Пояснительная записка Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Фортепиано» по содержанию относится к художественной направленности, по степени авторства является модифицированной. Музыкальных инструментов много, все они уникальны и имеют свои особенности. Фортепиано – это наиболее совершенный инструмент, это оркестр в одном музыкальном инструменте. Виртуозная игра на фортепиано завораживает слушателей. Ни один музыкальный инструмент не имеет такого широкого тонального спектра, каким обладает фортепиано. Его диапазон включает диапазон почти всех музыкальных инструментов оркестра. «Громко и тихо» - так можно перевести с итальянского слово «фортепиано». Фортепиано – это мощное и грандиозное звучание форте, которое сравнимо с игрой оркестра, и легкая игра пиано, напоминающая шепот. В процессе освоения данной общеобразовательной программы учащийся получает основные навыки игры на инструменте, что развивает у учащегося моторику пальцев, повышает мозговую деятельность и улучшает речевые способности ребенка. А также воспитывает чувство ритма и формирует правильное дыхание, ведь во время игры на фортепиано учащийся подключает голос. Игра на инструменте и пение заставляют работать различные функции головного мозга, согласовывая их работу между собой. Уроки игры на фортепиано развивают у учащегося способности к творчеству, аналитическому мышлению. В отличие от других музыкальных инструментов, польза игры на фортепиано выражается в благотворном влиянии на психологию и физиологию учащихся. Программа разработана в соответствии со следующими нормативными документами: Федеральный Закон РФ от 29.12.2012 г. № 273 «Об образовании в РФ» (с изменениями и добавлениями); Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 9 ноября 2018 г. № 196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 г. N 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20» «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» Распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 года № 996 – р «Об утверждении Стратегии развития воспитания в РФ на период до 2025 года»; Федеральный проект «Успех каждого ребенка» (утвержден протоколом заседания комитета по национальному проекту «Образование» от 07.12.2018 г.№3); Письмо Минобрнауки России № 09-3242 от 18.11.2015 «Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»; Устав и локальные акты Учреждения. Уровень освоения программы:– углубленный. Актуальность программы обусловлена тем, что большинство детей занимается игре на инструменте в плане общего музыкального образования и лишь очень незначительная часть готовится к дальнейшему музыкальному образованию. Поэтому главный акцент ставится на музицирование, исполнение популярной музыки, творческое развитие учащихся, воспитании любителей и ценителей музыки, чтобы в конечном итоге они приобрели навыки самостоятельного музицирования на фортепиано. Развитие навыков музицирования является главным в системе музыкального образования, что объединяет работу педагога с запросами детей и их родителей, и имеет практическое применение. Педагогическая целесообразность состоит в том, что занятия по данной программе развивают художественные способности детей, формируют эстетический вкус, улучшают физическое развитие и эмоциональное состояние детей. Кроме того развивается музыкальный слух и такие общие качества как внимание, память, воображение и эмоциональная отзывчивость детей. В младших классах закладываются основы музыкальной грамоты, технических навыков, в каждом последующем классе исполнительские навыки развиваются и совершенствуются. Новизна данной программы в том, что при детальном изучении программных требований соответствующего класса, используется более современный репертуар (эстрадные, джазовые произведения, музыка из фильмов и к/ф., произведения пензенских композиторов – Копьевой, Гроссмана, Штейнвиля), что соответствует тенденциям современных детей, повышает их интерес к занятиям музыкой. При составлении индивидуального плана учитывается принцип педагогической целесообразности: доступность изложения, лаконизм и законченность формы, совершенность инструментального воплощения, учитываются индивидуальные особенности учащихся. Цель программы: способствовать формированию художественного вкуса, музыкальной культуры учащихся, содействовать развитию музыкальнотворческих способностей через обучение игре на фортепиано. Задачи: Обучающие: - приобретение основных исполнительских навыков игры на фортепиано; - приобретение навыков ансамблевой игры, чтения с листа; - приобретение навыков самостоятельной работы над произведением. Развивающие: - развитие музыкальных способностей, развитие памяти, воображения, усидчивости, терпения, мышления. Воспитывающие: - эстетическое и нравственное воспитание учащихся, путём изучения лучших образцов мировой музыкальной культуры на основе осознанного восприятия музыки. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Фортепиано» адресована учащимся с 7-летнего возраста до 17 лет. Программа ориентирована на выявление способностей каждого ребенка, где учитываются возрастные и физиологические особенности детей. При подборе репертуара также учитывается индивидуальные особенности и музыкальные данные учащегося. Первая возрастная категория: 7-9 лет (младшая группа), вторая возрастная категория:10-13 лет (средняя группа), третья возрастная категория: 14-17лет (старшая группа). Срок реализации программы: Программа рассчитана на 7 лет. Продолжительность занятий составляет 36 недель, 9месяцев, 72 часа в год. Форма обучения – очная. Форма занятий - индивидуальные Режим занятий: Для первого года обучения – 2 занятия в неделю, по 1ч. (45мин.) Для второго года обучения – 2 занятия в неделю, по 1ч. (45мин.) Для третьего года обучения – 2 занятия в неделю, по 1ч. (45мин.) Для четвёртого года обучения – 2 занятия в неделю, по 1ч. (45мин.) Для пятого года обучения – 2 занятия в неделю, по 1ч. (45мин.) Для шестого года обучения – 2 занятия в неделю, по 1 ч. (45мин.) Для седьмого года обучения – 2 занятия в неделю, по 1 ч. (45мин.) Продолжительность занятий по программе – 36 недель, 72ч в год. Ожидаемые результаты освоения программы по окончании 1 года обучения знания: - знает строение инструмента, аппликатуру; - расположение нот на клавиатуре; - название штрихов, динамических оттенков. умения: - умеет правильно сидеть за инструментом; - соблюдает постановку исполнительского аппарата; - может самостоятельно разобрать несложное произведение. 2 года обучения: знания: - знает название штрихов, динамических оттенков, - название и расположение нот в пределах двух октав, - строение мажорной и минорной гамм умения: - умеет прочитать с листа несложные пьесы за 1класс, - проанализировать строение произведения 3 года обучения: знания: - знает название штрихов, динамических оттенков, - название и расположение нот в пределах четырёх октав, - строение мажорной, минорной, хроматической гамм умения: - читает с листа несложные пьесы за 2класс, - умеет проанализировать строение произведения 4 год обучения: знания: - объясняет термины, встречающиеся при разборе новых пьес, умения: - самостоятельно разучивает пьесы из репертуара для фортепиано 3 класса, умеет читать их с листа 5 год обучения: знания: - знает строение гамм, интервалов, - знаки альтерации, понятия «триоль», «форшлаг», « трель», умения: - исполняет произведение в характере, соответствующем данному стилю и эпохе, анализируя свое исполнение, - умеет самостоятельно разбирать музыкальные произведения 6 год обучения: знания: - знает строение гамм, интервалов, - знаки альтерации, понятия «триоль», «форшлаг», « трель», «синкопа», «мордент». умения: - исполняет произведение в