Пояснительная записка Патриотическое воспитание сегодня – это социальная потребность общества. Поэтому особое место в воспитании подрастающего поколения отводится воспитанию патриотизма, чувства любви к Родине. Объединение «ЮнВести» является тем механизмом, который создает особую атмосферу содружества, взаимопомощи, что способствует становлению и развитию личности, обладающей качествами гражданина и патриота своей страны. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «ЮнВести» социально-гуманитарной направленности, по уровню освоения содержания – базовая, по степени авторства - модифицированная, составленная на основе общеобразовательной программы Дворца детского (юношеского) творчества г. Пензы Данная программа соответствует требованиям нормативно-правовых документов: 1. Федеральный Закон РФ от 29.12.2012 г. № 273 «Об образовании в РФ» (с изменениями и добавлениями); 2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 9 ноября 2018 г. № 196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; 3. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 г. N 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20» «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» 4. Распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 года № 996 – р «Об утверждении Стратегии развития воспитания в РФ на период до 2025 года»; 5. Федеральный проект «Успех каждого ребенка» (утвержден протоколом заседания комитета по национальному проекту «Образование» от 07.12.2018 г.№3); 1 6. Письмо Минобрнауки России № 09-3242 от 18.11.2015 «Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»; 7. Устав и локальные акты Учреждения. Актуальность программы Актуальность проблемы патриотического воспитания на сегодняшний день очевидна. Обществу нужны не только современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые самостоятельно могут принимать решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способы к сотрудничеству, отличающиеся мобильностью, динамизмом, конструктивностью, но и горячо любящие свою Родину, свой родной край. Отличительная особенность Отличительной особенностью программы является то, что она даѐт возможность каждому учащемуся попробовать свои силы в разных направлениях деятельности. Кроме этого, раздел "Журналистика" позволит ребенку быть гармонично-развитой личностью. Педагогическая целесообразность Анализ материалов позволяют определить образ учащегося: наш учащийся – гражданин России, способный, эффективно адаптируясь, свободно самоопределяться и самореализовываться в культурном и социальном пространстве на основе сложившейся системы ценностных ориентаций и нравственных позиций, опирающихся как на национальные, так и общечеловеческие ценности. Цель программы: Формирование у детей и подростков навыков и умений журналистики. Задачи программы: Обучающие: способствовать возникновению интереса и изучению учащимися истории своей семьи, истории своего края; Развивающие: развитие личной ответственности через работу в команде; развитие навыков, идущих как 4 К: 2 коммуникабельность, креативность, кооперативность мышление. Воспитательные: воспитывать патриотизм, активную жизненную позицию и критическое Адресат программы Адресат программы: Учащиеся в возрасте 10-15 лет Особенности возрастной группы детей 10-15 лет Это возраст, когда ребенок становится подростком, а психологические особенности подросткового возраста связаны с противоречивостью поведения: Интенсивное общение у подростка сменяется замкнутостью, уверенность в себе переходит в неуверенность и сомнения в себе. Подростковый возраст является по сути кризисным. У подростка появляется необходимость собственной позиции, проявляется эмансипация от непосредственного влияния взрослых. Подросток осознаёт себя как участник общественно – трудовой деятельности. В этом возрасте у подростка проявляется повышенная утомляемость, возбудимость, раздражительность, негативизм. Существует позитивный смысл подросткового кризиса в том, что через него, через отстаивание своей взрослости, самостоятельности подросток удовлетворяет потребности в самопознании и самоутверждении. В результате у него не просто возникают чувство уверенности в себе и способность полагаться на себя, но формируются способы поведения, позволяющие ему и в дальнейшем справляться с жизненными трудностями. В моральной сфере следует отметить две особенности: - переоценка нравственных ценностей; - устойчивые «автономные» моральные взгляды, суждения и оценки, независимые от случайных влияний. Мораль подростка не имеет опоры в моральных убеждениях, ещё не складывается в мировоззрение, поэтому может легко изменяться под влиянием сверстников. В качестве условия, повышающего моральную устойчивость, выступает идеал. Важным фактором психического развития в подростковом возрасте является общение со сверстниками. 