Программа Баян

Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Баян» художественной направленности, по степени авторства является
модифицированной.
Данная программа воспитывает чувство прекрасного в душе ребёнка,
развивает в нём творческие качества, музыкальный и эстетический вкус.
Музыка – одно из могучих средств воспитания. Она способна выражать
глубокие мысли, чувства,переживания.
Баян и аккордеон являются любимыми и популярными в народе
инструментами. Их достоинства общеизвестны: большой диапазон, богатое
тембровое
звучание,
значительные
технические,
динамические
и
художественные возможности. Большинство детей занимаются музыкой для
общего развития и образования, лишь очень незначительная часть готовится к
дальнейшему музыкальному образованию, поэтому главный акцент ставится
на музицирование, исполнение популярной музыки, творческое развитие
учащихся с тем, чтобы в конечном итоге они приобрели навыки
самостоятельного
музицирования
на
баяне.
В начальный период обучения дети знакомятся с музыкой, учатся понимать её.
У них формируется эстетический вкус, музыкальное представление, дети
получают первоначальные умения и навыки игры на инструменте. На
протяжении всего периода обучения необходимо развивать у детей личностные
качества, которые помогут им осваивать учебную информацию в соответствии
с программными требованиями. Данная программа предполагает взаимосвязь
занятий ивыступлений, при которой детский талант раскрывается полнее,
оттачивается
исполнительское мастерство и поддерживается
интерес
учащихся к занятиям музыкой.
В настоящее время в России пробуждается интерес к национальному
искусству, обычаям, праздникам. Это существенным образом затронуло
область исполнительства на народных музыкальных инструментах. Проводятся
музыкальные фестивали и конкурсы исполнителей на народных инструментах
самых различных уровней – от регионального до международного. Важнейшей
задачей педагога является воспитание у подрастающего поколения любви и
бережного отношения к национальным традициям. В процессе освоения
программы у учащихся развивается музыкальный слух, память, внимание,
чувство ритма, координация, так как правая и левая клавиатура имеет разное
строение; мелкая моторика, что улучшает память, работу сердца, благотворно
влияет на нервную систему.
1

Уровень освоения программы:углубленный.
Программа разработана
в соответствии со следующими нормативно правовыми документами:
 Федеральный Закон РФ от 29.12.2012 г. № 273 «Об образовании в РФ» (с
изменениями и добавлениями);
 Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 9
ноября 2018 г. № 196 «Об утверждении порядка организации и
осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам»;
 Постановление Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 28.09.2020 г. N 28 «Об утверждении
санитарных правил СП 2.4.3648-20» «Санитарно-эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи»
 Распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 года № 996 – р «Об
утверждении Стратегии развития воспитания в РФ на период до 2025
года»;
 Федеральный проект «Успех каждого ребенка» (утвержден протоколом
заседания комитета по национальному проекту «Образование» от
07.12.2018 г.№3);
 Письмо Минобрнауки России № 09-3242 от 18.11.2015 «Методические
рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих
программ (включая разноуровневые программы)»;
 Устав и локальные акты Учреждения.

Актуальность программы для ребенка заключается в её общедоступности.
Она предусмотрена для детей с любыми музыкальными данными, которые
желают научиться игре на баяне. Ставятся конкретные задачи, решение
которых предполагает последовательноеи постепенное развитиеучащихся, с
учётом их возрастных особенностей, при индивидуальном подходе к каждому
из нихс тем, чтобы в конечном итоге они приобрели навыки самостоятельного
музицирования на баяне. Сохранение традиций русской национальной
культуры, способствует формированию у подрастающего поколения чувства
патриотизма.
2

Программа актуальна для общества, так как существует угроза духовного
оскуднения личности, опасность утраты нравственного ориентирования.
Поэтому, необходим поворот к жизненно-важным проблемам современного
общества,
обеспечение
нравственного
воспитания,
противостояние
бездуховности, потребительству, возрождение в детях желания в активной
интеллектуальной деятельности.
Педагогическая целесообразность данной программы в том, что в
процессе её освоения у учащихся развиваются интеллектуальные и творческие
способности. Кроме того программа позволяет познакомить их с
музыкальными
произведениями
мировой
классики,
произведениями
зарубежных композиторов, лучшими образцами народной музыки, что
способствует сохранению национальных традиций.
Новизна данной программы заключается в том, что в ней используются
новые подходы к методам обучения детей, с соблюдением принципа от
простого к сложному. При разнообразии репертуара, педагог дает для одного и
того же класса различные по трудности произведения, позволяющие учесть
индивидуальные возможности учащихся.
Цель программы: овладение игрой на баяне (аккордеоне), расширение
музыкального кругозора детей, формирование их художественного вкуса,
воспитание музицирующих любителей музыки, подготовка наиболее
одарённых учащихся к продолжению профессионального музыкального
образования.
Задачи:
Обучающие:
-научить самостоятельно работать с нотным текстом;
-грамотно и выразительно исполнять на баяне произведения народной и
современной музыки;
Развивающие:
-развить музыкальные способности (слух, ритм, память);
-технические
способности,
предполагающие
овладение
основными
техническими приёмами на материале гамм, арпеджио, аккордов, этюдов;
Воспитательные:
-воспитать у детей такие качества как: трудолюбие, усидчивость, терпение,
дисциплину;
Адресат программы
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Баян»
предназначена для детей с 8 до 17 летнего возраста с крепкими физическими
данными. Это связано с особенностями инструмента (минимальный вес баяна 8
3

кг). Принимаются все дети без предварительного отбора (на основании
заявления родителей).
Размер инструмента должен
соответствовать росту ребёнка. Дети
младшего школьного возраста, и небольшого роста начинают заниматься на
«ученическом» баяне. В репертуаре не сложные детские пьески, песенки из
мультфильмов, р.н.п. в облегчённом изложении.
Дети постарше, занимаются на инструменте большего размера или на
«концертном».
В репертуаре уже пьесы современных композиторов и
композиторов –классиков, обработки русских народных песен, полифонические
пьесы, произведения крупной формы, этюды, эстрадные пьесы…
Срок реализации программы:
Программа рассчитана на 5 лет; 45 месяцев; 180недель
Объем программы составляет 360 ч:
1 год обучения: 72 ч
2 год обучения: 72 ч
3 год обучения: 72 ч
4 год обучения: 72 ч
5 год обучения: 72 ч
Форма обучения – очная
Режим занятий:
Для первого года обучения – 2 занятия в неделю по 1ч(45мин.)
Для второго года обучения – 2 занятия в неделю по 1ч (45мин.)
Для третьего года обучения – 2 занятия в неделю по 1ч (45мин.)
Для четвёртого года обучения – 2 занятия в неделю по 1ч (45мин.)
Для пятого года обучения – 2 занятия в неделю по 1ч (45мин.)
Ожидаемые результаты учащихся
1 года обучения:
Знания:
- строение инструмента, аппликатуру,
- расположение нот на клавиатуре,
- название штрихов, динамических оттенков(legato, nonlegato, stakkato)
Умения:
- правильно держать инструмент,
- соблюдать постановку исполнительского аппарата,
- самостоятельно разобрать несложное произведение,
Навыки:
- владет основными приемами звукоизвлечения,
4

- исполняет разнохарактерные мелодии, народные песни, танцы,
- играет в ансамбле с педагогом.
2 года обучения:
Знания:
- знает название штрихов, динамических оттенков(andante, moderato,allegro),
- знает понятия: темп, агогические нюансы,
- понимает знаки сокращённого нотного письма.
Умения:
- самостоятельно разбирает лёгкие пьесы за 1класс,
- анализирует строение произведения.
Навыки:
- играет гаммы До, Соль и Фа мажор двумя руками, Ля минор – правой рукой,
- короткое арпеджио, аккорды правой рукой,
- владеет некоторыми техническими приёмами,
- играет разнохарактерные мелодии.
3 года обучения:
Знания:
- знает главные ступени лада (ТSD), динамические нюансы,
- знает понятия: лад, тональность, такт, размер, темп(andantino,allegretto, adagio,
lento),
- знает строение, минорной гаммы, интервалов,
Умения:
- читает с листа несложные пьесы за 1класс,
- анализирует строение произведения.
Навыки:
- играет разнохарактерные мелодии
- самостоятельно разбирает пьесы за 2 класс,
- исполняет гаммы с 1-ого ряда (C, A, Es, Fis) двумя руками различными
штрихами.
4 года обучения:
Знания:
- объясняет термины: мелодия, кульминация, музыкальная форма,
- знает интервалы, обращение аккордов, штрих деташе, темп (vivo, vivace,
presto, prestissimo, largo),
Умения:
- самостоятельно разучивает пьесы из репертуара для баяна 3класса,
Навыки:
- играет разнохарактерные мелодии
5

- исполняет гаммы со2-ого ряда (додиез, ми, соль мажор) двумя руками
умеренном темпе различными штрихами,
- играет в ансамбле с учащимися класса или педагогом.

