27 января объявило Днем воинской славы России. В этот день в 1944
г. была снята блокада города Ленинграда (ныне Санкт-Петербурга).
Подвигу
советских людей в Великой Отечественной войне против фашистских захватчиков
посвящается наше выступление.
1.Слайд «Оборона Ленинграда». Звучит «Пятая
симфония Шостаковича».
Ведущий 2:
75 лет
отделяют нас от суровых и грозных лет войны. Но время никогда не изгладит из
памяти народа Великую Отечественную войну 1941-1945 годов, самую тяжелую и
жестокую из всех войн в истории нашей страны.
2. слайд «Оборон Ленинграда». Звучит «Пятая
симфония Шостаковича».
Ведущий 1:
Битва за
Ленинград является одной из решающих битв Второй мировой войны и занимает
особое место в мировой военной истории не только из-за своей продолжительности,
но и благодаря героической стойкости, проявленной защитниками города.
Ленинградское сражение охватило почти всю северо-западную часть страны и
длилось более трёх лет. На защиту города Ленинграда поднялись все его жители:
500 тыс. ленинградцев строили оборонительные сооружения, 300 тыс. ушли
добровольцами в народное ополчение, на фронт и в партизанское отряды.
Ведущий 2:
Блокада
города и вражеские обстрелы продолжались 900 дней. За это время на Ленинград
обрушилось свыше 100 тыс. фугасных и зажигательных авиабомб, фашисты выпустили
150 тыс. снарядов.
3.Слайд «Оборона
Ленинграда». Звучит песня «Темная ночь».
Ведущий 2:
В истории
осады Ленинграда самым трагическим периодом была зима 1941–1942 годов. Вся
тяжесть легла на плечи рядовых ленинградцев. За годы блокады от голода, холода,
бомбёжек и артобстрелов погибло 900 тыс. мирных жителей. Для Гитлера вопрос о
судьбе Ленинграда решался однозначно: город должен был подвергнуться полному
уничтожению.
4. Слайд «Оборона
Ленинграда.
Ведущий 1:
Невиданные трудности и страдания пришлось
пережить Ленинграду, его жителям и защитникам в блокадную зиму 1941-1942 года. Город
был лишен запасов продовольствия и топлива, вышли из строя водопровод и
канализация. Осенью 1941 года нормы продовольствия снижались пять раз.
Ведущий 2:
В ноябре рабочие получали по 250 грамм хлеба в
день, все остальные по – 125 грамм. К началу осады из Ленинграда вывезли только
небольшую часть жителей (менее 500 тыс. человек). Около 3 млн. человек не
успели уехать. В осажденном городе
осталось более 400 тыс. детей.
Ведущий 1:
Не было
электричества, и почти весь город погрузился во тьму. Дома не отапливались.
Воду приходилось брать из прорубей. Осажденный Ленинград оказался почти без
запасов продовольствия.
5.Слайд «Блокада Ленинграда».
Савостина Надя:
И летели
листовки с неба На пороги замерзших квартир:
“Будет
хлеб. Вы хотите хлеба?..” “Будет мир. Вам не снится мир?”
Дети,
плача, хлеба просили. Нет страшнее пытки такой.
Ленинградцы
ворот не открыли И не вышли к стене городской.
Без воды,
без тепла, без света. День похож на черную ночь.
Может, в
мире и силы нету, Чтобы все это превозмочь?
Умирали – и
говорили: - Наши дети увидят свет!
Но ворота
они не открыли. На колени не встали, нет!
Мудрено ли,
что в ратной работе Город наш по-солдатски хорош?..
Петр
построил его на болоте, Но прочнее его не найдешь.
6.
слайд
Ведущий 2:
Но никакие вражеские обстрелы не могли
деморализовать население. В суровых фронтовых условиях город продолжал набирать
силы. Ленинградцы являли собой образец
не только патриотизма, но стойкости и выдержки.
7.Слайд «Блокада
Ленинграда».
Ведущий1:
Вспоминает Галина Павловна Вишневская.
Зайцева О.Н.:
“Началась
блокада… Всего только несколько месяцев прошло с начала войны, а город уже
голодал. Все меньше и меньше продуктов стали выдавать по карточкам. 20 ноября
1941 г. рацион хлеба дошел до 125 граммов иждивенцам и 250 граммов рабочим.
Крупы выдавали 300 г, масла – 100 г в месяц. Потом пришло время, когда уже не
выдавали ничего, кроме хлеба. Да и эти 125 г, от которых зависела жизнь, были
не хлебом, а липким черным месивом, сделанном из мучных отходов, мокрым и
расплывающимся в руках. Каждый растягивал свой кусок насколько мог…
Наглядный показ
продуктов.
Ведущий 1:
Вспоминает Лиля
Ивановна Вершинина.