3 Ведущим мотивом поведения подростка является стремление найти своё место среди сверстников. Оценки товарищей начинают приобретать большее значение, чем оценки взрослых. В общении как деятельности происходит усвоение ребёнком социальных норм, переоценка ценностей, удовлетворяется потребность в притязании на признание и стремление к самоутверждению. Срок реализации программы и режим занятий Срок реализации программы 2 года, количество учебных часов в неделю – 3 часа, всего 108 часов в год. Объем программы: 1 год - 108 часа; 2 год – 108 часов; Форма обучения – очно-заочная Режим проведения занятий: 1 год занятия - 1 раз в неделю по 3 учебных часа, перерыв между занятиями 10 минут или 3 раза в неделю по 1 учебному часу; 2 год занятия – 1 раз в неделю по 3 учебных часа, перерыв между занятиями 10 минут или 3 раза в неделю по 1 учебному часу; Программа «ЮнВести» предназначена для детей 10-15 лет. В группе 10-25 человек. Ожидаемые результаты: Результаты реализации программы определяется личностным ростом учащихся. Программа призвана помочь каждому учащемуся осмыслить его место в жизни, приобщаться к целому ряду ценностей, понятий, помочь сформулировать собственный взгляд на жизнь, своё мировоззрение и в то же время знать и уважать прошлое и настоящее своего народа, своего края, своей семьи. Проверка результативности обучения, воспитания и развития ребёнка осуществляется методом постановки контрольных вопросов, тестирования, анкетирование, практических и творческих работ. 4 Предметные результаты: должны быть соотнесены с обучающими задачами и сформулированы в соответствии с требованиями к знаниям и умениям, приобретенными учащимся в процессе каждого года обучения по программе. Личностные результаты: - потребность сотрудничества со сверстниками, доброжелательное отношение к сверстникам, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к мнению других; - нравственная позиция (внутренняя мотивация поведения учащегося, способного к самоконтролю и имеющего чувство личного достоинства, а также ответственно относящегося к организации деятельности) - толерантность (разновозрастное сотрудничество на основе общего коллективного творчества). Метапредметные результаты: развитие способности учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности. Регулятивные УУД У учащихся сформированы действия: - понимать и принимать учебную задачу, сформулированную педагогом; - планировать свои действия на отдельных этапах работы; - осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности; - анализировать причины успеха/неуспеха; - пользоваться приѐмами анализа и синтеза при чтении и просмотре видеозаписей; - понимать и применять полученную информацию при выполнении заданий; Коммуникативные УУД У учащихся сформированы действия: - включаться в диалог, в коллективное обсуждение, проявлять инициативу и активность; - работать в группе, управлять поведением партнера; - обращаться за помощью; - формулировать свои затруднения; - предлагать помощь и сотрудничество; - слушать собеседника; - договариваться о распределении функций в совместной деятельности, приходить к общему решению; - формулировать собственное мнение и позицию; - умению выражать разнообразные эмоциональные состояния (грусть, радость, злость, удивление, восхищение). Предметные результаты: характеризуют опыт учащихся в деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета. 5 Учебный план дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «ЮнВести» Предметные курсы Вводное занятие Техника безопасности Азы журналистики: Выпуск газеты "ЮнВести": Профессия журналист Когда появилась журналистика? Что было до нее? Делаем новости. Глазами очевидца. Жанр репортажа Проверяем информацию «В номер!» Классная история Во дворе, на улице, в городе. Бытовая зарисовка «Герой нашего времени» Проверено на себе. Эксперимент Слово не воробей. Осторожно, плагиат! Круглый стол. Контрольное занятие Юмористические рубрики в школьных СМИ Путевые заметки Читать модно. Книжный блог Культурная журналистика Хочу сказать! Спорим, доказываем У читателя тоже есть свое мнение Итоговое занятие Основные принципы журналистской деятельности: Роль журналистики в обществе. Журналистика и общественное мнение. Факт и его интерпретация. Источники информации. Поиск новостей. Работа с источниками информации Трансформация информации Манипуляции информацией Ознакомительный уровень 1 год 1 1 Базовый уровень 2 год 1 1 6 3 - 