в

5 года обучения:
Знания:
- знает строение гамм, интервалов, обращение аккордов,
- параллельные и одноимённые тональности, доминантсептаккорд,
- знаки альтерации, понятия: «триоль», «синкопа»; мелизмы: «форшлаг»,«
трель», «группетто»,
- штрихи: тремоло, глиссандо.
Умения:
- умеет исполнять произведение в характере, соответствующем данному стилю
и эпохе, анализируя свое исполнение,
- самостоятельно разбирать музыкальные произведения.
Навыки:
- владеет основными приемами звукоизвлечения, умеет
правильно использовать их на практике,
- исполняет гаммы с 3-го ряда ( ре, фа, си, ля бемоль мажор)
Ожидаемые результаты освоения программы
Предметные
- развитие музыкальных способностей и творческих качеств учащихся ;
- развитие общих способностей: памяти, внимания, воли, воображения,
мышления;
- развитие навыка исполнения произведений по нотам;
- приобретение навыков самостоятельной работы над произведением.
Личностные
- познавательный интерес, желание приобретать
новые знания,
умения,совершенствовать имеющиеся;
- применять на практике приобретённые знания;
желание участвовать в творческом процессе.
Метапредметные
-самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить
необходимые коррективы, как в конце работы, так и в процессе работы;
-формировать практические навыки в области исполнительского искусства и
владение различными техническими приемами исполнения.
-приобрести навыки самостоятельного музицирования.
Компетентности
6

Социальные компетентности – способность к сотрудничеству, умение решать
проблемы в различных жизненных ситуациях, навыки взаимопонимания,
социальные и общественные ценности и умения, коммуникационные навыки,
мобильность в различных социальных условиях.
Мотивационные
компетентности
–
способность
к
обучению,
изобретательность, умение достигать успехов в творчестве, интересы и
внутренняя мотивация личности, практические способности, умение делать
собственный выбор.
Функциональные компетентности – научная компетентность, умение
оперировать знаниями в жизни и обучении, использовать источники
информации для собственного развития.

7

Учебный план
дополнительной общеобразовательной общеразвивающей
программы «Баян»
Название темы

Ознакоми
тельный
уровень
1 год
1.Вводное занятие.
1
2.Основы
музыкальной 9
грамоты.
3.Освоение инструмента.
12
4.Развитие
технических 5
навыков. Этюды и упражнения.

Базовый уровень

Углубленный
уровень

2 год
1
5

3 год
1
4

4 год
1
4

5 год
1
3

4
8

10

12

14

5.Работа над музыкальным
произведением.
6.Основы ансамблевой игры.
7.Концертно-исполнительская
деятельность.
8.Чтение нот с листа.
9.Итоговые занятия.
Итого в неделю:
Итого в год:

37

40

41

41

44

4
2

4

4

4

2

2
2
72

6
4
2
72

6
4
2
72

6
4
2
72

6
2
2
72

8

Учебно – тематический план на 1 год обучения.
Названиераздела, темы Количествочасов
№
1. Вводное занятие.
Диагностика
музыкально слуховых
данных.

Всего

Теория

Практика

Формы
аттестации/
контроля
Беседа.
Прослушивание

1

0,5

0,5

2. Основы музыкальной
грамоты.

9

5

4

Опрос

3. Освоение инструмента.

12

4

8

Практическое
занятие

4. Развитие технических
навыков.Этюды
и
упражнения.
Работа над
5. музыкальным
произведением .
6. Основы ансамблевой
игры

5

1

4

Практическое
занятие

37

7

30

Практическое
занятие

4

1

3

Практическое
занятие

7. Концертноисполнительская
деятельность.

2

-

2

Практическое
занятие

8. Итоговые занятия

2

-

2

Творческий отчёт

9

Итого:

72

18,5

53,5

Содержание программы 1 года обучения.
Тематический план отражает содержание программы, предполагаемый объем
осваиваемого музыкального материала. Освоение элементов музыкальной
грамоты, теоретических основ музыкального исполнительства является важной
и неотъемлемой частью учебного процесса. Знания истории инструмента,
стилистических особенностей исполнения музыки разных эпох и композиторов,
техники звукоизвлечения и исполнения различных штрихов и оттенков уже с
первых занятий помогают формированию грамотного музыканта- исполнителя.
Практические навыки, полученные на занятии с педагогом и закрепляемые
дома в систематических самостоятельных занятиях, позволяют увлечь
учащихся процессом обучения игре на инструменте.
Тема1. Вводное занятие. Диагностика музыкально слуховых данных.
Теория: Инструктаж правил по технике безопасности и правил дорожного
движения. Знакомство с музыкальными данными учащегося. (Ритм, слух,
память)
Практика: Знакомство с баянным искусством (игра на инструменте
преподавателя).Диагностика музыкальных данных учащихся.
Контроль: Беседа, прослушивание.
Тема 2. Основы музыкальной грамоты.
Музыка-вид искусства.
Теория: Музыка – вид искусства. Зачем нужна людям музыка. Что выражает,
передает музыка. Музыкальные инструменты. Экскурс в историю
музыкального инструмента.
Практика: слушание музыки, определение характера. Определение на слух
высоких, низких и средних звуков. Определение звучания музыкальных
инструментов.
Контроль: Опрос.
Музыкальные жанры: песня, танец, марш

10

Теория: Характерные особенности каждого жанра, понятие песенность,
танцевальность, маршевость.
Практика: определение на слух жанров, движения под звучащую музыку.
Контроль: Опрос.
Звуки музыкальные и шумовые.
Теория: примеры музыкальных и немузыкальных звуков, их отличие. Качества
музыкального звука: высота, длительность, громкость, тембр. Музыкальные
инструменты. «Голоса» природы близкие музыкальным звукам.
Практика: определение на слух высоты звуков, громкости их звучания и
тембра.
Контроль: Опрос.
Ноты, длительности,паузы.
Теория: понятия о скрипичном ключе, нотном стане, длительностях,
правописание нот, ноты звукоряда, понятие музыкальной паузы.
Практика: упражнение в записи нот и пауз разной высоты и длительности;
воспроизведение на инструменте основных длительностей нот.
Контроль: Опрос.
Метр,ритм,размер.
Теория: понятия и определение новых терминов. Понятие «сильная доля»,
такт, размер 2\4, 4\4, 3\4.Простейшие группировки длительностей в этих
размерах.
Практика: исполнение на
инструменте простейших ритмических групп,
исполнение на левой клавиатуре баяна основных видов аккомпанемента в
размерах 2\4, 4\4, 3\4; группировки длительностей в размерах 2\4, 4\4, 3\4 работа в нотных тетрадях.
Контроль: Опрос.
Полутон, целый тон.
Теория: понятие тон и полутон, запись определения в тетрадь для правил.
Практика: Исполнение самых простейших попевок, строящихся по тонам и
полутонам.
Контроль: Опрос.
Лад,тональность.
Теория: лад как система. Понятие об устойчивых и неустойчивых ступенях
лада. Специфика построения мажорного и минорного лада: тоны и полутоны,
их сущность, роль. Определение тональности как высоты лада. Виды лада –
натуральный, гармонический, мелодический.
11

Практика: Особенности каждого вида. Определение на слух. Эмоциональная
выразительность мажорных и минорных тональностей. Соответствие
тональности характеру и содержанию музыки.
Контроль: Опрос.

Знаки альтерации.
Теория: понятие и определение термина, знаки ключевые и случайные.
Практика: особенности расположения на баяне диезных и бемольных нот.
Контроль: Опрос.
Тема 3. Освоение инструмента.
Теория:
знакомство
с
изучаемым
музыкальным
инструментом,
художественными и техническими возможностями, конструкцией, правилами и
особенностями эксплуатации и хранения.
Практика: выработка правильной посадки и постановки инструмента во время
игры, уяснение опорных точек, постановка рук (приложение №2), свобода
игрового аппарата. Формирование элементарных навыков меховедения.
Усвоение основных навыков звукоизвлечения. Воспроизведение основных
длительностей нот (целая, половинная, четверть, восьмая). Выработка
первичных навыков ориентирования в нотном тексте и на клавиатуре баяна.
Разучивание простейших мелодий, основанных на фольклоре.
Контроль: Практическое занятие.
Тема 4. Развитие технических навыков. Этюды и упражнения.
Теория: понятие гаммы, арпеджио и обращение главных аккордов. Знакомство
с аппликатурой.
Практика: работа над разучиванием гамм До, Соль, Фа мажор, технических
упражнений и этюдов на различные виды техники. (Приложение №4).
Контроль: Контрольноезанятие.
Тема 5. Работа над музыкальным произведением (разучивание ).
Теория: Понятие характера музыки. Музыкальный образ произведения.
Основные особенности творчества данного композитора, характерные черты
его стиля. Строение произведения, ритмическая структура (приложение №5)
Практика: осмысленная игра на основе понимания содержания и характера
исполняемой музыки. Применение на практике полученных знаний. Работа над
культурой
звукоизвлечения.
Формирование
целостного
восприятия
12

произведения.Закрепление и развитие ранее приобретѐнных исполнительских
навыков.
Контроль: Практическое занятие.

