программа о порядке организации по доп программам

Муниципальное учреждение дополнительного образования
Дом детского творчества Пачелмского района
Принято с учётом мнения
первичной профсоюзной организации
Протокол № 2 от 01.10.2024г.
Председатель ППО
_____________Е.А.Ручкина

Утверждено и введено
в действие приказом № 25-ОС
от 01.10.2024г.
Директор МУ ДО ДДТ
Пачелмского района
_________ /М.С.Макеева/

ПОЛОЖЕНИЕ
о порядке организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам в МУ ДО Дом детского творчества
Пачелмского района

2024г.

Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам
1.1 Настоящее Положение разработано в соответствии с Федеральным законом от 29
декабря 2012 г. No 273-03 "Об образовании в Российской Федерации", Концепцией
развития дополнительного образования детей (Распоряжение правительства РФ от
04.сентября 2014 г.), Приказом МИНИСТЕРСТВА ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ от 27 июля 2022 года N 629 "Об утверждении Порядка организации и
осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам" , Уставом МУ ДО Дом детского творчества Пачелмского района и иными
нормативными и правовыми документами.
1.2. Настоящее Положение регулирует организацию и осуществление образовательной
деятельности по дополнительным общеразвивающим программам.
1.3. Дополнительное образование направлено на формирование и развитие творческих
способностей, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном,
нравственном и физическом совершенствовании, формирование культуры здорового и
безопасного образа жизни, укрепление здоровья, организацию их свободного времени.
Дополнительное образование учащихся обеспечивает их адаптацию к жизни в обществе,
профессиональную ориентацию, а также выявление и поддержку детей, проявивших
выдающиеся способности.
1.4. Дополнительное образование детей обеспечивает их адаптацию к жизни в обществе,
профессиональную ориентацию, выявление и поддержку детей, проявивших выдающиеся
способности.
2. Порядок организации и осуществления образовательной
дополнительным общеобразовательным программам

деятельности

по

2.1. Начало занятий для осуществления образовательной деятельности по освоению
дополнительных общеразвивающих программ - 1 сентября текущего года, окончание - 31
мая следующего года, включая каникулярное время;
- календарный учебный график является обязательным приложением к образовательной
программе и составляется для каждой учебной группы;
- занятия в объединениях могут проводиться по группам, индивидуально или всем
составом объединения;
- расписание занятий объединения составляется для создания наиболее благоприятного
режима труда и отдыха учащихся администрацией организации, осуществляющей
образовательную деятельность, по представлению педагогических работников с учетом
пожеланий учащихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних
учащихся и возрастных особенностей учащихся;
- образовательная деятельность осуществляется на государственном языке Российской
Федерации - русском языке;
2.2. К освоению дополнительных общеобразовательных программ допускаются любые
лица без предъявления требований к уровню образования.
2.3. Основанием для допуска к обучению по дополнительным общеразвивающим
программам является личное заявление (выбор) учащегося школы и (или) его родителей
(законных представителей). Отчисление учащихся производится в ситуациях нарушения
ими Устава, Правил внутреннего распорядка, на основании распоряжения директора