9 9 6 6 6 6 - 5 6 6 - 2 6 - 6 6 6 8 3 1 - - 4 - 6 - 6 - 6 6 6 СМИ и закон Профессия журналист Журналистский текст: Особенности журналистского текста. Как удержать читателя. Особенности журналистского текста в прессе и на телевидении Жанры журналистики Жанры журналистики: старое и новое Журналистика новостей. Жесткая новость. Жесткая новость. Творческая работа. Мягкая новость Заголовок в публицистическом тексте Делаем новость. Контрольная творческая работа. Презентация творческого проекта Итого в неделю Итого в год - 6 6 - 6 - 6 - 6 6 9 - 6 9 6 6 3 108 6 3 108 7 № п/п Учебно - тематический план Первый год обучения Название разделов, тем Теория Практи ка Всего Формы аттестации и контроля Вводное занятие Техника безопасности Азы журналистики: Выпуск газеты "ЮнВести" Профессия журналист Когда появилась журналистика? Что было до нее? Делаем новости. Глазами очевидца. Жанр репортажа Проверяем информацию «В номер!» Классная история Во дворе, на улице, в городе. Бытовая зарисовка «Герой нашего времени» 1 1 - 1 1 1 3 5 - 6 3 практическая работа 1 1 8 8 9 9 творческая работа 1 1 1 1 5 5 5 5 6 6 6 6 1 4 5 1 1 5 5 6 6 - 2 2 Круглый стол 1 5 6 проектная работа в группах 3.14. Проверено на себе. Эксперимент Слово не воробей. Осторожно, плагиат! Круглый стол. Контрольное занятие Юмористические рубрики в школьных СМИ Путевые заметки 1 5 6 3.15. Читать модно. Книжный блог 1 5 6 3.16. 3.17. Культурная журналистика Хочу сказать! Спорим, доказываем У читателя тоже есть свое мнение 1 1 5 7 6 8 Анализ публицистических работ учащихся практическая работа с текстами в соц.сетях Беседа 1 2 3 21 1 87 1 108 1 2. 3 3.1. 3.2. 3.3. 3.4. 3.5. 3.6. 3.7. 3.8. 3.9. 3.10. 3.11. 3.12. 3.13. 3.18. 4. Итоговое занятие ИТОГО конференция творческая работа в группе деловая игра деловая игра практическая работа практическая работа практическая работа с текстами работа в группах практическая работа с ресурсами сети Интернет Деловая игра Практическая работа, в том числе с использованием ресурсов социальных сетей. 8 Содержание программы 1 года обучения Раздел 1. Вводное занятие. Тема 1. Вводное занятие. Теория (1 час): Содержание программы, правила её реализации. Ожидаемые результаты по окончании обучения. Раздел 2.Техника безопасности. Тема 2. Техника безопасности. Теория (1 час): Инструктаж по технике безопасности. Знакомство с журналами по технике безопасности (правила ведения и оформления). Раздел 3. Азы журналистики: Выпуск газеты "ЮнВести" Тема 1. Профессия журналист. Теория (1 час). Самоопределение, формулировка индивидуальных ожиданий от курса. Постановка образовательных целей и задач. Структурирование и систематизация информации, известной ранее учащимся на бытовом уровне. Понятия: прямой эфир, форум, аккредитация журналиста. Практика (5 часов). Практическая групповая работа с сайтом одного из телеканалов по выбору учащихся. Групповая и индивидуальная работа по поиску информации в сети Интернет. Контроль: практическая работа. Тема 2. Когда появилась журналистика? Что было до нее? Теория (3 часа) История появления журналистики. Происхождение слов «журнал» и «газета». История российской журналистики. Появление телевидения в России. Контроль: конференция. Тема 3. Делаем новости. Теория (1 час). Какими критериями руководствуется журналист в выборе новостей. Обсуждение, формулировка критериев: оперативность, масштаб события, общественная значимость, близость аудитории, первичность и достоверность информации. Практика (8 часов). Деловая игра «Делаем новости», поисковая деятельность, обсуждение, моделирование работы редакции по сбору новостей. Муки первого слова: с чего начать новость? Почему начало должно быть интересным? Информационный лид. Творческая работа «Пишем новость». Контроль: творческая работа. Тема 4. Глазами очевидца. Жанр репортажа. Теория (1 час). Особенности жанра репортажа. Эффект присутствия. Различия между жанрами репортаж и новость. Практика (8 часов). Работа с материалами молодежной газеты. Творческая работа по одному из сюжетов киножурнала «Ералаш». Контроль: творческая работа в группе. 