Тема 6. Основы ансамблевой игры.
Теория: значение понятия «ансамбль», приобретение навыков игры в ансамбле.
Функции и роль каждого инструмента. Звуковой баланс. Соло и
аккомпанемент.
Практика: Репертуар для ансамблевой игры основан на аранжировке детских
песен и простейших народных мелодий и их обработках. Первые практические
навыки игры в ансамбле ученик получает при игре с педагогом. Ученик играет
тему, педагог – вариации.
Контроль: Практическое занятие.
Тема 7. Концертно-исполнительская деятельность.
Теория: Сценический этикет. Значение сценического костюма. Разбор ошибок.
Работа над ошибками.
Практика: развитие навыка выступления на сцене. Репетиции на сцене.
Формирование свободной манеры поведения на сцене. Понимание разницы
звучания инструментов на сцене от звучания в классе. Работа над преодолением
сценического волнения.
Контроль: Практическое занятие.
Тема 8. Итоговые занятия.
Практика: Контрольный урок, зачет, концерт.
Контроль: Творческий отчет.
Рекомендуемый репертуар:
«Колыбельная»
«Василек»
Красев«Елочка»
«Как под горкой»
Кабалевский «Маленькая полька»
«Частушка»
«Серенький козлик»
«Нелетай,соловей»
«Коробейники»
«Во саду ли в огороде»
13

«Во поле береза стояла»
«Веселые гуси»
« Ах вы сени, мои сени»
Качурбина «Мишка с куклой»
«Винни-Пух»
Иванов «Полька

14

Учебно-тематический план на 2год обучения.
№ Название раздела, темы Количествочасов
Всего

Теория

Практика

Формы
аттестации/
контроля

1. Вводное занятие.

1

1

-

2. Основы музыкальной
грамоты.

5

3

2

Опрос

4

2

2

Практическое
занятие.

8

2

6

Практическое
занятие.

40

6

34

Практическое
занятие

6

3

3

Текущий контроль

7. Концертноисполнительская
деятельность.

4

1

3

Практическое
занятие

8. Итоговые занятия

4

-

4

Творческий отчёт

72

18

54

3.

Освоение
инструмента.

4. Развитие технических
навыков. Этюды
и
упражнения.
5. Работа над
музыкальным
произведением.
6. Чтение нот с листа

Итого:

15

Содержание программы 2 года обучения
Тема 1.Вводное занятие.
Теория:Проведение инструктажа по ТБ и ПДД, подбор репертуара,
повторение пройденного.
Тема 2. Основы музыкальной грамоты.
Основные средства музыкальной выразительности.
Теория: понятие о средствах музыкальной выразительности (мелодия, лад, ритм,
тембр, темп, динамика, артикуляция).
Практика: слушание музыки, определение основных средств музыкальной
выразительности с помощью которых передаѐтся то или иное настроение,
создаѐтся музыкальное настроение.
Контроль: Опрос.
Простые интервалы.
Теория: музыкальный интервал как соотношение двух музыкальных звуков
по высоте, направление интервала (восходящее и нисходящее), простые
интервалы (в пределах октавы), их названия.
Практика: определение интервалов в нотных примерах, умение находить
интервалы на баяне (секунду, терцию, октаву).
Контроль: Опрос.
Структура музыкального произведения: мотив,
период.Фразировка.

фраза,

предложение,

Теория: определение основных понятий, проведение аналогий данных понятий в
речи.
Практика: зарисовать в тетрадях строение музыкальной фразы, определять в
нотном тексте мотивы, фразы, предложения. Игра вместе с педагогом пьес по
фразам, предложениям.
Контроль: Опрос.
Тема 3. Освоение инструмента.
Теория:
знакомство
с
изучаемым
музыкальным
инструментом,
художественными и техническими возможностями.
Практика: выработка правильной посадки и постановки инструмента во время
игры, уяснение опорных точек, постановка рук (приложение №2), свобода
игрового аппарата. Формирование элементарных навыков меховедения.
16

Усвоение основных навыков звукоизвлечения. Изучение
более сложных
приёмов игры( тремоло, глиссандо).Выработка навыков ориентирования в
нотном тексте и на клавиатуре баяна. Разучивание более сложных мелодий.
Контроль: Практическое занятие.
Тема 4. Развитие технических навыков. Этюды и упражнения.
Теория: Понятие основных штрихов исполнения: nonlegato, legato и
staссato(приложение№3).Практика: работа над разучиванием гамм, технических
упражнений и этюдов на различные виды техники. Гаммы: C, G двух октавные,
короткие арпеджио и аккорды двумя руками вместе.Упражнения на приемы
ведения мехом.Контроль:Контрольный урок.
Тема 5. Работа над музыкальным произведением.
Теория: разбор структуры произведения, ознакомление ученика с основными
особенностями творчества данного композитора, с характерными чертами его
стиля. Беседа о творческом пути композитора.
Практика: Разучивание по нотам и наизусть небольших произведений. В течение
учебного года педагог должен проработать с учеником 8-10 различных
произведений (народные песни, танцы, пьесы для детей, произведения советских
авторов, сочинения отечественных и зарубежных композиторов).
Контроль: Практическое занятие.
Тема 6. Чтение нот с листа.
Практика: формирование навыков чтения нот с листа. Предварительный анализ
нотного текста: определение размера, ладовой окраски, тонального плана,
строения пьесы (затактовое или с сильной доли), формообразующих элементов,
характера произведения, аппликатурной дисциплины.
Контроль: текущий контроль
Тема 7. Концертно-исполнительская деятельность.
Теория: Сценический этикет. Разбор ошибок. Работа над ошибками.
Практика: продолжение развития навыков выступления на сцене. Репетиции на
сцене. Формирование свободной манеры поведения на сцене. Работа над
преодолением сценического волнения
Контроль: Практическое занятие.
Тема 8. Итоговые занятия.
Практика: выступление на зачетном мероприятии (контрольный урок,
контрольный зачет, концерт) . Участие в мероприятиях объединения и ДДТ.
Контроль: Творческий отчёт.
17

Рекомендуемый репертуар:
Р.н.п. «Уж как по мосту мосточку»
Р.н.п.«Полянка»
Ук.н.п.«Ехал казак»
Филипенко «Веселый сапожник»
Моцарт «Полонез» до-мажор.
Чешская полька«Аннушка»
Глинка «Полька» Р.н.п.
«Во поле береза стояла»
Р.н.п. «Подгорка»
Р.н.п. «Во саду ли в огороде» с вар.
Самойленко «Полька»
Блантер«Катюша»
Бел.н.т.«Лявониха»
Гаврилов«Колобок»
Укр.н.п. «Сусидка»
Чайкин«Танец снегурочки"
Чайкин «Вальс»
Е.Дербенко «Подружка моя»
у.н.п. «Увиванец»
Е.Дербенко «Орловские припевки»
«Украинская полька» обр. Денисова
Шаинский «Голубой вагон» р.н.п.
«Метѐлки» обр. Дербенко
Мокроусов«Одинокая гармонь»
Салин «Этюд»
Р.Бажилин«Автомобиль»
Беренс Этюд соль- мажор Р.
Бажилин«Солнечный зайчик»
Р.Бажилин «Молнии»

18

Учебно – тематический план на 3 год обучения.
№ Названиераздела, темы Количествочасов
Всего

Теория

Практика

Формы
аттестации/
контроля

1. Вводный урок.

1

1

-

2. Основы музыкальной
грамоты.

4

3

1

Опрос

3. Развитие технических
навыков. Этюды
и упражнения.
4. Работа над
музыкальным
произведением.
5. Чтениенот с листа

10

2

8

Практическое
занятие.

43

6

37

Практическое
занятие

6

2

4

Практическое
занятие

6. Концертноисполнительская
деятельность.

4

-

4

Практическое
занятие

7. Итоговые занятия

4

1

3

Творческий отчёт

72

15

57

Итого:

19

Содержание программы 3 года обучения
Тема 1.Вводное занятие.
Теория:Проведение инструктажа по ТБ и ПДД, подбор репертуара, повторение
пройденного.
Тема 2. Основы музыкальной грамоты.
Форма музыкального произведения.
Теория: период – простая форма музыкального произведения; одночастная
форма, 2-х частная, 3-х частная простая и сложная формы, форма вариаций.
Практика: слушание музыки с целью определения формы прослушанных
музыкальных произведений.
Контроль: Опрос.

Параллельные тональности. Буквенная система обозначения звуков и
тональностей.
Теория: повторение
знаков
альтерации.
Определение
параллельные тональности, запись правила втетрадь.
Практика:Уяснение значения буквенного обозначения
звуков
тональностей. Запись в тетрадь буквенногообозначения.
Контроль: Опрос.

понятия
и

Квинтовый круг тональностей.
Теория: чтение схемы тональностей, выявление определенной системы, порядка
возникновения ключевых знаков.
Практика: Изучение кварто-квинтового круга по левой клавиатуре баяна.
Контроль: Опрос.
Тема3. Развитие технических навыков. Этюды и упражнения.
Теория: Понятие об одноименных и параллельных тональностях. Понятия о
позиционной игре гамм с одного ряда.
Практика: работа над разучиванием гамм, технических упражнений и этюдов на
различные виды техники. Гаммы: C, A, Es, Fis, короткие арпеджио и аккорды
двумя руками вместе.Упражнения на приемы ведения мехом.
Контроль: практическое занятие.