2.4. Дополнительные общеобразовательные программы для детей учитывают возрастные
и индивидуальные особенности детей и реализуются с учетом требований СанПин во
второй половине учебного дня.
2.5. Количественный состав объединения детей для освоения дополнительных
общеразвивающих программ (за исключением индивидуальных программ): не менее 5
человек, и не более 15. В случае снижения фактической посещаемости в течение года
группы могут быть объединены или расформированы по решению администрации.
2.6. Деятельность по освоению дополнительных общеразвивающих программ
осуществляется как в одновозрастных, так и в разновозрастных объединениях по
интересам (учебная группа, клуб, студия, ансамбль, театр, объединение и др.).
2.7. Для учащихся с ограниченными возможностями здоровья, детей- инвалидов,
инвалидов может быть организован образовательный процесс по дополнительным
общеобразовательным программам с учетом особенностей психофизического развития
указанных категорий учащихся.
2.8.
Занятия
в
объединениях
могут
проводиться
по
дополнительным
общеобразовательным
программам
различной
направленности
(технической,
естественнонаучной,
физкультурно-спортивной,
художественной,
туристскокраеведческой, социально-гуманитарной)..
Занятия в объединениях могут проводиться по группам, индивидуально или всем
составом объединения.
2.9. Дополнительные общеобразовательные программы реализуются организацией,
осуществляющей образовательную деятельность, как самостоятельно, так и посредством
сетевых форм их реализации.
2.10. При разработке и реализации дополнительных общеобразовательных программ
используются различные образовательные технологии, в том числе дистанционные
образовательные технологии, электронное обучение с учетом требований Порядка
применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность,
электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации
образовательных программ.
2.11.При реализации дополнительных общеобразовательных программ организацией,
осуществляющей образовательную деятельность, может применяться форма организации
образовательной деятельности, основанная на модульном принципе представления
содержания образовательной программы и построения учебных планов, использования
2.12.Использование при реализации дополнительных общеобразовательных программ
методов и средств обучения и воспитания, образовательных технологий, наносящих вред
физическому или психическому здоровью обучающихся, запрещается.
.
2.13.. Педагоги дополнительного образования ежегодно обновляют дополнительные
общеобразовательные программы с учетом развития науки, техники, культуры,
экономики, технологий и социальной сферы.

2.14.. Расписание занятий объединения составляется для создания наиболее
благоприятного режима труда и отдыха обучающихся организацией, осуществляющей
образовательную деятельность, по представлению педагогических работников с учетом
пожеланий обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних
обучающихся и возрастных особенностей обучающихся.
2.15. При реализации дополнительных общеобразовательных программ, могут
организовывать и проводить массовые мероприятия, создавать необходимые условия для
совместной деятельности обучающихся и родителей (законных представителей).
2.16. Педагогическая деятельность по реализации дополнительных общеобразовательных
программ осуществляется лицами, имеющими среднее профессиональное или высшее
образование (в том числе по направлениям, соответствующим направлениям
дополнительных
общеобразовательных
программ,
реализуемых
организацией,
осуществляющей образовательную деятельность) и отвечающими квалификационным
требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональным
стандартам.
2.17. При реализации дополнительных общеобразовательных программ могут
предусматриваться как аудиторные, так и внеаудиторные (самостоятельные) занятия,
которые проводятся по группам или индивидуально.
3. Обучение обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, детейинвалидов
3.1 Для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов и
организуют образовательный процесс по дополнительным общеобразовательным
программам с учетом особенностей психофизического развития указанных категорий
обучающихся. Для этого должны быть создать специальные условия, без которых
невозможно или затруднено освоение дополнительных общеобразовательных программ
указанными категориями обучающихся в соответствии с заключением психолого-медикопедагогической комиссии.
Под специальными условиями для получения дополнительного образования
обучающимися с ограниченными возможностями здоровья, детьми-инвалидами и
инвалидами понимаются условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся,
включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов
обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических
материалов, специальных технических средств обучения коллективного и
индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника),
оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых
и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций,
осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых
невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с
ограниченными
возможностями
здоровья.
3.2.Сроки обучения по дополнительным общеразвивающим программам для
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов и инвалидов
могут быть увеличены с учетом особенностей их психофизического развития в
соответствии с заключением психолого-медико-педагогической комиссии для
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов и инвалидов.