9 Тема 5. Проверяем информацию. Теория (1 час) Откуда берется недостоверная информация. Практика (5 часов). Способы проверки информации на достоверность. Анализ и обсуждение конкретных примеров из опыта школьной журналистики. Формирование первичных навыков проверки информации. Контроль: деловая игра. Тема 6. «В номер!» Теория (1 час) Графический план верстки. Практика (5 часов). Макет газетных страниц. Разворот. Роль иллюстраций и заголовков на газетной странице. Контроль: деловая игра. Тема 7. Классная история Теория (1 час). Может ли ситуация, произошедшая в школе, на уроке в классе стать темой для детской журналистской публикации. Критерии, по которым журналист определяет, подходит или не подходит история для публикации. Практика (5 часов). Анализ публицистических работ школьников. Контроль: практическая работа. Тема 8. Во дворе, на улице, в городе. Бытовая зарисовка Теория (1 час). Бытовая зарисовка. Ситуация, увиденная на улице, в общественном транспорте, в любых общественных местах как тема для размышления и для журналистского текста. Практика (5 часов). Анализ публицистических работ школьников. Контроль: практическая работа. Тема 9. «Герой нашего времени» Теория (1 час). Поиск положительных героев, которые могут стать героями детских публикаций. Практика (4 часа). Анализ публицистических работ школьников. Контроль: практическая работа с текстами. Тема 10. Проверено на себе. Эксперимент Теория (1 час) Социальный и личный эксперимент. Просмотр и анализ видеосюжетов, созданных школьниками. Практика (5 часов). Творческая работа в группах по обсуждению тем для социального или личного журналистского эксперимента. Контроль: работа в группах. Тема 11. Слово не воробей. Осторожно, плагиат! Теория (1 час) Что означает слово плагиат. Можно ли считать плагиатом текст, который скопирован не полностью, а частично? Является ли плагиатом текст, в котором ученик переделал некоторые предложения и заменил часть слов? 10 Практика (5 часов). Проверка текстов на плагиат. Недопустимость плагиата в авторских текстах. Работа с авторскими текстами школьников. Беседа, практическая работа с ресурсами сети Интернет. Контроль: практическая работа с ресурсами сети Интернет. Тема 12. Круглый стол. Практика (2 часа). Круглый стол с читателями и зрителями. Проблемное обсуждение итоговых работ, выполненных по итогам прохождения тем модуля. Виды деятельности. Круглый стол. Контроль: круглый стол. Тема 13. Юмористические рубрики в школьных СМИ Теория (1 час). Развлекательные темы и рубрики в школьной газете. Практика (5 часов). Анализ материалов школьных изданий. Работа в группах, проектирование тем и рубрик. Контроль: проектная работа в группах. Тема 14. Путевые заметки Теория (1 час). Особенности жанра путевых заметок. Практика (5 часов). Анализ публицистических работ школьников, написанных в жанре путевых заметок. Контроль: Анализ публицистических работ учащихся. Тема 15. Читать модно. Книжный блог Теория (1 час) Что такое книжный блог, о чем пишут книжные блогеры? Практика (5 часов). Работа с материалами Инстаграм, просмотр и анализ видеосюжета книжного блога на YouTube. Контроль: практическая работа с текстами в соц.сетях. Тема 16. Культурная журналистика Теория (1 час). Журналисты и блогеры о театре, кино и других культурных событиях. Практика (5 часов). Знакомство с ресурсом Яндекс.Дзен. Работа с материалами информационных сайтов и сайтов театров. Контроль: беседа. Тема 17. Хочу сказать! Спорим, доказываем. Теория (1 час). Учимся спорить на предложенные темы и доказывать свою точку зрения. Практика (7 часов). Работа с материалами школьных СМИ. Деловая игра «Дуэль». Контроль: деловая игра Тема 18. У читателя тоже есть свое мнение Теория (1 час) Разработка опросников, которые помогут установить обратную связь с читателями (зрителями). Практика (2 часа). Проведение опроса. Анализ. Контроль: практическая работа 11 Раздел 4. Итоговое занятие. Тема 1. Итоговое занятие. Практика (1 час). Анализ работы объединения за год. Учебно - тематический план Второй год обучения № п/п Название разделов, тем Теория 1 1 3.4. Вводное занятие Техника безопасности Основные принципы журналистской деятельности Роль журналистики в обществе. Журналистика и общественное мнение. Факт и его интерпретация. Источники информации. Поиск новостей. Работа с источниками информации Трансформация информации 3.5. 3.6. 3.7. Манипуляции информацией СМИ и закон Профессия журналист. 4 4.1. Журналистский текст Особенности журналистского текста. Как удержать читателя. Особенности журналистского текста в прессе и на телевидении Жанры журналистики Жанры журналистики: старое и новое Журналистика новостей. Жесткая новость. Жесткая новость. Творческая работа. Мягкая новость 1 2 3 3.1. 3.2. 3.3. 4.2. 4.3. 4.4. 4.5. 4.6. 4.7. 4.8. Заголовок в публицистическом тексте Практи ка - Всег о Формы аттестации и контроля 1 1 1 3 4 практическая работа 1 5 6 конференция 1 5 6 1 5 6 1 1 1 5 5 5 6 6 6 творческая работа творческая работа в группе деловая игра 1 5 6 творческая работа в группе 1 5 6 1 1 5 5 6 6 практическая работа конференция 1 8 9 1 5 6 1 8 9 1 5 6 конференция Контрольная творческая работа творческая работа в группе практическая работа практическая работа практическая работа практическая работа 12 4.9. 