20

Тема 4. Работа над музыкальным произведением.
Теория: разбор структуры произведения, ознакомление ученика с основными
особенностями творчества данного композитора, с характерными чертами его
стиля. Беседа о творческом пути композитора, о национальных особенностях
народной музыки. Проектная деятельностьучащихся.
Практика: Разучивание по нотам и наизусть произведений по программе. В
течение учебного года педагог должен проработать с учеником 8-10 различных
произведений (народные песни, танцы, пьесы для детей, произведения советских
авторов, сочинения отечественных и зарубежных композиторов). Желательно,
чтобы произведения были разной формы (одночастная форма, 2-х частная, 3-х
частная простая и сложная формы, форма вариаций).
Контроль: Практическое занятие.
Тема 5. Чтение нот с листа.
Практика: формирование навыков чтения нот с листа. Предварительный анализ
нотного текста: определение размера, ладовой окраски, тонального плана,
строения пьесы (затактовое или с сильной доли), формообразующих элементов,
характера произведения, аппликатурной дисциплины.
Контроль: текущий контроль
Тема 6. Концертно-исполнительская деятельность.
Теория: Сценический этикет. Разбор ошибок. Работа над ошибками.
Практика: продолжение развития навыков выступления на сцене. Репетиции на
сцене. Формирование свободной манеры поведения на сцене. Работа над
преодолением сценического волнения
Контроль: Практическое занятие.
Тема 8. Итоговые занятия.
Практика: выступление на зачетном мероприятии (контрольный урок,
контрольный зачет, концерт) . Участие в мероприятиях объединения и ДДТ.
Контроль: Творческий отчёт.
Рекомендуемый репертуар:
Р.н.п.«Ах, ты, берёза»
И.С.Бах«Полонез»
С.Бредис. «За околицей»
В.Моцарт «Сонатина»
Б.н.т.«Янка»
В.Моцарт«Менуэт»
Б.н.т.«Бульба»
Листов «В землянке»
21

Б.н.т.«Крыжачок»
Батаев «Полифоническая пьеса»
П.н.п.«Кукушечка
Гаврилов «Озорные мыши»
Р.н.п. «Метелки»обр.Дербенко
Гаврилов «Маленький щенок»
«Словацкая полька»обр.Дербенко
Р.н.п. «Златые горы»обр.Дербенко
Укр.н.т.«Гопак»
«Степь да степь кругом» обр. Гурьянова
Гаврилов «Весёлый музыкант»
«Мой костер» обр. Грачева
Черни Этюд -репетиция

22

Учебно – тематический план на 4 год обучения.
№ Названиераздела, темы Количествочасов
Всего

Теория

Практика

Формы
аттестации/
контроля

1. Вводное занятие.

1

1

-

2. Основы музыкальной
грамоты.

4

2

2

Опрос

3. Развитие технических
навыков. Этюды
и упражнения.
4. Работа над
музыкальным
произведением.
5. Чтение нот с листа

12

2

10

Практическое
занятие

41

6

37

Практическое
занятие

6

2

4

Практическое
занятие

6. КонцертноИсполнительская
деятельность.

4

-

4

Практическое
занятие

7. Итоговые занятия

4

1

3

Творческий отчёт

72

14

58

Итого:

23

Содержание программы 4 года обучения
Тема1.Вводное занятие.
Теория: Проведение инструктажа по ТБ и ПДД. Подбор
пройденного материала.
Тема 2. Основы музыкальной грамоты.

репертуара, повторение

Кварто-Квинтовый круг тональностей.
Теория: чтение схемы тональностей, выявление определенной системы, порядка
возникновения ключевых знаков. Построение лада от разных нот. Работа в
тональностях.
Практика: Исполнение мажорных гамм до 4х знаков в ключе правой и левой
руками.
Контроль: Опрос.
Основные направления и стили в искусстве.
Теория: Стиль в музыке. Барокко. Рококо. Классический. Романтизм.
Импрессионизм. Авангардизм. Джаз. Понимание стилевых особенностей
творчества различных композиторов.
Практика: слушание музыки разных стилей.
Контроль: Опрос.
Тема 3. Развитие технических навыков.
Теория: Понятия о позиционной игре гамм с одного ряда на баяне.
Практика: работа над разучиванием гамм, технических упражнений и этюдов на
различные виды техники. Гаммы: G,B,E короткие арпеджио и аккорды двумя
руками вместе. Упражнения на различные виды техники.
Контроль: Практическое занятие.
Тема 4. Работа над музыкальным произведением.
Теория: Элементы полифонии. Знакомство с крупной формой (сонатина,
рондо,вариации). Разбор структуры произведения, ознакомление ученика с
основными особенностями творчества данного композитора, с характерными
чертами его стиля. Беседа о творческом пути композитора, об национальных
особенностях народной музыки.
24

Практика: Разучивание по нотам и наизусть изучаемых произведений.
Контроль: Практическое занятие.
Тема 5.Чтение нот с листа.
Практика: формирование навыков чтения нот с листа. Предварительный анализ
нотного текста: определение размера, ладовой окраски, тонального плана,
строения пьесы (затактовое или с сильной доли), формообразующих элементов,
характера произведения, аппликатурной дисциплины.
Чтение нот с листа предполагает использование на практике ранее полученных
знаний. Для чтения нот с листа пьесы подбираются более простые по уровню
сложности, чем входящие в основной репертуар. Задача, стоящая перед
исполнителем – передать замысел композитора. Свободное чтение нот с листа –
одна из необходимых предпосылок всестороннего развития ученика. Перед ними
открывается широкая возможность для ознакомления с музыкальной литературой,
композиторами, стилями.
Контроль: Практическое занятие.
Тема 7. Концертно-исполнительская деятельность.
Теория: Сценический этикет. Разбор ошибок. Работа над ошибками.
Практика: продолжение развития навыков выступления на сцене. Репетиции на
сцене. Формирование свободной манеры поведения на сцене. Работа над
преодолением сценического волнения
Контроль: Практическое занятие.
Тема 8. Итоговые занятия.
Практика: выступление на зачетном мероприятии (контрольный урок,
контрольный зачет, концерт). Участие в мероприятиях объединения и ДДТ.
Контроль: Творческий отчёт.
Рекомендуемый репертуар.
«Словацкая полька» обр.Дербенко
Лехтинен «Летка-енка»
укр.н.п.«Сусидка»
Давыдов «Песня о Щёрсе»
«Барыня» обр.Е. Дербенко
Денисов «В минуту грусти»
С.Бредис«Русский сувенир»
Е. Дербенко «Мини – вальс»
Р.н.п. «На муромской дорожке»
25

«Вот мчится тройка»
Косенко «Скерцино»
м.т.«Яблочко»
Огинский «Полонез»
р.н.п. «Ах ты берёза»
Агапкин «Марш славянки»
«Саратовские переборы»
Джойс «Осенний сон» обр.Кузнецова
Шатров «На сопках Манчжурии»
Гаврилов «Озорные мыши»
Дювернуа Этюд ля-минор

26

Учебно-тематический план на 5 год обучения
№ Названиераздела, темы Количествочасов
Всего

Теория

Практика

Формы
аттестации/
контроля

1. Вводное занятие.

1

1

-

2. Основы музыкальной
грамоты.

3

2

1

Опрос

3. Развитие технических
навыков. Этюды
и упражнения.
4. Работа над
музыкальным
произведением.
5. Чтениенот с листа

14

2

12

Практическое
занятие

44

4

40

Практические
занятия

6

-

6

Практическое
занятие

6. Концертноисполнительская
деятельность.