характере, соответствующем данному стилю и эпохе, анализируя свое исполнение, - умеет самостоятельно разбирать музыкальные произведения 7 год обучения: знания: - знает строение гамм, интервалов, аккордов доминантовой группы, обращения и разрешение; их - знаки альтерации, понятия «глиссандо», «одноименные тональности», «мелизмы». «параллельные тональности», умения: - исполняет произведение в характере, соответствующем данному стилю и эпохе, анализируя свое исполнение, - умеет самостоятельно разбирать музыкальные произведения Младшая группа: - Освоение учащимися нотной грамоты - Свободное ориентирование на клавиатуре - Правильная постановка игрового аппарата - Освоение навыков чтения нот с листа - Умение самостоятельно и грамотно разобрать произведение - Стремление к познавательному процессу Средняя группа: - Усовершенствование исполнительского мастерства - Развитие технических навыков - Ценностное отношение к музыкальной культуре - Способность к анализу -Понимание основных музыкальных задач - Приобретение деловых качеств Старшая группа: -Личное отношение учащихся к музыкальному произведению и средствам его исполнительского воплощения - Приобретение исполнительского мастерства - Любовь к музыке - Профессиональное ориентирование - Становление базовой культуры личности Предметные результаты развитие музыкальных способностей и творческих качеств учащихся; общих способностей: памяти, внимания, воли, воображения, мышления; совершенствование навыка исполнения произведений по нотам; приобретение навыков самостоятельной работы над произведением. Личностные результаты познавательный интерес, желание приобретать совершенствовать имеющиеся; применять на практике приобретённые знания. желание участвовать в творческом процессе. новые знания, умения, Метапредметные результаты самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы, как в конце работы, так и в процессе работы; формировать практические навыки в области исполнительского искусства и владение различными техническими приемами исполнения; приобретать навыки самостоятельного музицирования. Компетентности Социальные компетентности – способность к сотрудничеству, умение решать проблемы в различных жизненных ситуациях, навыки взаимопонимания, социальные т общественные ценности и умения, коммуникационные навыки, мобильность в различных социальных условиях. Мотивационные компетентности – способность к обучению, изобретательность, умение достигать успехов в творчестве, интересы и внутренняя мотивация личности, практические способности, умение делать собственный выбор. Функциональные компетентности – научная компетентность, умение оперировать знаниями в жизни и обучении, использовать источники информации для собственного развития. Учебный план дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Фортепиано» Название тем 1.Вводное занятие. 2.Основы музыкальной грамоты. 3.Постановка рук, освоение инструмента. 4.Развитие технических навыков. Этюды и упражнения. 5.Работа над музыкальным произведением. 6.Основы ансамблевой игры. 7.Чтение нот с листа. 8.Концертноисполнительская деятельность. 9.Итоговые занятия. Итого в неделю: Итого в год: Ознакомите льный уровень 1год 1 6 2 год 1 5 Базовый уровень Углубленный уровень 3 год 4 год 1 1 3 3 5 год 6 год 1 1 3 2 7 год 1 2 8 6 4 - - - - 10 12 15 17 17 18 16 35 36 36 38 38 39 43 6 - - - - - - 4 4 4 5 4 5 4 5 4 6 4 6 2 2 2ч. 72ч. 4 2ч. 72ч. 4 2ч. 72ч. 4 2ч. 72ч. 2 2ч. 72ч. 2 2ч. 72ч. 4 2ч. 72ч. 1 год обучения: Задачи: Обучающие: - познакомить с инструментом - освоить элементы музыкальной грамоты Развивающие: - развить познавательный интерес к музыке - развить музыкальный слух, музыкальную память, чувство ритма, игровой аппарат. Воспитательные: - воспитать усидчивость и трудолюбие Учебно-тематический план № Название темы п/п Всего Теория Практика часов Форма контроля 1. Вводное занятие 1 0,5 2. Основы грамоты нотной 6 4 2 Опрос 3. Постановка рук, освоение инструмента. Развитие технических навыков. Этюды и упражнения Работа над музыкальным произведением Основы ансамблевой игры 8 1 7 Практическое занятие 10 2 8 Практическое занятие 35 10 25 Практическое занятие 6 - 6 Практическое занятие 4. 5. 6. 0,5 Беседа, прослушивание 7. Чтение с листа. - - - 8. Концертно – исполнительская деятельность. 4 1 3 Практическое занятие 9. Итоговое занятие 2 - 2 Творческий отчёт Итого: 72 18,5 53,5 Содержание 1 года обучения Тема 1. Вводное занятие. Теория: Инструктаж правил по технике безопасности и правил дорожного движения. Знакомство с инструментом. Практика: Диагностика музыкальных данных учащихся. (Ритм, слух, память) Контроль: Беседа, прослушивание. Тема 2. Основы нотной грамоты. Теория: Нотный стан, скрипичный и басовый ключи. Расположение нот в этих ключах. Длительности нот, паузы. Такт, размер. Изучение музыкальных терминов. Понятия мажора и минора. Практика: Графическое изображение штрихов. Слушание музыки, определение характера. Прослушивание высоких, средних и низких звуков, регистров. Контроль: Опрос. Тема 3. Постановка рук, освоение инструмента. Теория: Свобода игрового аппарата, выработка правильной посадки. Освоение основных навыков звукоизвлечения. Практика: Воспроизведение основных длительностей нот (целая, половинная, четверть, восьмая). Выработка первичных навыков ориентирования в нотном тексте и на клавиатуре фортепиано. Развитие пальцевой независимости, укрепление 4, 5 пальцев. Координация рук в двухплановой фактуре. Контроль: Практическое занятие. Тема 4. Развитие технических навыков. Этюды и упражнения Теория: Строение гаммы, аппликатурные принципы. Гармонические фигурации, аккордовая фактура. Практика: Воспитание правильных мышечных ощущений при игре на фортепиано. Этюды на элементы гамм, арпеджио. Изучение гамм: До, Соль мажор в две октавы отдельно каждой рукой в прямом движении, от одного звука в противоположном движении; ля минор (три вида) отдельно каждой рукой в прямом движении. Тоническое трезвучие аккордами с обращениями отдельно каждой рукой. Арпеджио короткие по три звука каждой рукой отдельно. Контроль: Практическое занятие. Тема 5. Работа над музыкальным произведением. Теория: Понятие о фразе. Строение музыкального произведения, элементарные средства выразительности. Общее представление о фактуре. Лад, ладовая окраска, характер. Интонация. Штрихи. Практика: Активный слуховой контроль. Навыки интонирования, мягкое завершение фразы, мотива. Штрихи и их сочетание. Элементы полифонии (народные песни, старинные танцы). Знакомство с крупной формой (сонатина, рондо, вариации). Контроль: Практическое занятие. Тема 6.