Ручкина Е.А.:
Я помню: в
комнате было очень холодно, стояла буржуйка, спали мы в одежде. У мамы пропало
молоко, и Верочку нечем было кормить. Она умерла от голода в августе 1942 года
(ей был всего 1 год и 3 месяца). Для нас это было первое тяжелое испытание. Я
помню: мама лежала на кровати, у неё распухли ноги, а тельце Верочки лежало на
табуретке, на глазки мама положила ей пятаки. Я держала ее ножки, а сестра
стояла у изголовья и говорила: «Вера, Вера – открой глаза и снимала пятаки, и
так все повторяла «Вера, Вера открой глаза». Наконец, пришел отец и принес
гробик, куда мы ее положили, а нам объяснил, что он разговаривал со священником
на Волковом кладбище, спрашивал, где можно похоронить такого маленького
ребенка. На что священник ему ответил: «такие дети – это ангелы», их надо
хоронить около церкви, выбирайте любое свободное место. Отец на руках, через
весь Лиговский проспект (транспорта не было) отнес гробик с Верочкой и
похоронил ее около церкви на Волковом кладбище.
8. слайд
Ведущий 1:
Вспоминает Валентина
Александровна Пилипенко.
Зайцева О.Н.:
Мой маленький
братик очень ослаб от голода, он не ходил и у него начались предсмертные
судороги. Мама чудом успела принести его в Филатовскую больницу и его спасли от
голодной смерти. Как мы выжили? Это сложный вопрос. Старший мой брат считал,
что нас поддержали продукты, приобретенные на летнее время. Еще, к счастью,
нашлась в бабушкином буфете бутылка со старым рыбьим жиром, который нам давали
по малюсенькой чайной ложке. Кроме того, мама нас, по очереди, брала в
столовую. Уносить еду из столовой было нельзя, а вот приводить детей, чтобы
покормить, не запрещалось. Я хорошо помню, как в первый раз, попала в эту
столовую. В помещении было очень холодно и стоял туман, в котором двигались
фигуры людей. Мама посадила меня к себе на руки, но вот что я ела – не помню.
Для нас, в то время, было неважно, чем нас кормили, лишь бы было что-то съедобное.
9. слайд.
Мусатова Софья:
Да,
Ленинград остыл и обезлюдел, И высятся пустые этажи,
но мы умеем
жить, хотим и будем, Мы отстояли это право – жить.
Здесь
трусов нет, здесь не должно быть робких И
этот город тем непобедим,
Что мы за
чечевичную похлёбку Достоинство своё не
продадим.
Есть
передышка – мы передохнём, Нет передышки, снова будем драться
За город,
пожираемый огнём, За милый мир, за всё, что было в нём,
За город наш испытанный огнём, За право
называться ленинградцем!
10. слайд
Ведущий 2:
Какое-то
время еще работали школы, кто был в силах, приходил. Сидели в пальто и шапках в
ледяном нетопленом классе, голодные. У всех – закопченные лица; электричества
уже не было, в квартирах горели коптилки – баночки с какой-то горючей
жидкостью, в которые вставлялся маленький фитилек. Света она дает ничтожно
мало, но коптить немилосердно, отсюда и название. И у учительницы нашей
скопилась в морщинах эта копоть. Обессилевшие от голода люди постепенно стали
опускаться – не мылись, покрылись вшами.
11.Слайд «Блокада
Ленинграда».
Савостина Надя:
Вы памятник
«детям блокады» видали? - Стоит у дороги из камня цветок,
Он символ
трагедии, символ печали, Непрожитых жизней, надежд и тревог.
Тела
истощались, глаза потухали, И смех оборвался и голос умолк…
Он – память
погибшим, он – гимн пережившим Весь ужас тех страшных «девятисот».
Сердца
замирали в надежде и страхе: Недетские горести выпали им –
И тем, кто
не выжил, и тем, кто остался; И памятник мертвым, и память живым.
Уж стали
седыми «блокадные дети», Прошло полстолетья, а сердце болит.
И памятник
этот, на постаменте, Живым об ушедших забыть не велит.
12. слайд.
Ведущий 1:
Имя Тани Савичевой знает весь мир. Она жила в
Ленинграде, в большой дружной семье. Школьнице Тане Савичевой было 11 лет. В
дни блокады она вела дневник. В этом дневнике всего 9 страниц и на шести из них
даты смерти близких людей.
Мусатова Соня:
«Женя
умерла 28 декабря в 12 ч. 30 мин утра 1941 г.
Бабушка
умерла 25 января в 3 ч. Дня 1942 г.
Лёка умер
17 марта в 5 ч. Утра 1942 г.
Дядя Вася
умер 13 апреля в 2 ч. Ночи 1942 г.
Дядя Лёша
10 мая в 4 ч. Дня 1942 г.
Мама 13 мая
в 7.30 ч. Утра 1942 г.
Савичевы
умерли. Умерли все. Осталась одна Таня».