3.3. В целях доступности получения дополнительного образования обучающимися с
ограниченными возможностями здоровья, детьми-инвалидами и инвалидами, должны
быть обеспечены:
а) для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья по зрению;
адаптация официальных сайта, осуществляющих образовательную деятельность, в
информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" с учетом особых потребностей
инвалидов по зрению с приведением их к международному стандарту доступности вебконтента и веб-сервисов (WCAG);
3.4. Численный состав объединения может быть уменьшен при включении в него
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и (или) детей-инвалидов,
инвалидов.
Численность обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, детей инвалидов и
инвалидов в учебной группе устанавливается до 15 человек.
Занятия в объединениях с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья,
детьми-инвалидами и инвалидами могут быть организованы как совместно с другими
обучающимися, так и в отдельных классах, группах или в организациях, осуществляющих
образовательную деятельность.
С обучающимися с ограниченными возможностями здоровья, детьми-инвалидами и
инвалидами может проводиться индивидуальная работа как в организации,
осуществляющей образовательную деятельность, так и по месту жительства.
3.5. Содержание дополнительного образования детей и условия организации обучения и
воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов и
инвалидов
определяются
адаптированной
образовательной
программой.
3.6.Образовательная деятельность обучающихся с ограниченными возможностями
здоровья по дополнительным общеобразовательным программам может осуществляться
на основе дополнительных общеобразовательных программ, адаптированных при
необходимости для обучения указанных обучающихся, с привлечением специалистов в
области коррекционной педагогики, а также педагогических работников, освоивших
соответствующую программу профессиональной переподготовки.
4. Характеристика дополнительной общеразвивающей программы.
4.1. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа является
нормативным документом, содержащим максимально полную информацию о
дополнительном образовании, предлагаемом детям преимущественно в возрасте от 6 до
18 лет; имеющим конкретизированные образовательные цели и задачи, а также
фиксируемые, оцениваемые образовательные результаты.
4.2. Дополнительная общеразвивающая программа, в соответствии с современным
законодательством, «представляет собой комплекс основных характеристик образования
(объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий
и в случаях, предусмотренных данным Федеральным законом, форм аттестации, который
представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ
учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, а также оценочных
и методических материалов» (ФЗ ст.2, п.9).

4.3. Дополнительная общеразвивающая программа самостоятельно разрабатываются и
утверждаются образовательной организацией, осуществляющей образовательную
деятельность (ФЗ ст. 12, п.5) и должна быть построена на:
• принципах конкретности, точности, логичности, реальности;
• иметь официально-деловой стиль изложения с элементами научного, что предполагает
использование современной педагогической терминологии;
• иметь оптимальный объем, не перегруженный излишней информацией.
3.4. Проектирование и реализация дополнительных общеразвивающих программ должны
строиться на следующих основаниях:
• свобода выбора образовательных программ и режима их освоения;
• соответствие образовательных программ и форм дополнительного образования
возрастным и индивидуальным особенностям детей;
• вариативность, гибкость и мобильность образовательных программ;
• разноуровневость (ступенчатость) образовательных программ;
• модульность содержания образовательных программ, возможность взаимозачета
результатов;
• ориентация на метапредметные и личностные результаты образования;
• творческий и продуктивный характер образовательных программ;
• открытый и сетевой характер реализации.
4.5. Дополнительные общеразвивающие программы для детей должны учитывать
возрастные и индивидуальные особенности детей, но при этом к освоению
образовательного содержания допускаются любые лица без предъявления требований к
уровню образования, если иное не обусловлено спецификой реализуемой образовательной
программы;
4.6. Дополнительная общеразвивающая программа может реализовываться с
использованием:
• сетевой формы, что обеспечивает возможность освоения учащимися образовательной
программы с использованием ресурсов нескольких организаций, осуществляющих
образовательную деятельность, в том числе иных организаций;
• различных образовательных технологий, в том числе дистанционных, и электронного
обучения (возможно использование смешанной технологии, при которой часть программы
реализуется в очной/очно-заочной форме, а часть - в дистанционной форме);
4.7. Содержание дополнительных общеразвивающих программ и сроки обучения по ним
определяется образовательной программой
5.
Порядок
разработки,
утверждения
и
реализации
дополнительныхобщеразвивающих программ.
5.1. Дополнительные общеразвивающие программы разрабатываются образовательной
организацией на основе примерных дополнительных образовательных общеразвивающих
программ, принимаются решением педагогического совета и утверждаются приказом
директора.
5.2. Процедура составления, рассмотрения и утверждения дополнительной
общеразвивающей программы осуществляется в сроки, установленные годовым планом.
5.3. Программа хранится в бумажном виде в двух экземплярах, один из которых хранится
у педагога дополнительного образования, второй - у методиста.
5.4. Контроль над реализацией дополнительных общеразвивающих программ
осуществляется методистом.
6. Содержание дополнительной общеразвивающей программы.
6.1. Направленность дополнительных общеразвивающих программ, формы и сроки
обучения по ним определяются программой дополнительного образования,
регламентируется учебным планом дополнительного образования, расписанием

