Образовательный процесс в системе дополнительного образования детей представляет собой специально организованную деятельность педагогов и обучающихся, направленную на решение задач обучения, воспитания и развития детей. В педагогической теории и практике измерение и оценка результатов образовательного процесса всегда остаются в центре внимания, поскольку они лежат в основе определения эффективности и дальнейшего пути совершенствования содержания, методов и организации обучения. Лучшим средством оценки результатов обучения является аттестация обучающихся. Аттестация – это оценка уровня и качества освоения обучающимися образовательных программ в конкретной предметной деятельности. Цель аттестации – выявление исходного, текущего, промежуточного и итогового уровня развития теоретических знаний, практических умений и навыков, их соответствия прогнозируемым результатам дополнительных общеразвивающих программ. Задачи аттестации: • Учебная. Создаёт дополнительные условия для обобщения и осмысления обучающимися полученных теоретических и практических знаний, умений и навыков. • Воспитательная. Является стимулом к расширению познавательных интересов и потребностей ребёнка. • Развивающая. Позволяет детям осознать уровень их актуального развития и определить перспективы. • Коррекционная. Помогает педагогу своевременно выявить и устранить объективные и субъективные недостатки учебно-воспитательного процесса. • Социально-психологическая. Даёт каждому обучающемуся возможность пережить "ситуацию успеха". Аттестация строится на следующих принципах: • научность; • открытость результатов для педагогов и родителей, доступность; • свобода выбора педагогом форм и методов проведения оценки результатов; • обоснованность критериев оценки результатов с учётом конкретного вида деятельности; • учёт индивидуальных и возрастных особенностей обучающихся; • соблюдение педагогической этики. Содержание аттестации • Входной контроль (предварительная аттестация) – это оценка исходного уровня знаний перед началом образовательного процесса. Проводится с целью определения уровня развития детей. • Текущий контроль – это оценка качества усвоения обучающимися учебного материала; отслеживание активности обучающихся. • Промежуточная аттестация – это оценка качества усвоения обучающимися учебного материала по итогам учебного периода (этапа/года обучения). • Итоговая аттестация – это оценка уровня достижений обучающихся по завершении освоения дополнительной общеобразовательной программы с целью определения изменения уровня развития детей, их творческих способностей; заключительная проверка знаний, умений, навыков. Проведение входного контроля (предварительной аттестации) и текущей аттестации осуществляется самим педагогом. После того, как проведена предварительная аттестация, частота дальнейших проверок зависит от предпочтений педагога: текущий контроль может проводиться на каждом занятии, после изучения каждой темы (тематический контроль) или раздела. Можно выбрать в качестве рубежа определенный период: календарный месяц, учебную четверть и т.п. Проведение промежуточной аттестации обязательно для учащихся и педагогов образовательной организации. Промежуточная аттестация осуществляется педагогом и оформляется в виде протоколов (см. Приложения № 1) по каждой учебной группе (объединению), которые сдаются педагогом руководителю. Для проведения промежуточной аттестации приказом директора формируется аттестационная комиссия (не менее двух человек), в состав которой могут входить представители администрации, методисты, педагоги-психологи, педагоги дополнительного образования. Педагог дополнительного образования, чьи обучающиеся проходят промежуточную аттестацию, в состав аттестационной комиссии не включается. Итоговая аттестация представляет собой форму оценки степени и уровня освоения обучающимися образовательной программы и оформляется в виде протоколов (см. Приложения № 1 и № 2). Она проводится с целью установления: • соответствия результатов освоения дополнительной общеразвивающей программы заявленным целям, задачам и планируемым результатам обучения; • соответствия процесса организации и осуществления дополнительной общеразвивающей программы установленным требованиям к порядку и условиям её реализации. Итоговая аттестация осуществляется аттестационной комиссией Учреждения и оформляется в виде протоколов по каждой учебной группе (объединению), которые сдаются председателем аттестационной комиссии директору Учреждения. Состав аттестационной комиссии определяется приказом директора по рекомендации Методического совета и не может быть менее трех человек, из которых один является представителем администрации Учреждения, второй – методистом, третий – педагогом дополнительного образования в данной или смежной предметной области. В аттестационную комиссию могут входить другие педагогические работники по усмотрению администрации. Педагог дополнительного образования, чьи обучающиеся проходят итоговую аттестацию, в состав аттестационной комиссии не включается. Формы аттестации и оценочные материалы Формы проведения аттестации определяются самим педагогом в его образовательной программе таким образом, чтобы они соответствовали ожидаемым результатам образовательной программы. В зависимости от предмета изучения формы проведения аттестации могут быть следующие: 1.Тестовые, контрольные, срезовые задания (устный опрос, письменный опрос, тестирование). 2. Создание проблемных, затруднительных заданий (решение проблемных задач, шаблоны-головоломки и т.п.). 3. Демонстрационные: организация выставок, конкурсов, соревнований, презентация. 4. Анкетирование. 5. Проект. 