Основы ансамблевой игры. Теория: значение понятия «ансамбль», приобретение навыков игры в ансамбле. Функции и роль каждого инструмента. Звуковой баланс. Соло и аккомпанемент. Практика: Репертуар для ансамблевой игры основан на аранжировке детских песен и простейших народных мелодий и их обработках. Первые практические навыки игры в ансамбле ученик получает при игре с педагогом. Ученик играет тему, педагог – вариации. Контроль: практическое занятие. Тема 7. Концертно – исполнительская деятельность. Теория: подбор индивидуальной программы для выступления. Практика: развитие навыка выступления на сцене. Репетиции на сцене. Сценический этикет. Формирование свободной манеры поведения на сцене. Понимание разницы звучания инструментов на сцене от звучания в классе. Работа над преодолением сценического волнения. Работа над ошибками. Контроль: практическое занятие. Тема 8. Итоговое занятие. Практика: Игра наизусть выученных произведений, проигрывание готовых пьес на контрольном уроке, прослушивании или концерте. Контроль: Творческий отчёт. Рекомендуемые произведения: Вольфарт«Этюд» Левидова«Этюд» ЛекуппэЭтюд Николаев Этюд Некрасов Этюд Шитте Соч. 160, Этюды № 1-20 (по выбору) Гайдн Немецкий танец № 4 (соль мажор) Кореневская«Дождик» Литовко«Вальс снежинок» Литовко Прелюдии № 1, 2 Металлиди« Мой конь», «Лесное чудище» Роули« В стране гномов» Тетцель«Прелюдия» Файзи« Скакалка» Шостакович «Марш» Штейбельт «Адажио» Кригер«Менуэт» Моцарт « Менуэт» ре минор Моцарт«Бурре» ре минор Фрескобальди «Канцона» Шевченко«Канон» Бетховен«Сонатина G», I ч. Дюбюк «Русская песня с вариацией» 2 год обучения. Задачи: Обучающие: -обучить начальным приёмам для развития мелкой техники - игре аккордов - познакомить с подголосочной полифонией - обучить основным принципам педализации Развивающие: - развитие музыкальных способностей - развитие образного мышления - развитие самостоятельности, активности при работе за инструментом Воспитательные: - формирование культуры общения и поведения на занятиях - знакомство с различными жанрами Учебно-тематический план № Название темы п/п 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. Всего Теория Практика часов Вводное занятие Основы нотной грамоты Постановка рук, освоение инструмента. Развитие технических навыков. Этюды и упражнения Работа над музыкальным произведением Чтение нот с листа. Концертно – исполнительская деятельность. Итоговое занятие Итого: Форма контроля 1 5 1 3 2 Беседа Опрос 6 1 5 Практическое занятие 12 2 10 Практическое занятие 36 10 26 Практическое занятие 4 2 2 Практическое занятие 4 1 3 Практическое занятие 4 - 4 Творческий отчёт 72 20 52 Содержание программы 2 года обучения. Тема 1. Вводное занятие. Теория: Инструктаж правил по технике безопасности и правил дорожного движения. Подбор репертуара. Контроль: Беседа. Тема 2. Основы нотной грамоты. Теория: понятие о средствах музыкальной выразительности (мелодия, лад, ритм, тембр, темп, динамика, артикуляция), музыкальный интервал как соотношение двух музыкальных звуков по высоте. Структура музыкального произведения: мотив, фраза, предложение, период, фразировка. Практика: слушание музыки, определение основных средств музыкальной выразительности с помощью которых передается то или иное музыкальное настроение, умение находить интервалы на фортепиано (секунду, терцию, октаву). Определять в нотном тексте мотивы, фразы, предложения. Исполнение совместно с педагогом пьес по фразам, предложениям. Контроль: Опрос. Тема 3. Постановка рук, освоение инструмента. Теория: Свобода игрового аппарата, выработка правильной посадки. Освоение основных навыков звукоизвлечения при игре интервалов терция и секста. Практика: Выработка правильной позиции при игре интервалов терция и секста. Выработка первичных навыков ориентирования в нотном тексте и на клавиатуре фортепиано. Развитие пальцевой независимости, укрепление 4, 5 пальцев. Координация рук при игре стаккато и легато.. Контроль: Практическое занятие. Тема 4. Развитие технических навыков. Этюды и упражнения Теория: Понятие основных штрихов исполнения: nonlegato, legato и staссato Практика: работа над разучиванием гамм, технических упражнений и этюдов на различные виды техники. Гаммы: C, G двух октавные, короткие арпеджио и аккорды двумя руками вместе. Позиционные последовательности, подкладывание и перекладывание пальцев. Упражнения на освобождение руки. Хроматическая гамма каждой рукой отдельно. Звуковой баланс мелодии и аккомпанемента. Работа над этюдами. Контроль: Практическое занятие. Тема 5. Работа над музыкальным произведением. Теория: Знакомство с иностранными музыкальными терминами: «Andante», «Allegro», «Moderato».Жанры: «полифония», «рондо», «вариации». Лад, ладовая окраска, характер. Интонация. Штрихи. Практика: Активный слуховой контроль. Навыки интонирования, мягкое завершение фразы, мотива. Штрихи и их сочетание. Изучение произведений крупной формы: рондо, сонатина, вариации. Простейшие мелизмы. Элементы полифонии (народные песни, старинные танцы). Знакомство с крупной формой (сонатина, рондо, вариации). Контроль: Практическое занятие. Тема 6. Чтение нот с листа. Теория: Разбор и анализ изучаемого произведения, основных штрихов, длительностей, структуры в целом, определение тональности, приёмов игры… Практика: Проигрывание произведения в аппликатуру, штрихи, динамические оттенки. медленном темпе, соблюдая Контроль: Практическое занятие. Тема 7. Концертно – исполнительская деятельность. Теория: подбор индивидуальной программы для выступления. Практика: развитие навыка выступления на сцене. Репетиции на сцене. Сценический этикет. Формирование свободной манеры поведения на сцене. Понимание разницы звучания инструментов на сцене от звучания в классе. Работа над преодолением сценического волнения. Контроль: Практическое занятие. Тема 8. Итоговое занятие. Практика: игра наизусть выученных произведений, проигрывание готовых пьес на контрольном уроке или прослушивании. Контроль: Творческий отчёт. Рекомендуемые произведения: Бургмюллер«Силуэт» Лемуан «Этюды» Соч. 37, № 1,2,6,7,10,17,27 Черни-Гермер, ч. I № 12, 14, 17, 18, 21 Черни«Этюды для начинающих» № 1-5 Шитте Опус 108 № 1-15 Кабалевский«Маленький жонглер» Караев«Задумчивость» Лаулинскиене«Скерцетто» Лукомский«Полька» Металлиди«Воробьишкам холодно», «Старое авто» Полунин« Утро» Свиридов «Ласковая просьба» Фадеев « Бяка-закаляка» Хромушин «Бармалей» Гендель «Чакона»G Бах И.С. «Менуэт»G Кригер« Менуэт» Свиридов «Колыбельная песенка» Павлюченко «Фугетта» Андре Сонатина G Клементи Сонатина Соч. 36, № 1, C Любарский «Вариации на тему р.н.п.»g Моцарт Вариации на тему из оперы «Волшебная флейта» 3год обучения. Задачи: Обучающие: - познакомить с крупной формой - познакомить с джазовыми произведениями - поработать над развитием технических навыков - изучить принцип педализации Развивающие: - развитие музыкальных способностей - развитие образного мышления - развитие самостоятельности, активности при работе за инструментом Воспитательные: - формирование культуры общения и поведения на занятиях - формирование осознанного отношения к музыке Учебно-тематический план № Название темы п/п Всего Теория Практика часов Форма контроля 1. Вводное занятие 1 1 - Беседа 2. Основы нотной грамоты 3 2 1 Опрос 3. Постановка рук. 4 1 3 Практическое занятие 15 3 12 Практическое занятие 4. Развитие технических навыков. Этюды и упражнения 5. Работа над музыкальным произведением 36 10 26 Практическое занятие 6. Чтение нот с листа. 5 2 3 Практическое занятие 7. Концертно-исполнительская деятельность. 4 1 3 Практическое занятие 8. Итоговое занятие. 4 - 4 Творческий отчёт 72 20 52 Итого: Содержание программы 3 года обучения. Тема 1. Вводное занятие. Теория: Инструктаж правил по технике безопасности и правил дорожного движения. Подбор репертуара. Контроль: Беседа. Тема 2. Основы нотной грамоты. Теория: период – простая форма музыкального произведения; одночастная форма, 2-х частная, 3-х частная простая и сложная формы, форма вариаций. Буквенная система обозначения звуков и тональностей. Параллельные тональности. Практика: слушание музыки с целью определения формы прослушанных музыкальных произведений. Контроль: опрос. Тема 3.