2

1

1

Практическое
занятие

7. Итоговые занятия

2

-

2

Творческий отчёт

72

10

62

Итого:

27

Содержание программы 5 года обучения
Тема 1. Вводное занятие.
Теория: Проведение инструктажа по ТБ и ПДД. Повторение пройденного,
подбор программы для выпускного экзамена.
Тема 2. Основы музыкальной грамоты.
Параллельные и одноимённые тональности.
Теория: чтение схемы тональностей, выявление определенной системы,
порядка возникновения ключевых знаков. Построение лада от разных нот.
Работа в тональностях.
Практика: Исполнение параллельных и одноимённых гамм правой и левой
руками.
Контроль: Опрос
Основные направления и стили в искусстве.
Теория: Стиль в музыке. Барокко. Рококо. Классический. Романтизм.
Импрессионизм. Авангардизм. Джаз. Понимание стилевых особенностей
творчества различных композиторов.
Практика: слушание музыки разных стилей.
Контроль: опрос.
Тема 3. Развитие технических навыков.
Теория: Понятия о позиционной игре гамм с одного ряда на баяне.
Практика: работа над упражнениями на различные виды техники. Гаммы: G,B,E
короткие арпеджио и аккорды двумя руками вместе.
Контроль: Практическое занятие.
Тема 4. Работа над музыкальным произведением.
Теория: разбор структуры произведения, характера исполнения, технических
трудностей; работа над динамикой, фразировкой, аппликатурой, кульминацией.
Практика: Разучивание по нотам и наизусть изучаемых произведений.
Подготовка
к выпускным экзаменам.
Контроль: Практическое занятие.
28

В течение учебного года педагог должен проработать с учеником 4 различных
произведения: произведение крупной формы; полифония, или произведение с
элементами полифонии; этюд; обработка народной песни или пьеса
отечественных и зарубежных композиторов.
Тема 5.Чтение нот с листа.
Практика: формирование навыков чтения нот с листа. Предварительный анализ
нотного текста: определение размера, ладовой окраски, тонального плана,
строения пьесы (затактовое или с сильной доли), формообразующих элементов,
характера произведения, аппликатурной дисциплины.
Чтение нот с листа предполагает использование на практике ранее полученных
знаний. Для чтения нот с листа пьесы подбираются более простые по уровню
сложности, чем входящие в основной репертуар. Задача, стоящая перед
исполнителем – передать замысел композитора. Свободное чтение нот с листа –
одна из необходимых предпосылок всестороннего развития ученика. Перед
ними открывается широкая возможность для ознакомления с музыкальной
литературой, композиторами, стилями.
Контроль: Практическое занятие.
Тема 6. Концертно-исполнительская деятельность.
Теория: Сценический этикет. Разбор ошибок. Работа над ошибками.
Практика: продолжение развития навыков выступления на сцене. Репетиции на
сцене. Формирование свободной манеры поведения на сцене. Работа над
преодолением сценического волнения. Участие в концертах ДДТ, РДК и
классных мероприятиях.
Контроль: Практическое занятие.
Тема 7. Итоговые занятия.
Практика: выступление на зачетном мероприятии.
(Контрольный
урок, контрольный зачет, концерт)
Контроль: Творческий отчёт.
Рекомендуемый репертуар:
А.Доренский «Прелюдия»
Гендель «Сарабанда»
И.Шестериков «Сонатина вклассическом стиле»
«Этюд» Мотов
29

«Этюд» Денисов
Клементи «Сонатина»
В.Герасимов«Французскаяпесенка»Р.Бажилин « Вальс»
Л.Моцарт «Менуэт»
В.Андреев «Грёзы»
Д.Самойлов «Полифоническая
миниатюра»
Формы аттестации и контроля
Программа предусматривает текущий контроль, промежуточный и итоговый
контроль.
В течении учебного года основной формой учёта успеваемости учащихся
является оценка. В первом классе ученик проходит прослушивание и сдаёт
зачёт в конце учебного года. Для учащихся 2-4 года обучения дважды в год
проводятся отчётные концерты. Один раз в конце второй четверти и второй раз
в конце учебного года. Программы выступлений должны состоять из 2-3
контрастных произведений, скомпонованных так, чтобы выявить сильные
стороны учащегося. Начиная с 3 года обучения добавляется полифонические
произведения, с 4- произведения крупной формы. Формами текущего и
промежуточного контроля являются: контрольный урок, участие в
тематических вечерах, классных концертах, отчётных концертах, мероприятиях
культурно-просветительской, творческой деятельности ДДТ.
Промежуточный контроль может проводиться каждое полугодие или один раз в
год. При проведении итогового контроля может применяться форма экзамена.
Содержанием экзамена является исполнение сольной программы и/или участие
в ансамбле.
Итоговая аттестация учащихся 5 класса проводится в форме выпускного
экзамена.
На итоговую аттестацию выносятся:
-полифоническая пьеса
-произведение крупной формы
-этюд
-обработка народной песни
или танца; произведение советских или
зарубежных композиторов.

30

Календарный учебный график
Год
Дата
Дата
Количество Количество Количество Режим
обучения начала окончания учебных
учебных
учебных
занятий
занятий занятий
недель
дней
часов
1 год

01.09

31.05

36

72

72

3 год

01.09

30.05

36

72

72

4 год

01.09

29.05

36

72

72

2 раза
неделю
1 часу
2 раза
неделю
1 часу
2 раза
неделю
1 часу

Формы аттестации и контроля:
Контроль результата освоения программы отслеживается и оценивается с
помощью следующих форм:
-Опрос.
-Тестирование.
-Прослушивание.
-Открытый урок.
-Творческий отчет.
-Контрольное занятие.
-Выступления.
-Конкурс.
Эти формы позволяют педагогу и учащимся увидеть результаты своего труда,
определить эффективность обучения по программе.

Формой фиксации
посещаемости.

результатов на каждом занятии является Журнал

Оценочные материалы позволяющие определить достижения учащимися
ожидаемых результатов: выступления на концертах, контрольных уроках,
31

в
по
в
по
в
по

экзаменах (практические навыки),
теоретические знания проверяются с
помощью тестирования (приложение 1).
При оценивании выступления учащегося, следует учитывать:
«Чистоту» исполнения текста, выразительность, эмоциональность, технику
владения мехом, штрихами, наличие исполнительской культуры, развитие
музыкального мышления; овладение практическими умениями и навыками в
сольном и ансамблевом исполнительстве.
Условия реализации программы:
Материально-техническое обеспечение:
1.Наличие инструментов, для разного возраста учащихся;
2.наличие пюпитра;
3. наличие стульев разной высоты, соответствующих росту учащихся;
4.подставки под ноги;
5. стол для педагога;
6.шкаф для хранения нот;
7.помещение или шкаф для хранения инструментов.
Информационное обеспечение:
1. Записи выступлений, концертов, фотоматериалы.
2. Нотный материал, подборка репертуара.
3.Видео материал (выступления баянистов-профессионалов, участников
различных конкурсов, в том числе учащихся).
Методическое обеспечение учебного процесса:
Дидактический материал
- Нотные издания современных композиторов.
- Произведения композиторов-классиков.
- Нотные издания с гаммами, упражнениями, техническими произведениями.
- Методические пособия по предметам «Нотная грамота», «Исполнение
штрихов на баяне», «Технические упражнения», «Этюды на различную
технику» и пр.
Приложение с материалами бесед по различным темам содержания программы.
Методы и формы обучения
Для освоения учащимися программы используются следующие методы:
- словесный: объяснение
исполнительско-технических
приёмов,
новых
терминов и понятий, рассказ о творчестве выдающихся композиторов и
исполнителей и т.д.;
- наглядно-слуховой,
32

-наглядно-зрительный: демонстрация педагогом данного
произведения,
использование
аудио
иллюстраций,
видео
примеров;
- репродуктивный метод: метод показа и подражания
В основу деятельности взяты следующие педагогические технологии:
-Технология
индивидуального
обучения
(индивидуальный
подход,
индивидуализация обучения),
-технология развивающего обучения;
-технология саморазвития ;
-личностно-ориентированные технологии,( в центре внимания которых –
личность ребенка, которая стремится к максимальной реализации своих
возможностей)
-информационная технология
Алгоритм учебного занятия:
-приветствие
- разминка (игра гамм, арпеджио, аккордов);
– повторение пройденных произведений;
– работа над произведением;
– анализ занятия;
- рефлексия
– задание на дом.

33

СПИСКИ РЕКОМЕНДУЕМОЙ НОТНОЙ И
МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Методическая литература для педагога.
А.Сурков «Пособие для начального обучения игре на готово-выборном
баяне». Москва, 2009г.
2. А.П. Басурманов «Справочник баяниста». Москва, 2017 г.
3. А.Ворфоломос «Музыкальная грамота» для баянистов и аккордеонистов.
Москва,2009г.
4.«Вопросы музыкальной педагогики». Москва,2006 г.
5. Г.Шахов «Игра по слуху, чтение с листа и транспонирование в классе
баяна» . Москва, 2007 г.
6.
Г.Шахов «Аппликатура как средство развития профессионального
мастерства баяниста и аккордеониста». Москва, «Музыка», 2001г.
7. Д.Самойлов «15 уроков игры на баяне». Москва, 2000г.
8. К.Кирнарская «Музыкальные способности». Москва, 2004 г.
Нотная литература для детей.
1.В.Бажилин «Учимся играть на аккордеоне». Москва, 2013.
2.В. Батаев «Этюды и пьесы для баяна». Ульяновск, 1999г.
3.В. Завальный «Пьесы для баяна и аккордеона». Москва, 2004г.
4.А. Гурьянов «Пьесы, обработки, этюды для баяна». Ульяновск, 2003г.
5.«Аккордеон плюс. Концертные пьесы для аккордеона и баяна». «Феникс»,
2015г.
6. Лёвин Е., Мажукина С. «Аккордеон плюс.Концертные пьесы для аккордеона
и баяна». Выпуск 1. « Феникс», 2015г.
7. Лёвин Е., Мажукина С.
«Аккордеон плюс.Концертные пьесы для
аккордеона и баяна». Выпуск 2. « Феникс», 2015г.
8. И.Шавкунов «Грустим и радуемся. Пьесы для баяна(аккордеона)».Репертуар
ДМШ и ДШИ. « Композитор», Санкт-Петербург, 2015г.
9. Е.Лёвин « И в праздники, и в будни». Народные песни, романсы и танцы в
сопровождении баяна(аккордеона). « Феникс», Ростов-на-Дону, 2015г.
10.Е.Левина, Ю.Шишкин «Аккордеон плюс. Концертные пьесы для аккордеона
и баяна». Учебное пособие. «Феникс», Ростов-на-Дону, 2016г.
11. «Аккордеон плюс.Концертные пьесы для аккордеона и баяна». Учебно –
методическое пособие. «Феникс», Ростов-на-Дону ,2015г.
12.Ушенин «Виват, аккордеон!». Сборник эстрадной музыки для баяна
(аккордеона).Вып.1. «Феникс», Ростов-на-Дону,2015г.
34