4.10. Делаем новость. Контрольная творческая работа. Презентация творческого проекта 1 5 6 1 5 6 ИТОГО 19 89 108 практическая работа Электронная презентация Содержание учебного (тематического) плана. Раздел 1. Вводное занятие Тема 1. Вводное занятие Теория (1 час): Содержание программы, правила её реализации. Ожидаемые результаты по окончании обучения. Раздел 2. Техника безопасности Тема 2. Техника безопасности Теория (1 час): Инструктаж по технике безопасности. Знакомство с журналами по технике безопасности (правила ведения и оформления). Раздел 3. Основные принципы журналистской деятельности Тема 1: Роль журналистики в обществе. Журналистика и общественное мнение. Теория (1 час): Урок обобщения и систематизации знаний. Формирование представлений учащихся о журналистике как об определенном социальном институте, имеющем в обществе свои функции и задачи Практика (3 часа): Проблемная беседа, работа в группах, практическая работа с применением компьютера, мини-лекция, рефлексия Формирование понятий: СМИ, общественное мнение, виды СМИ, а также способности оперировать этими понятиями в устной речи. Контроль: практическая работа. Тема 2: Факт и его интерпретация. Источники информации Теория (1 час): Урок открытия нового знания. Формирование способности к самостоятельной выработке критериев для дифференцирования объективной и необъективной информации. Практика (5 часов): Проблемная беседа, практическая работа, работа в группах, рефлексия. Формирование понятийной базы: факт, интерпретация факта, источник информации, «позиция ноль». Формирование способности использовать эти понятия в процессе анализа информационных телесюжетов, сопоставлять эмоциональное и логическое. Контроль: конференция. Тема 3: Поиск новостей. Работа с источниками информации Теория (1 час): Урок комплексного применения знаний и умений в новых условиях Практика (5 часов): Проблемная беседа, работа в группах, рефлексия Закрепление и коррекция полученных знаний и умений в новой ситуации (формирование умения самостоятельно находить источники информации и планировать свою деятельность по сбору информации и подготовке материала). Контроль: творческая работа. 13 Тема 4: Трансформация информации Теория (1 час): Урок обобщения и систематизации знаний. Формирование умения работать с информацией (удерживать информацию, анализировать ее, передавать, отслеживать искажения). Практика (5 часов): Деловая игра, рефлексия Контроль: творческая работа в группе. Тема 5: Манипуляции информацией Теория (1 час): Урок обобщения и систематизации знаний Практика (5 часов): Беседа, конференция, рефлексия. Формирование способностей выступать перед публикой, планировать свое выступление, Контроль: деловая игра. Тема 6: СМИ и закон Теория (1 час): Урок открытия нового знания. Формирование умения соотносить профессиональную деятельность журналиста с понятиями этики и требованиями закона. Практика (5 часов): Проблемная беседа, практическая работа в группах или в парах с использованием компьютерных средств, рефлексия. Формирование представлений о комплексе нормативно-правовых актов, регулирующих деятельность СМИ. Формирование алгоритмов работы с правовой информацией. Контроль: конференция. Тема 8: Профессия журналист. Теория (1 час): Урок развивающего контроля. Контроль осмысления изученных способов действия, понятий и алгоритмов. Практика (5 часов): Творческая работа. Формирование первичных, интуитивных навыков работы по созданию журналистского текста. Контроль: контрольная творческая работа. Раздел 4. Журналистский текст. Тема 1: Особенности журналистского текста. Как удержать читателя. Теория (1 час): Урок открытия нового знания Практика (5 часов): Проблемная беседа, работа в группах, практическая работа по редактуре текста, рефлексия. Контроль: творческая работа в группе. Тема 2: Особенности журналистского текста в прессе и на телевидении Теория (1 час): Комбинированный урок. Формирование представлений о составляющих журналистского текста в контексте отношений «журналист – читатель». Формирование первичных навыков работы с текстом, ориентированным на читателя Практика (5 часов): Проблемная беседа, работа в группах, практическая работа, рефлексия. Формирование представление об особенностях работы с журналистским текстом в разных видах СМИ. Формирование первичных навыков работы с текстом, ориентированным на читателя и зрителя, навыков редактирования текста. Контроль: практическая работа. Тема 3: Жанры журналистики Теория (1 час): Урок обобщения и систематизации знаний Формирование способностей построения обобщенных деятельностных схем в области создания публицистического текста (смысловая цепочка: цель – средства - форма (жанр) ). 