дополнительного образования, календарным учебным графиком, рабочими программами
дополнительного образования.
6.2. Содержание дополнительной общеразвивающей программы, формы и методы ее
реализации, возрастной состав объединения определяются педагогом самостоятельно
исходя
из
образовательно-воспитательных
задач,
психологопедагогической
целесообразности, санитарно-гигиенических норм и материально-технических условий.
6.3. Занятия в объединениях дополнительного образования могут проводиться по
программам
одной
тематической
направленности
или
по
комплексным
(интегрированным) программам. Для реализации комплексных программ могут быть
привлечены 2 и более педагогов, распределение учебной нагрузки между которыми
фиксируется в образовательной программе.
6.4. Педагог дополнительного образования самостоятелен в выборе системы оценок,
периодичности и форм аттестации учащихся. Результаты освоения дополнительной
общеобразовательной программы должны быть зафиксированы через использование
следующих форм аттестации: тесты, опросы, проекты, зачеты, доклады, рефераты,
олимпиады, смотры, конкурсы, выставки, конференции, концерты, публикации и др.
7. Требования к структуре дополнительной общеобразовательнойпрограммы.
7.1.Структура дополнительной общеразвивающей программы включает в себя, в
соответствии с Федеральным Законом Российской Федерации «Об образовании в
Российской Федерации», основные характеристики программы, организационнопедагогические условия ее реализации и формы аттестации, а именно:
Титульный лист.
Раздел 1 .Пояснительная записка (характеристика программы).
Раздел 2. Содержание программы:учебный (тематический) план,содержание учебного
(тематического) плана.
Раздел 3. Формы аттестации и оценочные материалы.
Раздел 4. Организационно-педагогические условия реализации программы.
7.2. «Титульный лист программы» - первая страница, предваряющая текст программы и
служащая источником библиографической информации, необходимой для идентификации
документа (наименование образовательной организации, гриф утверждения программы (с
указанием ФИО руководителя, даты и номера приказа), направленность и название
программы, возраст учащихся, срок ее реализации, ФИО, должность автора(ов)
программы, город и год ее разработки).
7.3. Раздел 1. «Пояснительная записка» (общая характеристика программы):
- направленность (профиль) программы: техническая, естественнонаучная, физкультурноспортивная, художественная, туристско- краеведческая, социальнопедагогическая;
- актуальность программы - соответствие основным направлениям социальноэкономического развития страны, современным достижениям в сфере науки, техники,
искусства и культуры; соответствие государственному социальному заказу/запросам
родителей и детей; обоснование актуальности должно базироваться на фактах - цитатах из
нормативных документов, результатах научных исследований, социологических опросов,
подтверждающих необходимость и полезность предлагаемой программы;- отличительные
особенности программы - характерные свойства, отличающие программу от других,
остальных; отличительные черты, основные идеи, которые придают программе
своеобразие;
- адресат программы - примерный портрет учащегося, для которого будет акту-альным
обучение по данной программе
- возраст, уровень развития, круг интересов, личностные характеристики, потенциальные
роли в программе;
- объем программы - общее количество учебных часов, запланированных на весь период
обучения, необходимых для освоения программы;