13.С.Бредис «Сборник пьес для баяна» 2-4 кл. ДМШ и ДШИ. «Феникс», Ростов
-на-Дону, 2015г.
16. С.Бредис «Хорошее настроение.Сборник пьес для баяна» 2-4 кл. ДМШ и
ДШИ. «Феникс», Ростов -на-Дону, 2015г.
17.А.Евдокимов «Избранный репертуар для 4х рядного готово-выборного
баяна часть 1и2, Москва 2012г.
18.М.Лихачёв, Р.Гречухина «Хрестоматия для баяна» вып.1-5. «Композитор»,
Санкт –Петербург,2015г.
19. Б.Самойленко «Колобок» сюита в 7 частях. «Саттелит», 2016г.
20.Б.Самойленко «Музыкальные картинки» избранные сюиты. Саратов, 2015г.
21. Б.Самойленко «Избранный репертуар баяниста-аккордеониста» 2-7 кл.
ДМШ и ДШИ. 2016г.
Нотная литература
1.Учебный репертуар для ДМШ. Подготовительный класс». Киев «Музична
Украина, 1977г.
2.«Учебный репертуар для ДМШ. 1 класс». Киев «Музична Украина, 1977 г.
3.«Учебный репертуар для ДМШ. 2 класс». Киев «Музична Украина, 1977 г.
4.«Учебный репертуар для ДМШ. 3 класс». Киев «Музична Украина, 1977 г.
5.«Учебный репертуар для ДМШ. 4 класс». Киев «Музична Украина, 1977 г.
6.«Учебный репертуар для ДМШ. 5 класс». Киев «Музична Украина, 1977 г.
7.А. Басурманов «Трехгодичный курс обучения игре на баяне», часть I, II.
Москва, «Советский композитор», 1971г.
«Антология литературы для баяна». Часть I. Составитель Ф. Липс.Москва,
«Музыка», 1987 г.
«Антология литературы для баяна». Часть II. Составитель Ф.Липс.Москва,
«Антология литературы для баяна». Часть III. Составитель Ф. Липс.
Москва, «Музыка»,1987г.
«Антология литературы для баяна». Часть IV. Составитель Ф. Липс. Москва,
«Музыка»,1987г.
Онегин «Школа игры на баяне». Москва, «Музыка», 1988 г. 13.Акимов «Школа
игры на баяне». Москва, «Советский композитор», 1981г.
Лондонов «Народная музыка в обработке для баяна иаккордеона». Москва,
«Советский композитор», 1988г.
О. Агафонов, П. Лондонов, Ю. Соловьев «Самоучитель игры на баяне».
Москва, «Музыка», 1987 г.
А. Басурманов« Самоучитель игры на баяне». Москва, «Советский
композитор», 1981г.
35

«Хрестоматия баяниста. 1-2 классы», сост. Грачева. Москва, «Музыка», 1989 г.
«Хрестоматия баяниста. 3-4 классы», сост. Грачева. Москва, «Музыка», 1989г.
«Хрестоматия баяниста», сост.В. Нестерова, А. Чинякова.Москва.

36

Музыкальные термины по классам для учащихся.
Термины 2 класс
Allegro - Аллегро - скоро, весело
Allegretto - Аллегрэтто - оживленно
Moderato - модэрато - умеренно
Allegromoderato - аллегро модэрато - умеренно скоро
Andante - андантэ - спокойно
Andantino - андантино - скорее Andante, но медленнее Allegretto
Adagio - адажио - медленно
Dolce - дольче - нежно, мягко
legato - легато - связно
staccato - стаккато - отрывисто
crescendo (cresc.) - крещендо - увиличение громкости звука
diminuendo - (dim.) - диминуэндо

- уменьшение громкости звука

ritenuto (rit.) - ритэнуто - замедляя
a tempo, tempo I - а тэмпо, тэмпопримо - в прежнем темпе
p - пиано - тихо
mp - меццо пиано - не очень тихо
f - фортэ - громко
mf - меццофортэ - не очень громко
pp - пианиссимо - очень тихо
ff - фортиссимо - очень громко
>- акцент - акцент, ударение
фермата - знак продления длительности звука
37

sf - сфорцандо - неожиданно громко
Термины 3 класс
Lento - ленто

- медленно, протяжно

Molto - мольто - очень
Piumosso - пью моссо - более подвижно
menomosso - мэномоссо - менее подвижно
poco - поко - немного, мало
poco a poco - поко а поко - мало по малу
marcato - маркато - четко, подчеркивая
sempre - сэмпрэ - все время
subito - субито - внезапно
cantabile - кантабиле - певуче
legatissimo - легатиссимо - в высшей степени связно
tempodivalse - тэмподи вальса - в темпе вальса
tempodimenuetto - тэмподиминуэтто - в темпе менуэта
tempodimarcia - тэмподи марша - в темпе марша
tempodimazurka - тэмподи мазурка - в темпе мазурки
DacapoalFine - да капо аль финэ - повторить с начала до слова "Конец"
Термины 4 класс
Vivo, Vivace - виво, виваче

- быстро, живо

Vivacissimo - вивачиссимо - в высшей степени скоро
Presto - прэсто - быстро
espressivo - эспрэссиво - выразительно
Agitato - ажитато - возбужденно, взволнованно
38

Scherzando - скерцандо - шутливо
morendo - морэндо - замирая
simile - симиле - подобно, так же
sostenuto - состэнуто - сдержанно
accelerando - аччелерандо - ускоряя
manontroppo - ма нон троппо - но не слишком
doloroso - долорозо - печально
conmoto - кон мото - с движением
coda - кода - кода, конец
Risoluto - ризолюто - решительно
unacorda - уна корда - взять левую педаль
trecorda - трэ корда - взять правую педаль
Leggero - леджьеро - легко
Термины 5 класс
Largo - лярго - широко
Largetto- ляргетто - скорее чем Largo, но медленнее Andante
Grave - гравэ - торжественно, тяжело
Graziozo - грациозо - грациозно, изящно
Giocoso - джокозо - радостно, весело, игриво
Energico - энерджико - энергично
Smorzando - сморцандо - замирая
Assai - ассаи - весьма, очень
Senza - сэнца - без
Conanima - кон анима - с душой, с чувством
39

Animato - анимато - воодушевленно
conbrio - кон брио - возбужденно, живо, весело
confuoco - кон фуоко - с жаром, страстно
conaffeto - кон аффэто - с чувством
allargando - алларгандо - расширяя
rallentando- раллентандо - замедляя
subito - субито - внезапно
meindroite - мэйндруат - правая рука
meingauche - мэйнгош - левая рука
Термины 6 класс
Appasionata - аппасьонато - страстно
Brillante – брильянтэ - блестяще
Maestoso - маэстозо - торжественно, величественно
Pesante - пэзантэ - тяжело, грузно
Semplice - сэмпличе - просто, естественно
Tranquillo - транкуилло - спокойно, безмятежно
Calando - каландо - стихая
Calmando - кальмандо - успокаиваясь
Rubato - рубато - ритмически свободное исполнение
adlibitum - ад либитум - по желанию
ancora- анкора - еще повторить
attaca - аттака - без перерыва приступить к следующей части
condelicatezza - кон дэликатэцца - нежно, деликатно, утонченно
Bagatella – багатэлла - безделица. Название небольшой пьесы не сложной по
содержанию
40

Технологическая карта занятия по теме «Начальный этап работы над
музыкальным
произведением» с учеником 2 года обучения .
Цель урока: Создание общего представления о произведении, эмоциональное
восприятие его в целом, выявление основных трудностей.
Задачи урока:
1.Образовательная. Раскрыть художественное содержание произведения,
характер, сюжет.
2.Развивающая. Овладеть музыкально – аналитическими навыками, для умения
самовыражения; развить творческие способности, расширить кругозор
учащегося.
3.Воспитательная. Воспитание внимания, сосредоточенности, умения слушать
и запоминать, привить любовь к музыкальной культуре, передавая замысел
композитора, уметь выражать своё понимание произведения.
Методы: проблемный, практический, репродуктивный.
Тип урока: урок закрепления и обобщения знаний.
Музыкальный материал: ноты.
Оборудование: баян, пюпитр, стул, нотная литература.
План урока:
1.Организационный момент. Проверка домашнего задания.
2.Беседа с учащимся о произведении и работа над ним.
3. Рефлексия. Подведение итогов занятия, домашнее задание.
Ход урока.
1.Организационный момент (психологическая настройка).
Учитель: Здравствуй, Серёжа! Садись.(стул, также как инструмент у каждого
ребёнка свой, по росту, удобный для игры).Прежде чем начать играть, надо
помнить о чём?
Ученик: О посадке. Садиться на ¾ стула, устойчиво поставить ноги, ровно
держать локоть правой руки.
Учитель: Правильно! (Серёжа занимается второй год, в школе учится в 4
классе. Мальчик спокойный, ответственный, сентиментальный, очень
переживает когда что-то не получается. Серёжа левша, а так как баян –
инструмент сложный, с двумя различными клавиатурами, и большая часть
нагрузки идёт на правую руку, некоторые моменты ему даются тяжеловато).
Давай немного разыграемся, повторим пройденные пьески: « Добрый жук»
А.Спадавеккиа, «Как пошли наши подружки» р.н.п., «Полька» Б.Самойленко.
Ученик играет.