Постановка рук. Теория: Свобода игрового аппарата, выработка правильной посадки. Освоение основных навыков звукоизвлечения, позиция рук при игре интервалов терция и секста; аккордов с обращением. Практика: Выработка правильной позиции при игре интервалов терция и секста, аккордов с обращением. Выработка навыков ориентирования в нотном тексте и на клавиатуре фортепиано. Развитие пальцевой независимости, укрепление 4, 5 пальцев. Координация рук при игре стаккато и легато. Контроль: Практическое занятие. Тема 4. Развитие технических навыков. Этюды и упражнения Теория: Понятие об одноименных и параллельных тональностях. Практика: работа над разучиванием гамм, технических упражнений и этюдов на различные виды техники. Гаммы: C, A, Es, Fis, короткие арпеджио и аккорды двумя руками вместе. Хроматическая гамма каждой рукой отдельно, арпеджио по 4 звука – каждой рукой отдельно. Контроль: практическое занятие. Тема 5. Работа над музыкальным произведением. Теория: разбор структуры произведения, знакомство с творчеством пензенских композиторов. Особенности музыкального языка джазовых произведений. Понятие «импровизация». Практика: Работа с пьесами малых форм. Изучение джазовых произведений. Работа над педалью (взятие и снятие педали). Контроль: Практическое занятие. Тема 6. Чтение нот с листа. Теория: Разбор и анализ изучаемого произведения, основных штрихов, длительностей, структуры в целом, определение тональности, приёмов игры… Практика: Проигрывание произведения в медленном темпе, соблюдая аппликатуру, штрихи, динамические оттенки. Контроль: Практическое занятие. Тема 7. Концертно-исполнительская деятельность. Теория: подбор индивидуальной программы для выступления. Практика: развитие навыка выступления на сцене. Репетиции на сцене. Сценический этикет. Формирование свободной манеры поведения на сцене. Понимание разницы звучания инструментов на сцене от звучания в классе. Работа над преодолением сценического волнения. Контроль: Практическое занятие. Тема 6. Итоговое занятие. Практика Игра наизусть выученных произведений, проигрывание готовых пьес на контрольном уроке, прослушивании или концерте. Контроль: Творческий отчёт. Рекомендуемые произведения: Лак «Этюды» Соч. 172, № 5,8 Лемуан«Этюды» Соч. 37, № 4, 10, 11 Черни (ред. Гермера), ч.I, № 25,26,28 Черни«Этюды» Шитте«Этюды» Соч. 68, № 2,3,6,9 Вебер «Адажио» Гайдн«Престо»ля мажор Косенко« Петрушка» Караев « Слон и Моська» Майер «Блюз» Фадеев «Нытик» Фрид «Весенняя песенка» Хромушин «Ералаш» Чайковский «Итальянская песенка» Шуман «Смелый наездник» Шмитц «Джазовые прелюдии» № 7-10 (по выбору) Бах И.С. Нотная тетрадь А-М.Бах «Полонез «№ 19, Менуэт № 3 до минор Бах Ф.Э.« Менуэт» Гендель «Аллеманда» Моцарт «Бурре» ре минор Зиринг « Сонатина»GII часть Мелартин «Сонатина» соль минор Моцарт «Сонатина» соль мажор Чимароза «Сонатина» соль минор Шуман «Весёлый крестьянин возвращается с работы» В.Коровицын «Два клоуна» Шмитц «Микки маус» Максимов «Два котёнка» Штраус «Анна-полька» В.Коровицын «Дюймовочка» 4 год обучения. Задачи: Обучающие: - познакомить с контрастной и имитационной полифонией - продолжить работу над крупной формой - над развитием технических навыков Развивающие: - развитие музыкальных способностей - развитие образного мышления - развитие самостоятельности, активности при работе за инструментом Воспитательные: - формирование культуры общения и поведения на занятиях - формирование осознанного отношения к музыке - воспитание музыкального, художественного и эстетического вкуса Учебно-тематический план № Название темы Всего Теория Практика п/п Форма контроля 1. Вводное занятие. 1 1 - Беседа 2. Основы нотной грамоты. 3 1 2 Опрос 3. Развитие технических навыков. Этюды и упражнения 17 1 16 Практическое занятие 4. Работа над музыкальным произведением. 38 10 28 Практическое занятие 5. Чтение нот с листа. 5 2 3 6. Концертно-исполнительская деятельность. 4 1 3 Практическое занятие 7. Итоговое занятие 4 - 4 Творческий отчет 72 16 56 Итого: Содержание программы 4 года обучения. Тема 1. Вводное занятие. Теория: Инструктаж правил по технике безопасности и правил дорожного движения. Подбор репертуара. Контроль: Беседа. Тема 2. Основы нотной грамоты. Теория: Построение лада от разных нот. Построение всех мажорных и минорных гамм. Работа в тональностях. Стиль в музыке. Классический. Романтизм. Джаз. Практика: слушание музыки разных стилей. Контроль: опрос. Тема 3. Развитие технических навыков. Этюды и упражнения Теория: Особенности аппликатурных принципов. Практика: работа над разучиванием гамм, технических упражнений и этюдов на различные виды техники. Гаммы: C, A, Es, Fis, короткие арпеджио и аккорды двумя руками вместе. Свобода руки и запястья. Хроматическая гамма каждой рукой отдельно, арпеджио по 4 звука – каждой рукой отдельно. Контроль: практическое занятие. Тема 4. Работа над музыкальным произведением. Теория: разбор формы произведения, характер и строение всех его частей, выявление основных тем, модуляций, значения штрихов при исполнении контрастных тем. Практика: Дальнейшая работа над джазовыми произведениями, которые помогут ознакомиться с более сложным ритмическим рисунком, особенностями музыкального языка. Работа над педалью (запаздывающая педаль). Контроль: Практическое занятие. Тема 5. Чтение нот с листа. Теория: Разбор и анализ изучаемого произведения, основных штрихов, длительностей, структуры в целом, определение тональности, приёмов игры. Практика: Проигрывание произведения в медленном темпе, соблюдая аппликатуру, штрихи, динамические оттенки. Контроль: Практическое занятие. Тема 6. Концертно-исполнительская деятельность. Теория: подбор индивидуальной программы для выступления. Практика: развитие навыка выступления на сцене. Репетиции на сцене. Сценический этикет. Формирование свободной манеры поведения на сцене. Понимание разницы звучания инструментов на сцене от звучания в классе. Работа над преодолением сценического волнения. Контроль: Практическое занятие. Тема 7. Итоговое занятие. Практика: игра наизусть выученных произведений, проигрывание готовых пьес на контрольном уроке, концерте или прослушивании. Контроль: Творческий отчёт. Рекомендуемые произведения: Лемуан «Этюды» Соч. 37 № 28, 30, 37 Черни (ред. Гермера),II ч, № 6,8 Черни «Этюды» для начинающих № 25,26,28,29 Бах Весна Гладковский « Маленькая танцовщица» Григ «Вальс ми минор», «Листок из альбома» Моцарт «Аллегретто» Мордасов «Прогулка» Салманов «Голодная кошка и сытый кот» Слонимский «Ябедник» Франк «Медленный танец» Чайковский « Камаринская», « Неаполитанская песенка» Эйгес «Русская песня» Бах И.С.« Маленькие прелюдии» ля минор, до минор, фа мажор, соль минор Гендель «Сарабанда с вариациями»соль минор, « Куранта» соль мажор Гедике «Трехголосная инвенция» Кабалевский «Вариации» Ор. 51, № 3 Кулау « Сонатина» до мажор Медынь «Сонатина» до мажор Турини «Тема с вариациями» Чимароза «Сонатина» ми бемоль мажор 5 год обучения Задачи: Обучающие: - продолжить работу над более сложной контрастной и имитационной полифонией - над крупной формой - над развитием технических навыков - поработать над различными способами звукоизвлечения Развивающие: - развитие музыкальных способностей - художественного и образного мышления - способности к анализу, к пониманию основных музыкальных задач - развитие умения слушать себя и наиболее точно передавать замысел композитора Воспитательные: - воспитание личностного отношения к исполняемым произведениям - понимания и любви к музыке - создание условий для становления базовой культуры личности Учебно-тематический план № Название темы Всего Теория Практика п/п Форма контроля 1. Вводное занятие 1 1 2. Основы нотной грамоты 5 2 3 Опрос 3. Развитие технических навыков. Этюды и упражнения 18 1 17 Практическое занятие 4. Работа над музыкальным произведением. 38 12 26 Практическое занятие 5. Чтение нот с листа. 