Ведущий 1:
Умирающую
девочку удалось вывезти из блокадного Ленинграда. Но спасти её было уже
невозможно. Она умерла 1 июля 1944 года. Дневник Тани Савичевой фигурировал на
Нюрнбергском процессе как один из обвинительных документов против нацистских
преступников.
13. Слайд «Дневник
Тани Савичевой».
Мусатова Соня:
На берегу Невы, в музейном зданье….
Ведущий 2:
Надвигался
голод! Развивалась своеобразная ленинградская кулинария: люди научились делать
пышки из горчицы, суп из дрожжей, котлеты из хрена, кисель из столярного клея.
Хлеб – это совсем маленький кусочек… тяжелый, липкий, сырой.
Ведущий 1:
Почти все ленинградцы стали дистрофиками. Одни
распухли и блестели, как будто покрытые лаком.
Ведущий 2:
Это первая
степень дистрофии.
Ведущий 1:
Другие –
высохли
Ведущий 2:
Вторая
степень.
Ведущий 1:
В конце декабря хлебная пайка стала почти
вдвое тяжелее – к этому времени значительная часть населения погибла. Многие от
слабости падали и умирали прямо на улицах.
Ведущий 2:
Надо отметить, что предпринимались все
возможные меры, чтобы облегчить положение ленинградцев, сократить число
неминуемых жертв.
14. слайд. Дорога
жизни.
Ведущий 1:
По льду
Ладожского озера была проложена автомобильная дорога, названная “дорогой
жизни”. Она позволила подвозить боеприпасы, продукты, вывозить больных из
блокадного города.
Ведущий 2:
За 102 дня
работы ледовой трассы по ней было доставлено в Ленинград более 200 т грузов.
Работа ледовой трассы сделала возможным уже с 25 декабря повысить нормы выдачи
хлеба рабочим на 100 г, служащим, инвалидам и детям - на 75 г в сутки.
15 .слайд ДЕД.
Эмилия про прадеда.
16.слайд.
Ведущий 1:
В осажденном Ленинграде Дмитрием Шостаковичем
была создана Седьмая симфония, получившая название “Ленинградская”.9 августа
1942 года шел 355-й день блокады.
Ведущий 2:
Большой зал
Ленинградской филармонии не вместил всех желающих послушать Седьмую симфонию
Дмитрия Шостаковича, впервые исполняемую в городе на Неве.
(Звучит «Седьмая симфония Шостаковича»).
Мусатова Соня::
Я помню
блеск немеркнущих свечей И тонкие, белей, чем изваянья,
Торжественные
лица скрипачей, Чуть согнутые плечи дирижера,
Взмах
палочки - и вот уже поют Все инструменты о тебе, мой город,
Все рупора
Симфонию твою... (Из поэмы Л. Поповой "Седьмая симфония")
17. слайд.
Ведущий 1:
Страшным был итог блокады.
Ведущий 2:
За 900 дней погибло 800 тысяч человек. Это им
посвящены печальные и торжественные слова, начертанные на мемориальной стене
Пискаревского кладбища: «Их имен благородных мы здесь перечислить не можем, так
их много под вечной охраной гранита. Но знай, внимающий этим камням, никто не
забыт и ничто не забыто».
Ручкина Е.А.:
Здесь лежат
ленинградцы. Здесь горожане - мужчины, женщины, дети.
Рядом с
ними солдаты - красноармейцы.
Всею жизнью
своею Они защищали тебя, Ленинград.
Так пусть
же пред жизнью Бессмертною вашей
На этом
печально-торжественном поле
Вечно
склоняет знамена народ благодарный,
Родина-мать
и город-герой Ленинград.
18.слайд.
Ведущий 2:
Битва за
Ленинград закончилась. В течение 900 дней ленинградцы и советские воины при
поддержке и помощи всей страны в боях и упорном труде отстаивали город.
Ведущий 1:
Ни голод и холод, ни авиационные бомбардировки
и артиллерийские обстрелы не сломили славных защитников города. Родина высоко
оценила заслуги города-героя. Более 930 тыс. человек удостоились медали “За
оборону Ленинграда”.
19.Слайд
«Пискаревское кладбище».
Мусатова Соня:
Мне
кажется: Когда гремит салют,
Погибшие
блокадники встают.
Они к Неве По
улицам идут,
Как все
живые, Только не поют.
Не потому, Что
с нами не хотят,
А потому,
что мертвые Молчат.
Мы их не
слышим, Мы не видим их,
Но мертвые
всегда Среди живых.
Идут и
смотрят, Будто ждут ответ:
Ты этой
жизни Стоишь или нет?
Ведущий 2:
Прошу всех
встать и почтить помять погибших во время Великой Отечественной войны 1941-1945
годов. (Минута молчания).
20. слайд.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 31.01.2019
Дата обновления: 31.01.2019
Дата публикации: 27.01.2019