41

Учитель: Молодец, Серёжа! В « Польке» были небольшие заминки, но она у
нас ещё в работе, отрабатывай. Поучи скачок в басу с ноты «до» на «ля».
Ученик:Хорошо.
Учитель: Домашнее задание у тебя было- доучить пьесу « Частушка» и
разобрать пьесу Ю.Гаврилова « Колобок». А что такое « частушка»?
Ученик: Это жанр русской народной музыки.
Учитель: Правильно, Серёжа! По размеру она очень мала, всего 4 строчки, но
сколько в них смысла! Это целая история, со смыслом, смешная и весёлая.
Например:
Вова наш ходил в спортзал
Вова мускулы качал.
Он девчонку защитилКомара на нейубил!
Но здесь у нас не совсем обычная частушка. Начинается она в медленном
темпе, а затем темп ускоряется, и заканчивается частушка в быстром темпе.
Можно представить себе бабушку с дедушкой на завалинке. Дед тихонько
играет на баяне или на гармошке и вспоминает, как они с бабушкой весело пели
и плясали, когда были молодые! Вдруг бабушка встаёт и начинает плясать.
Сначала медленно, затем быстрее, быстрее… И вот она уже приплясывает как в
молодости! Попробуй сыграть эту пьесу, и передать нам этот образ.
Ученик играет.
Учитель: Хорошо Серёжа! Молодец! Как ты думаешь, что у тебя получилось,а
что нет в этой пьеске?
Ученик :В последних двух тактах запутался в аппликатуре.
Учитель: Доучи аппликатуру в этих тактах, и делай акценты на первую из
четырёх шестнадцатых. Отрабатывай.
2.На прошлом уроке мы начали разбирать пьесу современного композитора
Юрия Гаврилова « Колобок». А скажи мне, пожалуйста, кто такой Колобок?
Ученик: Это сказочный герой, он « от бабушки и от дедушки ушёл». Укатился в
лес.
Учитель: Правильно. А кого он встретил в лесу?
Ученик: Зайца, волка, медведя и лису.
Учитель: Хорошо. Я сейчас сыграю тебе эту пьеску, ты послушай, а потом мы
поговорим с тобой о её строении.
Учитель проигрывает ученику произведение.
Учитель: Серёжа, как ты думаешь, на сколько частей можно разделить это
произведение?
Ученик: На три?
Учитель: Правильно. А что ты представлял, когда я играла тебе пьесу?
42

Ученик: Ну, в начале и в конце пьесы, Колобок катится по лесу, а в середине он
встречается с одним из персонажей сказки.
Учитель: Молодец! Правильно понял замысел композитора! А теперь давай
посмотрим в нотки и разберём пьесу более подробно. Как ты думаешь, Серёжа,
эта пьеса весёлая или грустная?
Ученик: Вначале и в конце – весёлая, а в середине грустная.
Учитель: Ты прав . Потому что первая и третья часть написаны в основной
тональности « до мажор», а во второй части – отклонение в параллельную
тональность «ля минор». А какие длительности встречаются в пьесе чаще
всего?
Ученик: Восьмые и шестнадцатые.
Учитель: Правильно. Именно шестнадцатыми композитор изобразил « бег»
Колобка. Играть надо «весело, возбуждённо». Посмотри на вторую строчку и
подумай, что собой представляет «верёвочка» из этих шестнадцатых?
Ученик: Хроматическую гамму.
Учитель: Да. При игре « мелких» длительностей опираться надо на первую из
четырёх шестнадцатых. Получается как бы две сильных доли в такте : первая –
сильная, вторая – относительно сильная. Попробуй сыграть первую часть пока
в медленном темпе. Следи за сменой меха и аппликатурой.
Ученик играет.
Учитель: Молодец! Вторая часть, мы уже говорили, написана в тональности
«ля минор». Это встреча Колобка с лесными обитателями. Обрати внимание на
первые четыре такта. В первом такте мелодия напоминает барабанную дробь.
Здесь
используется приём, который называется « репетиция», когда
повторяющаяся несколько раз нота, играется разными пальцами. Посмотри,
какими пальцами нужно играть. А вот в третьем и четвёртом такте, мелодия
изложена «секстами». Они играются 2-4 и 1-5 пальцами. Давай сначала
потренируемся, и сделаем упражнение « краб». Упражнение можно поделать на
столе или на корпусе баяна. Ставим кисть на 1 и 5 пальцы, затем переносим на
2 и 4. Подтягиваем 1 и 5 пальцы и вновь переносим кисть на 2 и 4 пальцы, как
бы «ползём» на пальцах. Эти 4 такта нужно поучить отдельно. Дальше опять
идёт хроматическая гамма. Играй пока медленно, считай.
Ученик играет.
Учитель: Молодец! Тебе всё понятно?
Ученик: Да.
Учитель: На этом наш урок окончен.
Домашнее задание: поиграть хроматическую гамму.
« Частушку» отрабатывать, доучить два последних такта. Поработать над
ускорением темпа. «Колобок» - разбирать до конца, поучить отдельно трудные
43

места, следить за аппликатурой, считать.
Ставь баян, бери нотки и дневник. Жду тебя на следующем уроке, до свидания.
Ученик: До свидания

44

ПРИЛОЖЕНИЕ №1
Вопросы для оценивания информационных и понятийных знаний
учащихся:
Где и когда появился баян (аккордеон)?
Из каких частей состоит баян (аккордеон)?
Сколько рядов на правой клавиатуре?
Сколько рядов на левой клавиатуре? Назовите их обозначения.
Назови ноты звукоряда.
Какие длительности нот ты знаешь?
Назови знаки альтерации.
- Какие динамические оттенки тебе известны?
- В каком ключе записываются низкие звуки?
Без какой ноты невозможно приготовить первое и второе блюда?
Сколько линеек в нотном стане?
Какими ключами нельзя открыть дверь?
Как называют человека, профессионально занимающегося сочинением музыки,
игрой на каком-то инструменте, пением?
Как называется публичное исполнение музыкальных произведений?
Какие ты знаешь народные музыкальные инструменты?
Расскажите о структуре левой части корпуса баяна (аккордеона).
Назови ряды левой клавиатуры.
Назови ноты основного ряда от «до» вверх и от «до» вниз.
Для чего нужен воздушный клапан? Назови знаки сокращенного письма.
Что такое ключевые и случайные знаки?
Прочти динамические оттенки, которые встречаются в твоих произведениях (12).
Каково строение мажорного лада?
Назовите виды минора.
Назови знаки увеличения длительности нот.
Назови известные тебе штрихи. Какие штрихи встречаются в твоих пьесах?
Что такое «ансамбль»?
Перечисли произведения, которые ты играл в этом году и определи их жанр.
Какой размер используется вмарше? Расскажите о структуре левой части
корпуса баяна (аккордеона).
Назови ряды левой клавиатуры.
Назови ноты основного ряда от «до» вверх и от «до» вниз.
45

Для чего нужен воздушный клапан? Назови знаки сокращенного письма.
Что такое ключевые и случайные знаки?
Прочти динамические оттенки, которые встречаются в твоих произведениях (12).
Каково строение мажорного лада?
Назовите виды минора.
Назови знаки увеличения длительности нот.
Назови известные тебе штрихи. Какие штрихи встречаются в твоих пьесах?