5 2 3 Практическое занятие 6. Подготовка к выступлению 8 1 7 Практическое занятие 7. Итоговое занятие 2 - 2 Творческий отчёт 72 17 55 Итого: Беседа Содержание программы 5 года обучения. Тема 1. Вводное занятие. Теория: Инструктаж правил по технике безопасности и правил дорожного движения. Подбор репертуара. Контроль: Беседа. Тема 2. Основы нотной грамоты. Теория: Строение Доминантсептаккорда и его обращений. Практика: Построение Д7 с разрешением в тональностях до 3-х знаков. Контроль: опрос. Тема 3. Развитие технических навыков. Этюды и упражнения Теория: Знакомство с жанром этюд-пьеса. Практика: работа над разучиванием гамм, технических упражнений и этюдов на различные виды техники. Гаммы: C, A, Es, Fis, короткие арпеджио и аккорды двумя руками вместе. Свобода руки и запястья. Хроматическая гамма каждой рукой отдельно, арпеджио по 4 звука – каждой рукой отдельно. Работа над жанром этюд-пьеса (произведения этого типа эмоциональной образностью, гибкой фразировкой). Контроль: практическое занятие. Тема 4. Работа над музыкальным произведением. Теория: разбор формы произведения, характер и строение всех выявление основных тем, модуляций, значения штрихов при контрастных тем. Практика: работа над произведениями полифонического склада. работа над кантиленой, интонированием, фразировкой. Контроль: Практическое занятие. отличаются его частей, исполнении Тщательная Тема 5. Чтение нот с листа. Теория: Разбор и анализ изучаемого произведения, основных штрихов, длительностей, структуры в целом, определение тональности, приёмов игры… Практика: Проигрывание произведения в медленном темпе, соблюдая аппликатуру, штрихи, динамические оттенки. Контроль: Практическое занятие. Тема 6. Концертно-исполнительская деятельность. Теория: подбор индивидуальной программы для выступления. Практика: развитие навыка выступления на сцене. Репетиции на сцене. Сценический этикет. Формирование свободной манеры поведения на сцене. Понимание разницы звучания инструментов на сцене от звучания в классе. Работа над преодолением сценического волнения. Контроль: практическое занятие. Тема 7. Итоговое занятие. Практика: игра наизусть выученных произведений, проигрывание готовых пьес на контрольном уроке, прослушивании или концерте. Контроль: Творческий отчёт. Рекомендуемые произведения: Геллер «25 мелодических этюдов» № 8, 14, 16 Лак «Этюды»op.172 № 3, 4, 8 Фрид «Галоп»op. 41 Черни (Ред. Гермера)II ч «Этюды» № 24,25,30 Черни «Этюд«op. 712 № 20, op. 831 № 30, 31, 35 Григ «Песня сторожа» Гурилев «Полька-мазурка» Даргомыжский «Табакерочный вальс» Казелла «Болеро» Кюи « Испанские марионетки»op. 39 №1 Лак «Тарантелла» Мак-Доуэлл «Бутон» Мартину « Коломбина танцует» Мордасов «Старинный паровоз» Подвала «Добрый джин» Свиридов « Музыкальный момент» Сибелиус «Колыбельная» Хренников «Скерцо» Чайковский «Баба-Яга» Шостакович «Романc»F Бах И.С.« Бурре» Es, «Двухголосная инвенция»C Бах И.С.«Аллеманда» из фр. Сюиты»E Николаев «Легенда» В.Коровицын «Бал во дворце» Лепин «Полька–бабочка»Циполи «Фугетта» Бетховен «Соната» №20, I ч. 6 год обучения. Задачи: Обучающие: - поработать над развитием крупной техники - познакомить с новыми полифоническими формами - поработать над классической сонатой и вариациями Развивающие: - совершенствование исполнительского мастерства, эмоциональной сферы - развитие масштабного мышления - развитие потребностей в самопознании Воспитательные: - формирование музыкальной культуры - формирование широкой социально-ценной направленности личного вкуса - формирование ценностного отношения к мировой музыкальной культуре Учебно-тематический план № Название темы Всего Теория Практика п/п Форма контроля 1. Вводное занятие 1 1 - Беседа 2. Основы нотной грамоты 2 1 1 Опрос 3. Развитие технических навыков. Этюды и упражнения 18 2 16 Практическое занятие 4. Работа над музыкальным произведением 39 10 29 Практическое занятие 5 Чтение нот с листа. 6 1 5 6. Концертно-исполнительская деятельность. 4 1 3 Практическое занятие 7. Итоговое занятие 2 - 2 Творческий отчёт 72 16 56 Итого: Содержание программы 6 года обучения. Тема 1. Вводное занятие. Теория: Инструктаж правил по технике безопасности и правил дорожного движения. Подбор репертуара. Контроль: Беседа. Тема 2. Основы нотной грамоты. Теория: Разрешение доминантсептаккорда. Контроль: опрос. Тема 3. Развитие технических навыков. Этюды и упражнения Теория: Этюд-пьеса. Практика: работа над разучиванием гамм, технических упражнений и этюдов на различные виды техники. Гаммы: C, A, Es, Fis, короткие арпеджио и аккорды двумя руками вместе. Октавы. Быстрый перенос рук. Хроматическая гамма каждой рукой отдельно, арпеджио по 4 звука – каждой рукой отдельно. Продолжение работы над жанром этюд-пьеса Контроль: практическое занятие. Тема 4. Работа над музыкальным произведением. Теория: разбор формы произведения, характер и строение всех его частей, выявление основных тем, модуляций, значения штрихов при исполнении контрастных тем. Практика: работа над произведениями полифонического склада. Тщательная работа над кантиленой, интонированием, фразировкой. Углубленная работа над разнохарактерными пьесами. Контроль: Практическое занятие. Тема 5. Чтение нот с листа. Теория: Разбор и анализ изучаемого произведения, основных штрихов, длительностей, структуры в целом, определение тональности, приёмов игры… Практика: Проигрывание произведения в медленном темпе, соблюдая аппликатуру, штрихи, динамические оттенки. Контроль: Практическое занятие. Тема 6 Концертно-исполнительская деятельность. Теория: подбор индивидуальной программы для выступления. Практика: развитие навыка выступления на сцене. Репетиции на сцене. Сценический этикет. Формирование свободной манеры поведения на сцене. Понимание разницы звучания инструментов на сцене от звучания в классе. Работа над преодолением сценического волнения. Контроль: Практическое занятие. Тема 6. Итоговое занятие. Практика: игра наизусть выученных произведений, проигрывание готовых пьес на контрольном уроке, прослушивании или концерте. Контроль: Творческий отчёт. Рекомендуемые произведения: Бертини Соч 29 № 20, 24 Крамер Соч. 60 Этюды № 1, 5, 9 Лак Соч. 95 Этюды № 11,19 Черни Соч. 299 Этюды № 5, 8,12; Соч. 821 Этюды № 58, 69, 70 Шмидт Соч.3 Этюд № 3 Альбенис «Алые башни» Глиэр Соч.34 «В мечтах» Гайдн «Аллегро «ля мажор Кюи «Маленький романс» Соч. 39 № 6 Левитин «Шуточный танец» Мясковский «Причуды» Соч.25 Прокофьев «Пятнашки» Спендиаров «Колыбельная» Слонимский «Дюймовочка» Весняк джаз-вальс «Очарование» Хачатурян «Подражание народному» Щедрин «Танец царя Гороха» Шостакович «Прелюдия» Соч. 34 №10 Бах И.С.«Аллеманда» из французской сюиты № 3 си минор,« Двухголосные инвенции» № 6 e, № 10 G, «Куранта» из фр. сюиты № 2 Кабалевский Соч.61 «Прелюдия и фуга», «Вечерняя песня за рекой» Гайдн «Песня с вариациями» до минор Гречанинов Соч.110 «Соната» фа мажор Моцарт « Соната» № 15 до мажор Риети «Вариации» 7 год обучения. Задачи: Обучающие: - подготовить программу выпускного экзамена Развивающие: - совершенствовать исполнительское мастерство, эмоциональную сферу - развить эмоционально-слуховые качества Воспитательные: -формирование опыта самостоятельной деятельности и личной ответственности - определение отношения обучающихся к себе, к своим возможностям и к образовательному процессу - создание условий для профессионального самоопределения обучающихся Учебно – тематический план № Название темы п/п Всего Теория Практика часов Форма контроля 1. Вводное занятие 1 1 2. Развитие технических навыков. Этюды и упражнения 16 - 16 Практическое занятие 3. Работа над музыкальным произведением 43 8 35 Практическое занятие 4. Чтение нот с листа. 6 2 4 4. Концертно-исполнительская деятельность. 