14 Практика (5 часов): Проблемная беседа, работа в группах, индивидуальная работа с текстом, рефлексия. Осмысление в контексте целеполагания понятий: жанр, репортаж, информация, портретная зарисовка, интервью, методы сбора информации. Контроль: конференция. Тема 4: Жанры журналистики: старое и новое Теория (1 час): Формирование представлений о жанровой структуре журналистики не как о застывшей раз и навсегда схеме, а как о динамическом явлении, которое постоянно находится в состоянии изменения и развития. Практика (5 часов): Проблемная беседа, практическая работа с использованием компьютера, рефлексия. Формирование навыков аналитической деятельности по сопоставлению логических понятий (определений) и конкретных практических реалий, соответствующих данному определению. Формирование понятий: жанр, комментарий, журналистское расследование, интервью, пресс-конференция, брифинг, ток-шоу, телемост Контроль: творческая работа в группе. Тема 5: Журналистика новостей. Жесткая новость. Теория (1 час): Урок открытия нового знания Формирование представлений о структуре жесткой новости и необходимости в каждой конкретной ситуации актуализации тех или иных структурных элементов. Практика (8 часов): Беседа, работа в группах, практическая работа, рефлексия Формирование способности «расшифровывать» информационное послание, получаемое из средств массовой информации. Формирование понятий: жесткая новость, структура жесткой новости, перевернутая пирамида, информационный лид. Контроль: практическая работа. Тема 6: Жесткая новость. Творческая работа. Теория (1 час): Урок комплексного применения знаний- Закрепление и коррекция изученных алгоритмов построения жесткой новости. Практика (5 часов): Беседа, творческая работа, рефлексия. Закрепление понятий: жесткая новость, информационный лид, принцип перевернутой пирамиды. Контроль: практическая работа. Тема 7: Мягкая новость Теория (1 час): Формирование навыков и алгоритмов построения мягкой новости. Практика (8 часов): Беседа, работа в группах, практическая работа, рефлексия Формирование понятий: мягкая новость и мягкое информирование. Контроль: практическая работа. Тема 8: Заголовок в публицистическом тексте Теория (1 час): Формирование навыков и алгоритмов создания заголовка в соответствии с особенностями разных видов СМИ. Практика (5 часов): Формирование понятий: жесткий новостной заголовок, креативный заголовок, заголовочный комплекс. Контроль: практическая работа. Тема 9: Делаем новость. Контрольная творческая работа. Теория (1 час): Урок развивающего контроля. Контроль осмысления изученных способов действий, понятий и алгоритмов 15 Практика (5 часов): Творческая работа, рефлексия. Формирование навыков работы по созданию журналистского текста с использованием изученных алгоритмов действия. Контроль: практическая работа. Тема 10: Презентация творческого проекта Теория (1 час): Урок – презентация результата Контроль осмысления изученных способов действий, понятий и алгоритмов. Практика (5 часов): Презентация коллективного творческого проектаФормирование навыков публичного выступления, ведения диалога с аудиторией. Контроль: электронная презентация. Календарный учебный график Год Дата обучения начала занятий Дата Количество Количество Количест Режим окончания учебных учебных во занятий дней учебных недель занятий часов 1 год 01.09.2023 31.05.2024 36 36 108 2 год 01.09.2024 31.05.2025 36 36 108 1 раз по 3 часа; 3 раза по 1 часу 1 раз по 3 часа; 3 раза по 1 часу Формы аттестации и контроля 1. Педагогическое наблюдение. 2. Педагогический анализ результатов анкетирования, тестирования, зачѐтов, взаимозачѐтов, опросов, выполнения учащимися диагностических заданий, участия учащихся в мероприятиях (концертах, викторинах, соревнованиях,), защиты проектов, решения задач поискового характера, активности учащихся на занятиях и т.п. 16 Виды контроля Вид контроля Начальный или входной контроль Время проведения В начале учебного года Цель проведения Определение уровня развития детей, их творческих способностей Текущий В течение всего Определение контроль учебного года степени усвоения обучающимися учебного материала. Определение готовности детей к восприятию нового материала. Промежуточный По окончании Определение или рубежный изучения темы или степени усвоения контроль раздела. В конце обучающимися месяца, полугодия. учебного материала. Определение результатов обучения. Формы контроля Беседа, опрос, тестирование, анкетирование Педагогическое наблюдение, опрос, контрольное занятие, самостоятельная работа Выставка, конкурс, праздник, соревнование, творческая работа, опрос, контрольное занятие, зачѐт. Оценочные материалы С целью контроля за качеством освоения программного материала используются тесты, диагностика, практические и творческие задания. Условия реализации программы Особенности организации образовательного процесса Содержание программы предусматривает больше часов на практическую деятельность. Организационно-методические основы программы: — обеспечение программы методическими видами продукции (имеются разработки игр, бесед, походов, экскурсий, конкурсов, и т.