положение об аттестации учащихся

Образовательный процесс в системе дополнительного образования детей
представляет собой специально организованную деятельность педагогов и
обучающихся, направленную на решение задач обучения, воспитания и развития
детей. В педагогической теории и практике измерение и оценка результатов
образовательного процесса всегда остаются в центре внимания, поскольку они
лежат в основе определения эффективности и дальнейшего пути
совершенствования содержания, методов и организации обучения. Лучшим
средством оценки результатов обучения является аттестация обучающихся.
Аттестация – это оценка уровня и качества освоения обучающимися
образовательных программ в конкретной предметной деятельности.
Цель аттестации – выявление исходного, текущего, промежуточного и
итогового уровня развития теоретических знаний, практических умений и
навыков, их соответствия прогнозируемым результатам дополнительных
общеразвивающих программ.
Задачи аттестации:
• Учебная. Создаёт дополнительные условия для обобщения и осмысления

обучающимися полученных теоретических и практических знаний, умений и
навыков.
• Воспитательная. Является стимулом к расширению познавательных
интересов и потребностей ребёнка.
• Развивающая. Позволяет детям осознать уровень их актуального развития
и определить перспективы.
• Коррекционная. Помогает педагогу своевременно выявить и устранить
объективные и субъективные недостатки учебно-воспитательного процесса.
• Социально-психологическая. Даёт каждому обучающемуся возможность
пережить "ситуацию успеха".
Аттестация строится на следующих принципах:
• научность;
• открытость результатов для педагогов и родителей, доступность;
• свобода выбора педагогом форм и методов проведения оценки результатов;
• обоснованность критериев оценки результатов с учётом конкретного вида

деятельности;
• учёт индивидуальных и возрастных особенностей обучающихся;
• соблюдение педагогической этики.
Содержание аттестации
• Входной контроль (предварительная аттестация) – это оценка исходного
уровня знаний перед началом образовательного процесса. Проводится с целью
определения уровня развития детей.
• Текущий контроль – это оценка качества усвоения обучающимися
учебного материала; отслеживание активности обучающихся.
• Промежуточная аттестация – это оценка качества усвоения
обучающимися учебного материала по итогам учебного периода (этапа/года
обучения).
• Итоговая аттестация – это оценка уровня достижений обучающихся по
завершении освоения дополнительной общеобразовательной программы с целью

определения изменения уровня развития детей, их творческих способностей;
заключительная проверка знаний, умений, навыков.
Проведение входного контроля (предварительной аттестации) и текущей
аттестации осуществляется самим педагогом. После того, как проведена
предварительная аттестация, частота дальнейших проверок зависит от
предпочтений педагога: текущий контроль может проводиться на каждом
занятии, после изучения каждой темы (тематический контроль) или раздела.
Можно выбрать в качестве рубежа определенный период: календарный месяц,
учебную четверть и т.п.
Проведение промежуточной аттестации обязательно для учащихся и
педагогов образовательной организации.
Промежуточная аттестация осуществляется педагогом и оформляется в виде
протоколов (см. Приложения № 1) по каждой учебной группе (объединению),
которые сдаются педагогом руководителю. Для проведения промежуточной
аттестации приказом директора формируется аттестационная комиссия (не менее
двух человек), в состав которой могут входить представители администрации,
методисты, педагоги-психологи, педагоги дополнительного образования. Педагог
дополнительного образования, чьи обучающиеся проходят промежуточную
аттестацию, в состав аттестационной комиссии не включается.
Итоговая аттестация представляет собой форму оценки степени и
уровня освоения обучающимися образовательной программы и оформляется в
виде
протоколов
(см.
Приложения
№
1
и
№
2).
Она проводится с целью установления:
• соответствия результатов освоения дополнительной общеразвивающей
программы заявленным целям, задачам и планируемым результатам обучения;
• соответствия процесса организации и осуществления дополнительной
общеразвивающей программы установленным требованиям к порядку и условиям
её реализации.
Итоговая
аттестация
осуществляется
аттестационной
комиссией
Учреждения и оформляется в виде протоколов по каждой учебной группе
(объединению), которые сдаются председателем аттестационной комиссии
директору Учреждения. Состав аттестационной комиссии определяется приказом
директора по рекомендации Методического совета и не может быть менее трех
человек, из которых один является представителем администрации Учреждения,
второй – методистом, третий – педагогом дополнительного образования в данной
или смежной предметной области. В аттестационную комиссию могут входить
другие педагогические работники по усмотрению администрации. Педагог
дополнительного образования, чьи обучающиеся проходят итоговую аттестацию,
в состав аттестационной комиссии не включается.
Формы аттестации и оценочные материалы
Формы проведения аттестации определяются самим педагогом в его
образовательной программе таким образом, чтобы они соответствовали
ожидаемым результатам образовательной программы. В зависимости от предмета
изучения формы проведения аттестации могут быть следующие:
1.Тестовые, контрольные, срезовые задания (устный опрос, письменный
опрос, тестирование).