2 - 2 Практическое занятие 5. Итоговое занятие 2 - 2 Выпускной экзамен 72 11 61 Итого: Беседа Содержание программы 7 года обучения. Тема 1. Вводное занятие. Теория: Инструктаж правил по технике безопасности и правил дорожного движения. Подбор репертуара для выпускного экзамена. Контроль: Беседа. Тема 2. Развитие технических навыков. Этюды и упражнения Практика:Совершенствование мелкой техники, ловкость и точность движений, быстрый перенос рук, двойные ноты, большие скачки. Контроль: практическое занятие. Тема 3. Работа над музыкальным произведением. Теория: подбор индивидуальной программы для выступления. Разбор формы произведения, характер и строение всех его частей, выявление основных тем, модуляций, значения штрихов при исполнении контрастных тем, динамических оттенков, фактура главных партий, фразировка. Практика: подготовка программы выпускного экзамена: работа над произведениями полифонического склада. Тщательная работа над кантиленой, интонированием, фразировкой. Углубленная работа над разнохарактерными пьесами. Контроль: Практическое занятие. Тема 4. Чтение нот с листа. Теория: Разбор и анализ изучаемого произведения, основных штрихов, длительностей, структуры в целом, определение тональности, приёмов игры. Практика: Проигрывание произведения в медленном темпе, соблюдая аппликатуру, штрихи, динамические оттенки. Контроль: Практическое занятие. Тема 5. Концертно-исполнительская деятельность. Практика: развитие навыка выступления на сцене. Репетиции на сцене. Сценический этикет. Формирование свободной манеры поведения на сцене. Понимание разницы звучания инструментов на сцене от звучания в классе. Работа над преодолением сценического волнения. Контроль: Практическое занятие. Тема 6. Итоговое занятие. Практика: игра наизусть выученных произведений, проигрывание готовых пьес на контрольном прослушивании, выпускном экзамене или концерте. Контроль: Выпускной экзамен. Рекомендуемые произведения: Аренский « Этюд» Соч.19 №1 Беренс «Этюд» Соч.61 № 4 Бургмюллер «Этюды» Соч.100 № 16,17,18 Мошковский « Этюд» Ор.18, № 3, Этюд Ор.61 № 20, Этюд Ор.91 № 7 Равина «Гармонический этюд» Соч.50 № 12 Шитте « Этюд» Ор.75 № Амиров «Лирический танец» Аренский «Романс» Соч.53 Глинка «Тарантелла» Бонзор «В мечтах» Весняк «Вальс-бостон» Весняк «Осенний ноктюрн» Ласковский « Мимолетная мысль» Лысенко «Элегия» Майер «Блюз» Мийо «Бразильский танец» Сибелиус «Гвоздика», «Ель» Турина «Пейзаж Гренады» Чайковский «Белые ночи» Форе «Импровизация» Хэнди Блюз «Сен-Луи» Шопен «Ноктюрн» Соч.72 № 2 Бах И.С. «Фантазия» Бах-Кабалевский «Органные прелюдии»g, d Бах И.С. «Трехголосная инвенция» №4 D, d Гендель « Каприччио» g Григ «Канон» Бах Ф.Э. «Рондо» из сонаты h Беркович «Вариации на тему Паганини» Гайдн «Венгерское рондо», «Соната № 2»e, I часть Моцарт «Фантазия» d Календарный учебный график Год Дата обучения начала занятий 1 год 01.09 Дата окончания занятий 31.05 Количество учебных недель 36 Количество учебных дней 72 2 год 01.09 31.05 36 72 3 год 01.09 31.05 36 72 4 год 01.09 31.05 36 72 5 год 01.09 31.05 36 72 6 год 01.09 31.05 7 год 01.09 31.05 36 72 Количество Режим учебных занятий часов 216 2 раза в неделю по 2 часа 144 2 раза в неделю по 2 часа 288 4 раза в неделю по 2 часа 144 2 раза в неделю по 2 часа 216 3 раза в неделю по 2 часа 3 раза в неделю по 2 часа 72 2 раза в неделю по 1 часу Форма аттестации и контроля Программа предусматривает входной контроль, промежуточную и итоговую аттестации. В течение учебного года основной формой учёта успеваемости учащихся является оценка. В первом классе ученик проходит прослушивание в конце учебного года. Для учащихся со 2 по 6 год обучения дважды в год проводятся отчётные концерты. Один раз в конце первого полугодия и второй раз в конце учебного года. Программы выступлений должны состоять из 2 контрастных произведений, скомпонованных так, чтобы выявить сильные стороны учащегося. Формами входного и промежуточного контроля являются: контрольный урок, участие в тематических вечерах, классных концертах, отчётных концертах, мероприятиях культурно-просветительской, творческой деятельности ДДТ. Возможно применение индивидуальных графиков проведения данных видов контроля, а также содержания контрольных мероприятий. Промежуточная аттестация может проводиться каждое полугодие или один раз в год. При проведении итоговой аттестации может применяться форма экзамена. Содержанием экзамена является исполнение сольной программы и/или участие в ансамбле. Итоговая аттестация учащихся 7 года обучения проводится в форме выпускного экзамена. На итоговую аттестацию выносятся: -полифоническая пьеса -произведение крупной формы -этюд -произведение по выбору Формы контроля: Контроль результата освоения программы отслеживается и оценивается с помощью следующих форм: 1.Опрос. 2. Прослушивание. 3. Открытое занятие. 4. Творческий отчет. 5. Контрольный урок. 6. Концерт. 7. Конкурс. Эти формы позволяют педагогу и учащимся увидеть результаты своего труда, определить эффективность обучения по данной программе. Формой фиксации результатов на каждом занятии является Журнал посещаемости. Оценочные материалы, позволяющие определить достижения учащимися ожидаемых результатов: выступления на концертах, контрольных уроках, экзаменах (практические навыки). Критерии оценки исполнения музыкальной программы 1. Посадка, состояние аппарата 2. Соотношение мелодии и аккомпанемента 3. Слуховой контроль, качество звучания 4. Звукоизвлечение, пальцевая точность 5. Фразировка, движение 6. Форма 7. Динамика 8. Ритм 9. Темп 10.Характер, образность исполнения 11.Навыки сценической культуры, концертная устойчивость Материально-техническое обеспечение - Инструменты: рояль, фортепиано, электрическое фортепиано - Письменные столы. - Стулья с регуляторами высоты. - Шкафы для хранения нот . - Подставки для ног. - Хорошо освещённые классы. Информационное обеспечение - Фонотека и видеотека - Интернет-ресурсы Методическое обеспечение учебного процесса - Нотная библиотека - Дидактический материал (стенды, плакаты) Технологическая карта урока с учащимся 2 года обучения по теме: «Работа над произведениями крупной формы в младших классах (на примере «Сонатины Фа мажор Ф. Кулау 1 часть)». Цель урока: Развитие и совершенствование навыков работы над произведениями крупной формы в процессе обучения игре на фортепиано. Задачи урока: Образовательная: Дать основные сведения об основных задачах, связанных с разучиванием учащимся произведений крупной формы, закрепление ранее пройденного материала; Воспитательная: Формирование интереса к данному виду работы, умения слушать и контролировать себя во время занятий; Развивающая: Формирование и развитие исполнительских навыков игры произведений со сложной структурой, понимания исполнительских задач и способов их решения; Вид урока: интегрированный. Форма урока: урок с элементами исследования. Методы: словесный; наглядный; практический. Реализуемые технологии: развивающего обучения; творческая лаборатория; художественно-эстетическая; информационно-компьютерная; здоровьесберегающая. Оборудование: Фортепиано; Стул; Сборник нот; Таблица; Ноутбук. Ожидаемые результаты: Учащаяся умеет анализировать и синтезировать музыкальное произведение; у неё сформирован музыкальный образ; свободно и правильно владеет текстом, штрихами, динамическими оттенками, аппликатурой. План урока: 1.Начало урока: приветствие; организационный момент; сообщение темы и постановка задач. 2.Основной этап: теоретическая часть; практическая часть: работа над сонатиной Фа мажор Ф.Кулау. 3.Заключение: рефлексия; оценивание; домашнее задание. 1.Начало урока: Организационный момент: Педагог: Здравствуй! Приготовь ноты, дневник, присаживайся. Сообщение темы и постановка задач: Педагог: Сегодня на уроке мы поговорим о произведениях крупной формы, на примере исполняемой тобой 1 части сонатины Ф. Кулау. 2.