- формы организации образовательного процесса(индивидуальные, групповые и т.д.) и
виды занятий по программе определяются содержанием.направленность (профиль)
образования - ориентация образовательной программы на конкретные области знания и
(или) виды деятельности, определяющая ее предметно-тематическое содержание,
преобладающие виды учебной деятельности обучающегося и требования к результатам
освоения образовательной программы.
- срок освоения программы - определяется содержанием программы и должен обеспечить
возможность достижения планируемых результатов, заявленных в программе;
характеризуют продолжительность программы - количество недель, месяцев, лет,
необходимых для ее освоения;
- режим занятий - периодичность и продолжительность занятий. Цель и задачи
программы, планируемые результаты:
- цель - это обобщенный планируемый результат, на который направлено обучение по
программе; формулируется с учетом содержания программы, должна быть ясна,
конкретна, перспективна и реальна;
- задачи - это конкретные результаты реализации программы; должны быть технологичны,
так как конкретизируют процесс достижения результатов обучения, воспитания и
развития, заявленных в цели программы: научить, привить, развить, сформировать,
воспитать.
Планируемые результаты формулируются с учетом цели и содержания программы и
определяют основные знания, умения, навыки, а также компетенции, личностные,
метапредметные и предметные результаты, приобретаемые учащимися в процессе
изучения программы.
7.4.Раздел 2. Содержание программы.
7.4.1. Учебный (тематический) план - документ, который определяет перечень,
трудоемкость, последовательность и распределение по периодам обучения учебных
предметов, курсов, дисциплин (модулей), тем, практики, иных видов учебной деятельности и формы аттестации учащихся содержит наименование разделов и тем, определяет
последовательность и общее количество часов на их изучение (с указанием теоретических
и практических видов занятий, а также форм контроля), оформляется в виде таблицы;
составляется на каждый год обучения:
7.4.2. Содержание учебно-тематического плана - реферативное (краткое) описание
разделов (модулей) и тем программы в соответствии с последовательностью, заданной
учебным (тематическим) планом, с указанием теоретических и интерактивных
(практических) видов занятий.
Содержание программы направлено на достижение целей программы и планируемых
результатов ее освоения.
7.5. Раздел 3. «Формы аттестации и оценочные материалы» -разрабатываются и
обосновываются для определения результативности усвоения программы, отражают цели
и задачи программы, перечисляются согласно учебно-тематическому плану (зачет,
контрольная работа, творческая работа, выставка, конкурс, фестиваль художественноприкладного творчества, отчетные выставки, отчетные концерты, открытые уроки,
вернисажи и т.д.);
Формы, периодичность и порядок проведения текущего контроля успеваемости и
промежуточного контроля и итоговой аттестацией учащихся регламентируются
конкретной программой дополнительного образования, разработанной педагогом
дополнительного образования и утвержденной руководителем образовательной
организации. Педагог дополнительного образования самостоятелен в выборе системы
оценок, периодичности и форм аттестации учащихся. Результаты освоения
дополнительной общеразвивающей программы должны быть зафиксированы через
использование следующих форм аттестации: тесты, опросы, проекты, зачеты, доклады,
рефераты, олимпиады, смотры, конкурсы, выставки, конференции, концерты, публикации

и др.- оценочные материалы - пакет диагностических методик, позволяющих определить
достижение учащимися планируемых результатов;
Оценка образовательных результатов учащихся по дополнительной общеразвивающей
программе должна носить вариативный характер.
Учащимся, успешно освоившим дополнительную общеразвивающую программу и
прошедшим итоговую аттестацию, могут выдаваться свидетельства, которые
самостоятельно разрабатывают и утверждают образовательные организации, могут
выдаваться почетные грамоты, призы или устанавливаться другие виды поощрений.
7.6. Раздел 4. «Организационно-педагогические условия реализации программы»
содержат:
материально-технические условия реализации программы: перечень помещений,
оборудования, приборов и необходимых технических средств обучения, используемых в
образовательном процессе;учебно-методическое и информационное обеспечение
программы:
обеспеченность программы методическими материалами, перечень современных
источников, поддерживающих процесс обучения:
нормативно-правовые акты и документы;
основная и дополнительная литература;
Интернет-ресурсы (все списки оформляются в соответствии с требованиями действующих
ГОСТ).
7.7. «Приложения к программе»:
календарный учебный график,
календарно-тематический план,
планы (сценарии) занятий, примеры заданий для учащихся и другие материалы,
предусмотренные или разработанные по усмотрению автора программы.
Приложение No 1 .Календарный учебный график - комплекс основных организационнопедагогических характеристик образовательного процесса, определяющий: даты начала и
окончания учебных периодов/этапов, количество учебных недель или дней,
продолжительность каникул, сроки контрольных процедур, организованных выездов,
экспедиций и т.п. Календарный учебный график является приложением к дополнительной
общеразвивающей программе и составляется на учебный год или период (месяц, четверть,
полугодие и т.д.) для каждой учебной группы.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».