д.); 17 — дидактический и лекционный материалы. Методическая продукция: • методические рекомендации; Дидактические материалы: Наглядные пособия следующих видов: • схематический или символический (оформленные стенды и планшеты, таблицы, схемы, рисунки.); • дидактические пособия; • обучающие прикладные программы в электронном виде (CD, флеш-накопители); Дидактический материал подбирается и систематизируется в соответствии с учебнотематическим планом (по каждой теме), возрастными и психологическими особенностями детей, уровнем их развития и способностями. Материально-техническое обеспечение • Учебный кабинет площадью 36 кв.м., оснащен необходимой мебелью, макетами, тренажерами. Техническое оснащение включает в себя: - Интерактивная доска; - 5 ноутбуков; - компьютер, принтер; - Доска магнитно-маркерная. Формы занятий Эффективность обучения и воспитания достигается с использованием в программе различных форм, включающих теоретические и практические занятия, тематические игры, конкурсы и викторины, круглые столы экскурсии. Программа строится на следующих принципах обучения: принцип добровольности, гуманизма, приоритета общечеловеческих ценностей, свободного развития личности, самооценки ребенка, создание максимально благоприятной атмосферы для личностного и профессионального развития учащегося («ситуация успеха», «развивающее обучение»); принцип доступности обучения и посильности труда; 18 принцип природосообразности: учет возрастных возможностей и задатков учащихся при включении их в различные виды деятельности; принцип индивидуально-личностной ориентации развития творческой инициативы детей; принцип дифференцированности и последовательности: чередование различных видов и форм занятий, постепенное усложнение приемов работы, разумное увеличение нагрузки; принцип культуросообразности: ориентация на потребности детей, адаптация к современным условиям жизни общества с учетом культурных традиций; принцип креативности: развитие творческих способностей учащихся, применение методов формирования умений переноса и применения знаний в новых условиях; принцип научности; принцип связи теории и практики, связи обучения с жизнью; принцип систематичности и последовательности; принцип сознательности и активности учащихся; принцип интегрированного обучения (параллельного и взаимодополняющего обучения различным видам деятельности); принцип «зоны ближайшего развития» для каждого ребенка, выбор индивидуального маршрута и темпа его освоения. Соблюдение принципов позволяет решить двойную организационную задачу: обеспечить занятие каждым ребенком позиции, которая характеризуется активностью, а также предоставляет педагогу избрать оптимальную тактику проведения занятий. Алгоритм учебного занятия: 1.Оргмомент. 2. Изучение нового материала. 3.Практическая работа с динамической паузой. 4.Рефлексия. 19 Список литературы для педагога 1. Абрамова, С.В. Система гражданского образования школьников: воспитание гражданской активности, социально-правовое проектирование, изучение гуманитарного права - М.: Глобус, 2006. - 224 с. 2. Агапова, И.А. Мы - патриоты! Классные часы и внеклассные мероприятия 1-11 классы. - М.: ВАКО, 2010. - 368 с. 3. Азаров, Ю. Педагогическое искусство патриотического воспитания школьников // Дополнительное образование. - 2013. - №6. - С.3 - 7. 4. Александрова, Е.Ю. Система патриотического воспитания в ДОУ: планирование, педагогические проекты, разработки тематических занятий и сценарии мероприятий - Волгоград: Учитель, 2007. - 203 с. 5. Беспятова, Н.К. Военно-патриотическое воспитание детей и подростков методическое пособие / Н К. Беспятова, Д.Е. Яковлев [Текст] - М.: Айрис Пресс: Айрис дидактика, 2006. - 189 с. 6. Журавская, Т.В. Патриотическое воспитание: Нормативные правовые документы. - 2-е изд., перераб. - М.: ТЦ Сфера, 2016. - 96с. 7. Маханева, М.Д. Нравственно-патриотическое воспитание детей младшего возраста - М.: АРКТИ, 2004. - 69 с. 8. Микрюков, В.Ю. Военно-патриотическое воспитание в школе: 1-11 классы - М.: ВАКО, 2009. - 192 с. 9. Конасова, Н.