Основной этап Теоретическая часть: При изучении пьес малых форм учащиеся относительно легко воспринимают их содержание и исполнительские средства, благодаря характерной устойчивости элементов их музыкальной речи и фортепианной фактуры. Иные качества слухового и пианистического порядка нужны в работе над произведениями крупной формы. Для них присущи: контрастность динамики; контрастность образов, но соблюдение единства целого; оркестровость письма; точность артикуляции; точность ритма; большая моторная устремлённость; Воспитывают: умение в быстром темпе переключаться с одного материала на другой; умение исполнять один и тот же материал в разных тональностях; пальцевую беглость; слух (тембровый, умение вести звук, сочетать мелодию и сопровождение); длинное, горизонтальное музыкальное мышление; выдержку, живость; Первостепенное место в развитии учащихся отводится работе над сонатным allegro Гайдна, Моцарта, Бетховена. Подготовительным этапом, служат классические сонатины Штейбельта, Гедике, Кулау, Клементи, Чимарозо, с которыми учащиеся сталкиваются ещё в конце 1 класса. Cонатина – соната, отличающаяся малыми размерами, простотой содержания, небольшой разработкой или отсуствием её. С её помощью учащиеся знакомятся с особенностями музыкального языка в период классицизма. Воспитывается чувство формы, ритмическая устойчивость исполнения, темповое единство. В сонатинах всё лаконично, поэтому любая неточность в звукоизвлечении, невнимание к штрихам, передержание или недодержание звуков, неспособность держать единый темп просто не позволительны. Поэтому сонатины очень полезны для воспитания ясности и точности выполнения всех деталей текста. Как правило,1 часть сонатины написана в форме сонатного аllegro (cонатной форме). Сонатная форма состоит из 3 разделов: Экспозиция Разработка Реприза г.п. св.п. п.п. з.п. (далее преподаватель обращает внимание учащейся на таблицу) Экспозиция (от латинского exposition – показ) – завязка действия. В ней излагаются: главная партия- г.п. (с некоторым развитием и связующей частью), побочная партия- п.п. и заключительная партия- з.п. (переход к разработке). Чаще всего г.п. носит динамичный, решительный характер, ей противопоставлена более созерцательная, лирическая п.п. Разработка – драматический центр сонатной формы. В ней происходит сопоставление, столкновение и развитие тем, изложенных в экспозиции, путём их мотивной разработки. Реприза (от французского reprise – возобновление) – развязка действия. Несколько видоизменённое повторение экспозиции с изложением обеих партий (г.п. и п.п.) в основной тональности. (далее преподаватель рассказывает сказку) Чтобы более доступно объяснить младшим учащимся разделы крупной формы, полезно обратиться к известной сказке Ш. Перро «Красная шапочка». 1раздел – экспозиция, показ тем. Красная шапочка – г.п., бабушка – п.п. Возникает причинно следственная связь: мама печёт пирожки и просит отнести их бабушке. Тот путь, который предстоит совершить Красной шапочке, будет являться св.п. Ну и з.п. – повествование о волке. 2 раздел – разработка. Путь, который Красная шапочка совершает через лес, встречает волка, волк ест Красную шапочку и бабушку, появляются охотники и убивают волка. Все эти события можно отнести к разработке. 3 раздел – реприза. Повторное появление Красной шапочки и бабушки (г.п. и п.п.), после счастливого освобождения их охотниками. Будучи насыщена драматизмом, сонатная форма обычно требует исполнения в довольно быстром темпе, почему и называется сонатным allegro. Принцип контраста, лежащий в основе сонатной формы, сложен для восприятия учащегося, т.к. при этом очень быстро происходит изменение ритмо-интонационной сферы, артикуляционных штрихов, голосоведения, фактуры и т.д. Всё это требует умения гибко переключаться на новые звуковые и технические задачи. Чем лучше учащийся поймёт выразительный и структурный характер экспозиции, тем больше он будет подготовлен к прочтению разработки и репризы. Практическая часть: Педагог: А теперь сыграй мне 1 часть своей сонатины Фа мажор Ф.Кулау. Учащийся исполняет произведение. Педагог: Спасибо. Как ты заметил, в экспозиции данной сонатины изложены все 4 партии: г.п., св.п., п.п., з.п.. Остановимся на г.п.. Сыграй её. Учащийся исполняет. Педагог: В какой тональности проходит тема? Учащийся: В основной. В тональности Фа мажор. Педагог: Какая тема по характеру? Учащийся: Светлая, песенная, в вальсообразном ритме, с размером 6/8. Педагог: Я бы ещё добавила, что тема очень проста, но изыскана и изящна. Исполняется на piano, с рекомендацией редактора dolce. Начинается с восходящего движения по звукам тонического трезвучия (показ), затем тема развивается секвенционно (показ). Если обращаться к оркестровке, у каких инструментов она проходит? Учащийся: Я думаю, у скрипок. Педагог: Молодец! Трудность г.п. заключается: в умении из коротких мотивов составить фразу, правильно её динамически выстроить; правильно сочетать мелодию и сопровождение, найти нужное прикосновение для обеих рук (показ); в необходимости приёма пальцевого legato, плотного ощущения клавиши всей подушечкой, для извлечения певучего звука (показ); Педагог: Давай рассмотрим св.п. Сыграй нам её, пожалуйста. Учащийся играет. Педагог: Основана на новом тематическом материале, однако переход к ней так естественен, что она воспринимается, как дальнейшее развитие г.п. Начинается с гаммообразных пассажей (показ), которые с помощью модуляций подготавливают доминантовую тональность п.п. Исполни её. Учащийся исполняет. Педагог: В какой тональности проходит п.п.? Учащийся: В доминантовой. В До мажоре. Педагог: Каков характер этой темы? Учащийся: Тема шутливая, озорная. Исполняется leggiero. Педагог: Какому инструменту она подходит? Учащийся: Флейте. Педагог: В техническом плане п.п. более сложная, она вся построена на пассажах. Не редко учащиеся воспринимают группу шестнадцатых, как пассаж, который следует играть очень быстро. Отсюда возникают неровности в исполнении. Шестнадцатые – это такая же мелодия, которую нужно научиться пропевать, как и всё остальное. В данной сонатине нам на помощь приходит левая рука. Она несёт на себе роль «дирижёра», которой подчиняется партия правой руки. (показ) Особое внимание нужно уделить: правильности сочетания мелодии и сопровождения, найти нужное прикосновение для обеих рук; (показ) точному снятию пальца с предыдущей клавиши; (показ) совпадению правой и левой руки. Добиваясь цепкости в исполнении шестнадцатых, полезно учить их на staccato (показ ученицы), использовать принцип затакта к сильной доле (показ ученицы), пунктирами (показ ученицы), играя только той аппликатурой, которая указана в тексте. На legato, сначала в медленном темпе, с активным подъёмом пальцев, затем в подвижном, и в дальнейшем в быстром с экономичным подъёмом, т.к. высокий подъём забирает много лишней энергии и препятствует беглости, при этом следить, чтобы не было «тряски» кистью. Работу в быстром темпе не следует путать с преждевременной игрой в быстром темпе. Последняя часто приводит к «забалтыванию», работа – никогда, т.к. ведётся небольшими отрывками, под активным слуховым контролем. Следовательно, учить в быстром темпе отдельные отрывки нужно, а «шпарить» целиком нельзя. И последняя тема экспозиции – з.п. Сыграй её. Учащийся играет. Педагог: Что ты можешь о ней сказать? Какие инструменты её могли бы озвучить? Учащийся: Закрепляет тональность п.п., До мажор. Начинается с нисходящего пассажа у струнных и заканчивается всем оркестром. Педагог: Я согласна с тобой. Следует добавить, что при игре необходимо выстроить динамическую линию от p к f, что приводит нас к разработке, драматическому центру сонатной формы. Сыграй нам её. Учащийся играет. Педагог: Проанализируй её. Учащийся: Энергичная, волевая, драматичная по характеру. Технична, в ней встречается довольно много гаммообразных пассажей. C самого начала слышны интонации з.п. у всего оркестра, затем появляется п.