46

ПРИЛОЖЕНИЕ № 2
Правильная постановка инструмента и рук.
С первых же занятий нужно усвоить правильную естественную посадку.
Учащийся должен сидеть на твердом стуле, ближе к краю, с некоторым
наклоном вперед. Стул необходимо подобрать по его росту. Учащийся должен
сидеть свободно и удобно, но не расслаблено, а собранно. Не следует допускать
напряженности в спине, наклона назад или сутулости, т.к. это мешает
учащемуся найти ощущение естественной свободы в движениях, необходимых
при игре. Голову нужно держать прямо. Во время игры не следует смотреть на
клавиатуру. Ноты нужно ставить перед учащимся на уровне глаз.
Инструмент должен находиться в вертикальном положении на трех точках
опоры:
Ноги расставлены - левая нога, на которую опирается мех, чуть впереди, правая
– позади (но не под стулом). Ноги должны стоять на всей ступне и не
подниматься на носок, т.к. это ведет к зажатию мышц.
Точка в бедре. Правая клавиатура баяна должна иметь точку опоры с тем,
чтобы при сжиме меха инструмент оставался на месте.
Грудная клетка. Верхняя часть инструмента опирается на грудную клетку.
При такой постановке инструмента нет ощущения отстраненности при игре
— наоборот, учащийся как бы прирастает к инструменту, влияет на процесс
исполнения
Педагог должен также подогнать ремни к плечам учащегося и следить, чтобы
он не поднимал плечи и не наклонялся из стороны в сторону при разжиме и
сжиме, а также, чтобы одно плечо не было выше другого.
Основным критерием правильной постановки рук является природная
естественность и целесообразность движений. Если мы в свободном падении
опустим руки вдоль туловища, то пальцы приобретут естественный
полусогнутый вид. Такое их положение не вызывает ни малейшего напряжения
в области кистевого аппарата. Согнув руки в локте, мы обретаем исходную
позицию для игры на баяне. Тыльная сторона кисти и предплечье образуют
почти ровную линию. Одинаково вредны статичные положения руки с
выгнутым или вогнутым запястьем. Гибкое запястье помогает кисти«дышать»,
следовать за всеми изгибами мелодической линии.
Левая рука, разумеется, имеет некоторое отличие в постановке, однако
ощущение свободы полусогнутых пальцев, кисти, предплечья и плеча должно
быть одинаковым для обеих рук. Из урока в урок педагог должен
контролировать все постановочные моменты. Это, в свою очередь, создаст
благоприятную базу для работы над свободой технического аппарата.
47

ПРИЛОЖЕНИЕ № 3
Приёмы игры на баяне
Различные приемы игры очень важны для исполнительства на баяне. Игра без
них скучна, бедна и однообразна. Работе над различными приемами игры
следует уделять постоянное внимание на протяжении всего периода обучения.
К приемам игры относятся:
различные штрихи - легато, стаккато, нонлегато;
приемы игры мехом – деташе, тремоло мехом, триоли мехом, рикошеты,
вибрато;
Штрихи. Штрихами называют способы извлечения звука, обусловленные
различными приемами нажатия пальцами клавиш, движения кисти, руки и
меха. Исполнение тех или иных штрихов вытекает из содержания
исполняемого произведения. Для выполнения различных штрихов следует
прежде всего понять характер взаимодействия правой (владение грифом) и
левой руки (ведение меха). Игра штрихами требует определенных технических
навыков, связанных с развитием двигательной функции у исполнителя.
Наиболее употребляемыми являются штрихи: легато, стаккато, нон легато.
Приемы игры мехом. Разжим и сжим лежат в основе специфических баянных
приемов игры, чрезвычайно эффектных, колоритных, придающий особый блеск
виртуозным произведениям. Наиболее часто употребляемые приемы игры
мехом на баяне: деташе, тремоло мехом, триоли мехом, рикошет, вибрато.
Деташе (франц. - отделять) – исполнение каждого звука на разное направление
меха.
Тремоло. Этот прием встречается наиболее часто. Исполняется быстрым
равномерным чередованием разжима и сжима на звуке или аккорде.
Триоли мехом – исполнение аккорда (звука, созвучия) чередованием разжима и
сжима, причем сильная доля поочередно звучит то на разжим, то на сжим.
Каждый аккорд (звук, созвучие) берется отдельно, снятием руки. Рикошет.
Характерным моментом при исполнении рикошета является равномерное
чередование ударов верхней и нижней частью меха.
Существуют рикошеты:
трехдольные (со снятием руки с клавиш и без снятия),
четырехдольные,
пятидольные (с применением не только верхней и нижней частей меха, но и
всех четырех сторон.
48

Вибрато - прием игры, в большей степени распространенный на струнных
смычковых инструментах. В отличие от струнных, где вибрато является
звуковысотным колебанием струны, на баяне вибрато является колебанием
динамики. Принцип его исполнения на баяне сводится к воздействию на мех
пальцами правой руки или левой руки или обеими руками одновременно.
Два важнейших условия выполнения различных приемов игры мехом:
- ощущение легкости и раскованности в левой руке; левая рука должна
выполнять движения по диагонали: разжим – влево-вниз, сжим – вправо- вверх.
-Различие в уровне подготовки выпускников (как и всех учеников предыдущих
классов) выражается лишь в степени овладения технической беглостью, в
яркости и многогранности динамической шкалы звука, извлекаемого на
инструменте, в масштабности и концентрации технических и художественных
трудностей в одном произведении.
Приемы игры мехом обретают все большую популярность в исполнительской
практике баянистов. Они значительно обогащают арсенал художественновыразительных средств инструмента. Вместе с тем любые средства никогда не
должны превращаться в самоцель. Все эффектные приемы игры мехом следует
направлять на достижение конкретного образного содержания.

49

ПРИЛОЖЕНИЕ № 4.
Работа над техникой
Техника в широком понимании — основа исполнительского искусства,
важнейшее
средство
для
передачи
художественного
содержания
произведений.Техника в узком смысле — точность и быстрота, рациональность
пальцевых движений. Основой развития двигательной техники являются
гаммы, арпеджио, аккорды, этюды и специально подобранные упражнения.
Систематическая и
целенаправленная работа над инструктивным материалом поможет учащимся
овладеть навыками, необходимыми в исполнительской практике. Для
успешного технического развития учащегося важна планомерная работа над
разнообразными упражнениями. Чтобы эта работа была привлекательной для
ребенка необходимо, чтобы он ощущал в них определенный музыкальный
смысл. Полезно совместно с учеником придумывать к упражнениям какиенибудь названия, образно передающие их характер, побуждать детей самим
создавать варианты к некоторым упражнениям. При исполнении упражнений
важно тренировать пальцы в самых различных комбинациях, добиваясь
постепенного наращивания темпа и ясности артикуляции.
Игра гамм, арпеджио, аккордов способствует закреплению теоретических
знаний на практике, развивает у учащихся чувство лада и метроритма.
Систематизированные требования технического минимума конкретизируют
задачи каждого года занятий, требуют от учащегося овладения определенными
навыками игры. Игра гамм преследует цель не столько развития беглости
пальцев, сколько прочного освоения изучаемых тональностей и
соответствующих аппликатурных навыков, овладения певучим, плавным
легато, достижения четкой артикуляции пальцев.
В дальнейшем перед учащимся ставится задача постепенного прибавления
темпа. Для более быстрого и надежного освоения гамм удобнее изучать их,
объединяя в группы по общим аппликатурным признакам. Технически
развиваясь от года к году, учащийся приобретает все большую беглость
пальцев. Стремление к быстроте должно сочетаться с усилением слухового
контроля за четкостью и ровностью звучания мелодической линии. На 4 и 5
году обучения гаммы полезно играть, используя разнообразную динамику и
различные ритмические группировки. Дети, развивающиеся более интенсивно,
могут изучать гаммы, арпеджио и аккорды в большем объеме, используя
материал следующего года обучения.
Изучение этюдов не должно протекать в отрыве от общего развития
учащегося. Для полноценного технического развития учащегося необходимо
50

использовать этюды и виртуозные пьесы с разной фактурой. Целесообразно
периодически возвращаться к некоторым ранее выученным этюдам с тем,
чтобы добиваться большего совершенствования в том или ином виде техники.

51

ПРИЛОЖЕНИЕ № 5.
Работа над музыкальным произведением
Разучивание музыкального произведения и раскрытие художественного
замысла композитора в каждом произведении является одним из важнейших
моментов в обучении игре на инструменте. Первоначальное ознакомление с
произведением и разбор его происходит обычно во время занятия с педагогом.
Разбору нотного материала должна предшествовать краткая беседа педагога с
учеником о данном произведении, о стилистических особенностях, о строении
пьесы в целом и отдельных ее частях и об общем художественном содержании
сочинения. Беседа сопровождается проигрыванием пьесы педагогом от начала
до конца с целью показа произведения и отдельных ее частей при разборе.
Дальнейшая самостоятельная работа учащегося имеет своей целью выучивание
нотного текста. Разучивать произведение следует в медленном темпе. Это
помогает учащемуся лучше слышать голосоведение и следить за различными
штрихами и оттенками. Рекомендуется работать отдельно над наиболее
трудными местами произведения.Но, работая над отдельными частями, нельзя
забывать о месте их в построении всего произведения и о связи каждого
эпизода с предыдущим и последующим. Поэтому рекомендуется периодически
проигрывать все произведение с начала до конца. Дальнейшая работа над
музыкальным произведением сводится к его детальной, тщательной отделке.
Это возможно лишь после того, как учащийся хорошо овладеет нотным
материалом.
Подбор репертуара. Для каждого ученика формируется музыкальный репертуар
с учетом его индивидуальных способностей.

52


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».