2. Создание проблемных, затруднительных заданий (решение проблемных
задач, шаблоны-головоломки и т.п.).
3. Демонстрационные: организация выставок, конкурсов, соревнований,
презентация.
4. Анкетирование.
5. Проект.
6. Педагогическая диагностика.
7. Передача обучающемуся роли педагога.
8. День творчества в кружках.
9. Самооценка обучающихся своих знаний и умений.
10. Комбинированная: анкетирование, наблюдение, решение проблемы.
11. Индивидуальные карточки с заданиями различного типа.
12. Групповая оценка работ.
13. Тематические кроссворды.
14. Собеседование.
15. Деловые игры.
16. Творческий отчет (концерт, выставка и т.п.).
17. Защита рефератов.
18. Домашнее задание на самостоятельное выполнение.
19. Карта индивидуальных достижений.
20. Зачет (экзамен).
При выборе форм аттестации необходимо применять такие средства
определения результативности продвижения ребенка в границах избранной им
дополнительной образовательной программы (вида деятельности, области знаний),
которые бы помогли ему увидеть ступени собственного развития и стимулировали
бы это развитие, не ущемляя достоинства личности ребенка.
Критериями оценки результативности обучения могут являться:
• критерии оценки уровня теоретической подготовки: соответствие уровня
теоретических знаний программным требованиям; широта кругозора; развитость
практических навыков работы со специальной литературой;
• критерии оценки уровня практической подготовки: соответствие уровня
развития практических умений и навыков программным требования; свобода
владения специальным оборудованием и оснащением; качество выполнения
практического задания; технологичность практической деятельности;
• критерии оценки уровня личностного развития детей: культура
организации практической деятельности; культура поведения; творческое
отношение к выполнению практического задания; аккуратность и ответственность
при работе.
Предмет оценивания:
набор основных знаний, умений, практических навыков по изучаемому виду
деятельности; универсальные учебные действия; перечень важнейших личностных
свойств и другое. Методика выявления, диагностики и оценки получаемых
результатов разрабатываются автором в соответствии с требованиями, принятыми
в образовательной организации.

Оценочные материалы — пакет диагностических методик, позволяющих
определить достижение обучающимися планируемых результатов, которые
прописаны в программе педагога.
Формы подведения итогов
Документальные формы подведения итогов реализации дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программы отражают достижения всего
коллектива и каждого обучающегося в частности. Они необходимы для
подтверждения достоверности полученных результатов освоения программы. Это
протокол установленного образца. Однако он нужен только для подачи сведений
администрации, а в рамках своего объединения педагог может разрабатывать и
использовать свои формы для фиксации результатов обучающихся. К ним
относятся документальные формы, в которых отражены достижения каждого
обучающегося: дневник достижений обучающегося, портфолио, карты оценки
результатов освоения программы и т.д.
Анализ результатов аттестации
Полученные результаты промежуточной и итоговой аттестации необходимы
для выполнения двух важных действий: во-первых, для перевода обучающихся на
следующий год (этап) обучения и, во-вторых, для тщательного анализа самим
педагогом и методической службой, которая подводит общий итог и представляет
результаты аттестации.
Направления анализа результатов аттестации обучающихся:
- уровень теоретической подготовки обучающихся в конкретной
образовательной области; степень сформированности практических умений и
навыков детей в выбранном ими виде творческой деятельности;
- полнота выполнения образовательной программы детского объединения;
- соотнесение прогнозируемых и реальных результатов учебновоспитательной работы;
- выявление причин, способствующих или препятствующих полноценной
реализации образовательной программы;
- необходимость внесения корректив в содержание и методику
образовательной деятельности детского объединения.
Параметры подведения итогов:
- уровень знаний, умений, навыков учащихся (высокий, средний, низкий)
- количество обучающихся, полностью освоивших образовательную
программу, освоивших программу в необходимой степени (количество и
проценты);
- совпадение прогнозируемых и реальных результатов в образовательном и
воспитательном процессе (совпадают полностью; совпадают в основном);
- перечень основных причин невыполнения детьми образовательной
программы; перечень факторов, способствующих успешному освоению
образовательной программы;
- рекомендации по коррекции образовательной программы, изменению
методик преподавания.

Приложение 1

ПРОТОКОЛ
РЕЗУЛЬТАТОВ ПРОМЕЖУТОЧНОЙ (ИТОГОВОЙ) АТТЕСТАЦИИ
ОБУЧАЮЩИХСЯ МУ ДО ДДТ Пачелмского района
20____/20____учебный год
Объединение:
Образовательная программа

.
Срок реализации
№ группы (инд)

год обучения

кол-во обучающихся в
группе

ФИО педагога
Дата проведения аттестации
Форма проведения
Члены аттестационной комиссии (ФИО,
должность):
ё

РЕЗУЛЬТАТЫ АТТЕСТАЦИИ
Возраст
№ Фамилия, имя ребенка
(лет)

Результат
(уровень
освоения)

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.

Критерии оценки результатов: уровень (высокий, средний, низкий)
Всего аттестовано _________ воспитанников. Из них по результатам аттестации:
высокий уровень________чел. средний уровень ________чел. низкий уровень _______чел.

Подпись педагога

Приложение 2

Итоговая таблица по результатам ИТОГОВОЙ (годовой) аттестации
Объединение _____________________________
Педагог __________________________________
Дата проведения итоговой аттестации __________

Сводная таблица результатов
Группа
Переведено на
следующий
год, чел.
Оставлено для
продолжения
обучения на
этом же году
(чел.)
Выпущено в
связи с
окончанием
обучения
программе,
чел.
ВСЕГО чел.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».