Ю. Права детей на дополнительное образование и социальнопедагогическую поддержку [Текст]: учеб. - метод. пособие / Н.Ю. Конасова [и др.]. Санкт-Петербург: КАРО, 2005. - 219 с. 10. О ходе модернизации российского образования // Воспитание школьников. 2012. - №10. - С.3 - 7. 12. Приходько, В. И Актуальность проблемы воспитания патриотизма и готовности молодежи к защите Отечества / В.И. Приходько // Молодежь и общество. - 2011. №2. - С.53 - 57. 13. Райхлина, Е.Л. Использование литературного наследия в патриотическом воспитании учащейся молодежи // Воспитание школьников. - 2009. - №9. - С.26 - 28. 20 14. Сластенин, В.А. Педагогика: учебник для студенческих учреждений среднего профессионального образования / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шпенов. - 4 - е издание - М.: Издательский центр " Академия", 2012. - 496 с. 16. Черноусова, Ф.П. Классные часы, беседы о нравственном и патриотическом воспитании: учебн. пособие. - М.: Центр педагогического образования, 2012. - 112с 17. Шемшурина, А.И. Патриотическое воспитание школьников. Кн. для учителя. Учеб. - метод. пособие / А.И. Шемшурина \ - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. - 110 с. 18. Шипов, К. Воспитание на исторических событиях // Патриот Отечества. - 2013. № 11. - С.34 - 36. 19. Мельникова Е.В. Патриотическое воспитание младших школьников [Электронный ресурс] / Е.В. Мнльникова - Электрон, текст. Дан. - Режим доступа.:: http://www.gopsy.ru/ gopsy /456/83694/ (23 февр. 2015г.) Интернет-ресурсы: 1. Вакурова Н. В., Московкин Л.И. Типология жанров современной экранной продукции : Учебное пособие. – Москва, 1997. URL: http://evartist.narod.ru/text3/08.htm 2. Васильева Л. А. Делаем новости!: Учебное пособие. – М.: Аспект Пресс, 2003. URL: http://evartist.narod.ru/text5/23.htm 3. школьное телевидение». Занятие 1. — YouTube-канал «После школы». — URL: https://www.youtube.com/watch?v=SMd1HtpaBIE 4. Лазутина Г. В. Основы творческой деятельности журналиста. – М.: Аспект Пресс, 2001. URL: http://evartist.narod.ru/text6/39.htm 5. Лозовский Б. Н. Методика сбора информации // Основы творческой деятельности журналиста / ред.-сост. С. Г. Корконосенко. – СПб., 2000. — URL: http://evartist.narod.ru/text5/62.htm 6. Русский язык и культура речи : Учебное пособие для студентов высших учебных заведений под ред. В. И. Максимова. – М., 2001. URL: http://www.bibliotekar.ru/russkiy-yazyk/index.htm 7. Шостак М. И. Репортёр: профессионализм и этика. – М.: Изд. РИП-холдинг, 2003. URL: http://evartist.narod.ru/text/08.htm 8. BBC Academy. Школа журналистики. — URL: http://www.bbc.co.uk/academy/russian 21 Словарь терминов Журналист - это специалист, который собирает информацию и распространяет ее в средствах массовой информации. В зависимости от сферы (печать, радио, телевидение) и должности (специальный корреспондент, телерепортер и т.д.) он пишет тексты, создает аудио - и визуальные программы: репортажи, статьи, интервью. По факту, многие блогеры, которые ведут свои паблики в соцсетях и создают уникальный контент, являются именно журналистами и лидерами мнений. Журналистика - деятельность по сбору, обработке и распространению достоверной информации с помощью СМИ (интернет, печать, радио, телевидение, кино и др.). Жанры журналистики - это форма представления материала в журналистском тексте. В каждом жанре есть свои специфические структурно-семантические признаки. Определение жанра – важнейший компонент для создания журналистом (настоящим или будущим) текста. Именно от него зависит то, как предстоит раскрыть тему и какие средства для это использовать. Текст (от лат. textus — ткань; сплетение, сочетание) — зафиксированная на какомлибо материальном носителе человеческая мысль; в общем плане связная и полная последовательность символов. Заголовок — это название статьи, письма, поста, презентации, информационного блока или раздела на сайте, рекламного объявления. Информация - это характеристика объекта Новость - информация, которая представляет политический, социальный или экономический интерес для аудитории в своей свежести, то есть сообщения о событиях. Плагиат - умышленно совершаемое физическим лицом незаконное использование или распоряжение охраняемыми результатами чужого творческого труда... Рубрика - Рубрика – это раздел или подраздел периодического издания – журнала, газеты, сайта – посвященный какому-либо вопросу или теме. Т.е. чаще всего статьи, которые печатаются в определенном разделе издания, должны соответствовать темам, поднимающимся в этой рубрике. Рубрики помогают распределять статьи, заметки или любой другой текст, согласно общей тематике. 22