6. Педагогическая диагностика. 7. Передача обучающемуся роли педагога. 8. День творчества в кружках. 9. Самооценка обучающихся своих знаний и умений. 10. Комбинированная: анкетирование, наблюдение, решение проблемы. 11. Индивидуальные карточки с заданиями различного типа. 12. Групповая оценка работ. 13. Тематические кроссворды. 14. Собеседование. 15. Деловые игры. 16. Творческий отчет (концерт, выставка и т.п.). 17. Защита рефератов. 18. Домашнее задание на самостоятельное выполнение. 19. Карта индивидуальных достижений. 20. Зачет (экзамен). При выборе форм аттестации необходимо применять такие средства определения результативности продвижения ребенка в границах избранной им дополнительной образовательной программы (вида деятельности, области знаний), которые бы помогли ему увидеть ступени собственного развития и стимулировали бы это развитие, не ущемляя достоинства личности ребенка. Критериями оценки результативности обучения могут являться: • критерии оценки уровня теоретической подготовки: соответствие уровня теоретических знаний программным требованиям; широта кругозора; развитость практических навыков работы со специальной литературой; • критерии оценки уровня практической подготовки: соответствие уровня развития практических умений и навыков программным требования; свобода владения специальным оборудованием и оснащением; качество выполнения практического задания; технологичность практической деятельности; • критерии оценки уровня личностного развития детей: культура организации практической деятельности; культура поведения; творческое отношение к выполнению практического задания; аккуратность и ответственность при работе. Предмет оценивания: набор основных знаний, умений, практических навыков по изучаемому виду деятельности; универсальные учебные действия; перечень важнейших личностных свойств и другое. Методика выявления, диагностики и оценки получаемых результатов разрабатываются автором в соответствии с требованиями, принятыми в образовательной организации. Оценочные материалы — пакет диагностических методик, позволяющих определить достижение обучающимися планируемых результатов, которые прописаны в программе педагога. Формы подведения итогов Документальные формы подведения итогов реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы отражают достижения всего коллектива и каждого обучающегося в частности. Они необходимы для подтверждения достоверности полученных результатов освоения программы. Это протокол установленного образца. Однако он нужен только для подачи сведений администрации, а в рамках своего объединения педагог может разрабатывать и использовать свои формы для фиксации результатов обучающихся. К ним относятся документальные формы, в которых отражены достижения каждого обучающегося: дневник достижений обучающегося, портфолио, карты оценки результатов освоения программы и т.д. Анализ результатов аттестации Полученные результаты промежуточной и итоговой аттестации необходимы для выполнения двух важных действий: во-первых, для перевода обучающихся на следующий год (этап) обучения и, во-вторых, для тщательного анализа самим педагогом и методической службой, которая подводит общий итог и представляет результаты аттестации. Направления анализа результатов аттестации обучающихся: - уровень теоретической подготовки обучающихся в конкретной образовательной области; степень сформированности практических умений и навыков детей в выбранном ими виде творческой деятельности; - полнота выполнения образовательной программы детского объединения; - соотнесение прогнозируемых и реальных результатов учебновоспитательной работы; - выявление причин, способствующих или препятствующих полноценной реализации образовательной программы; - необходимость внесения корректив в содержание и методику образовательной деятельности детского объединения. Параметры подведения итогов: - уровень знаний, умений, навыков учащихся (высокий, средний, низкий) - количество обучающихся, полностью освоивших образовательную программу, освоивших программу в необходимой степени (количество и проценты); - совпадение прогнозируемых и реальных результатов в образовательном и воспитательном процессе (совпадают полностью; совпадают в основном); - перечень основных причин невыполнения детьми образовательной программы; перечень факторов, способствующих успешному освоению образовательной программы; - рекомендации по коррекции образовательной программы, изменению методик преподавания. Приложение 1 ПРОТОКОЛ РЕЗУЛЬТАТОВ ПРОМЕЖУТОЧНОЙ (ИТОГОВОЙ) АТТЕСТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ МУ ДО ДДТ Пачелмского района 20____/20____учебный год Объединение: Образовательная программа . Срок реализации № группы (инд) год обучения кол-во обучающихся в группе ФИО педагога Дата проведения аттестации Форма проведения Члены аттестационной комиссии (ФИО, должность): ё РЕЗУЛЬТАТЫ АТТЕСТАЦИИ Возраст № Фамилия, имя ребенка (лет) Результат (уровень освоения) 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. Критерии оценки результатов: уровень (высокий, средний, низкий) Всего аттестовано _________ воспитанников. Из них по результатам аттестации: высокий уровень________чел. средний уровень ________чел. низкий уровень _______чел. Подпись педагога Приложение 2 Итоговая таблица по результатам ИТОГОВОЙ (годовой) аттестации Объединение _____________________________ Педагог __________________________________ Дата проведения итоговой аттестации __________ Сводная таблица результатов Группа Переведено на следующий год, чел. Оставлено для продолжения обучения на этом же году (чел.) Выпущено в связи с окончанием обучения программе, чел. ВСЕГО чел.