п., она несколько видоизменена. Звучит в тональности ре минор, на фоне pizzicato у струнных (показ), за счёт этого приобретая черты тревожности, нерешительности, в сравнении с экспозицией, где обладала скерцозно- шутливым характером. Педагог: Да и ещё, хочется обратить внимание, на гаммообразные пассажи, которые встречаются в разработке. (показ) Предметом особой заботы, в процессе работы над ними, должен стать 1 палец. Он имеет 2 недостатка: неприспособленностью к самостоятельному удару вниз и тяжеловесностью. Звук, извлечённый в быстром темпе первым пальцем резко отличается от соседних своей тяжестью. Для того, чтобы этого избежать, надо играть именно пальцем, не заменяя его работу действиями других мышц, не «нырять» на первый палец, ставить его на кончик, а не полностью укладывать на клавишу. Ещё при разборе произведения, особое внимание необходимо уделить пальцам, играющим верхние звуки. (показ) Очень часто приходится сталкиваться с неумением выделить их из общей звуковой массы. Учащиеся часто не слышат, а педагоги порой мирятся с блёклостью звучания «верхушек». Когда обращают внимание на данный недостаток, обычно ссылаются на физическую слабость, несостоятельность. Это тоже верно, но часто это возникает из-за музыкальной и слуховой нетребовательности. Педагог: Встречаются ли ещё какие-нибудь темы? Учащийся: Все остальные темы экспозиции отсутствуют. Педагог: Верно. Только в конце разработки композитором используется гармоническое расширение на доминанте, которое приводит нас к репризе. Проиллюстрируй. Учащийся исполняет. Педагог: Что ты можешь о ней сказать? Учащийся: Реприза точная, все темы проходят в основной тональности (Фа мажор), без изменений. Педагог: Я согласна с тобой. А теперь, к концу нашего урока, я хочу предложить послушать эту сонату в исполнении итальянской пианистки Лореданы Бриганди. (слушаем) Педагог: Ну, как? Тебе понравилось? Что ты можешь сказать об исполнении? Учащийся: Здорово! Оно технично, виртуозно, более профессионально, чем у меня. Исполняется и слушается «на одном дыхании». Педагог: Да, ты играешь достаточно ловко, но пока нет в игре свободы. Ещё предстоит много работы над техничными местами, фразировкой, координацией. Я советую тебе не ограничиваться прослушиванием только этого исполнителя, а поискать и другие, тогда тебе будет с чем сравнить. Это твоё домашнее задание. Учащийся: Да, я обязательно поищу и послушаю с мамой, мне очень интересно! Заключение Рефлексия: Педагог: Чем мы занимались сегодня на уроке? Учащийся: Анализировали произведения крупной формы на примере исполняемой мной сонатины. Педагог: Что нового ты узнал? С чем познакомился? Чему научился? Учащийся: Я узнал, что характерно для произведений крупной формы, что они воспитывают. Что такое сонатина и сонатная форма. Познакомился с новыми приёмами работы над отдельными отрывками произведения, составляющих для меня техническую сложность. Научился более профессионально анализировать исполняемое мной музыкальное произведение, что помогло мне понять его выразительный и структурный характер. Педагог: Ты хорошо поработал дома и на уроке, разобрался с текстом, аппликатурой, динамикой, формой. Активно участвовал в анализе произведения, на уроке был сосредоточен и заинтересован. Сегодня за урок я тебе ставлю хорошую, твёрдую пятёрку! Домашнее задание: Педагог: 1.Послушаешь, играемую тобой сонатину, в исполнении других пианистов. 2.Продолжишь работу над технически сложными местами, используя новые приёмы работы, полученные на уроке; 3.Добивайся в нужных местах синхронной игры двумя руками. Педагог: До свидания, на следующем уроке нас ждёт интересная работа! Методы и формы обучения Для освоения учащимися программы используются следующие методы: - словесный: объяснение исполнительско-технических приёмов, новых терминов и понятий, рассказ о творчестве выдающихся композиторов и исполнителей и т.д.; - наглядно-слуховой, наглядно-зрительный: демонстрация педагогом данного произведения, использование аудио иллюстраций, видео примеров; репродуктивный метод: метод показа и подражания. В основу деятельности взяты следующие педагогические технологии: -Технология индивидуального индивидуализация обучения), обучения (индивидуальный подход, -технология развивающего обучения; -технология саморазвития ; -личностно-ориентированные технологии,( в центре внимания которых – личность ребенка, которая стремится к максимальной реализации своих возможностей) -информационная технология Алгоритм учебного занятия : -приветствие - разминка (игра гамм, арпеджио, аккордов); - повторение пройденных произведений; - работа над произведением; - анализ занятия; - рефлексия - задание на дом. Список литературы для педагога: 1. Барсукова С.А. Лучшее для фортепиано: сборник пьес для учащихся 5-7 классов ДМШ: Учебно-методическое пособие / С.А. Барсукова . – Изд.2-е. – Ростов н/Д: Феникс. 2016. – 109, (1) с.; 2. Вивальди А. Времена года: Концерт для скрипки, струнных и органа (или клавесина): соч. 8, № 1-4: Облегч.перелож. для фп. / Антонио Вивальди. – Челябинск: MPI, 2015. – 32 с.; 3. Виткерк Майк (Белоцерковский М.Е.). «Лунный шар» Джазовые пьесы для фортепиано: Учебный и концертный репертуар для средних и старших классов ДМШ/М. Виткерк. – СПб.: «Композитор»: 4. Володин И.В. Кафе «Блюз». Джазовые пьесы; 5. Жульева Л. Вдвоем веселее: фортепианные ансамбли / Л. Жульева. – Ростов н/Д: Феникс, 2016; 6. Захарова Л. Избранные этюды: для фортепиано: для учащихся старших классов ДМШ Выпуск 1: Учебно-методическое пособие / Л. Захарова. – Ростов н/Д: Феникс, 2018. – 83, (1) с.; 7. Коровицын В. Альбом фортепианной музыки для детей: для учащихся младших и средних классов ДМШ и ДШИ: Учебно-методическое пособие / В. Коровицын. – Ростов н/Д: Феникс, 2015. – 49, (4) с.; 8. Коровицын В.В. Таинственный мир зеркал: альбом фортепианной музыки для детей: средние и старшие классы ДМШ / В. Коровицын. – Челябинск: MPI, 2015. – 64 с.; 9. Коровицын В.В. Предчувствие красоты: альбом фортепианной музыки / В. Коровицын. – СПб.: «Композитор», 2015; 10. Коровицын В.В. Романтические миниатюры: альбом фп. пьес для детей / В.Коровицын. – Челябинск: MPI, 2015. – 64 с.; 11. Коровицын В.В. Самый прекрасный в мире принц: альбом фортепианной музыки для детей: средние и старшие классы ДМШ / В. Коровицын. – Челябинск: MPI, 2015. – 66 с.; 12. Коровицын В.В. Музыкальное путешествие по странам Западной Европы: для фп. / В. Коровицын. – Челябинск: MPI, 2016. – 64 с.; 13. Лысак А.Е. Джазовый альбом: для фортепиано и синтезатора: для учащихся младших и средних классов ДМШ / А.Е. Лысак. – Ростов н/Д: Феникс, 2017. – 70, (2) с.; 14. Мамон Г.А. XXI век. Современные мелодии и ритмы. Фортепиано в 4 руки, 2 фортепиано: Учебное пособие / Г.А. Мамон. – СПб.: «Композитор»; 15. Овинникова Ю.А. Хрестоматия: пьесы для фортепиано: средние и старшие классы ДМШ: Учебное пособие / Ю.А. Овинникова. – Ростов н/Д: Феникс, 2016. – 139, (2) с.; 16. Осин И. «Джаз и не только…» для фортепиано в четыре руки/ И. Осин. – СПб.: «Композитор; 17. Петров А.П. «Берегись автомобиля» вальс из кинофильма. «Укрощение огня» Увертюра к кинофильму. Транскрипция для двух фортепиано/А.П. Петров. – СПб.: «Композитор»; 18. Петров А.П. «Уличные мелодии в смокингах» из кино- и телефильмов в облегченном переложении для фортепиано/ А.П. Петров. – СПб.: «Композитор», 2015; 19. Пилипенко Л. Джазовые игрушки: Учебное пособие / Л. Пилипенко. – М.; Изд. В. Катанский, 2016 – 24 стр.; 20. Поливода Б.А., Сластененко В.Е. 110 новых пьес для фортепиано: «лучшее из хорошего»: хрестоматия: 1 класс ДМШ: Учебно-методическое пособие / Б.А. Поливода, В.Е. Сластененко. – Ростов н/Д: Феникс, 2018. – 85, (1) с.; 21. Сазонова Н. «От классики до джаза» Любимые мелодии для фортепиано. Выпуск 2; 22. Цыганова Г.Г. и И.С. Королькова. Юному музыканту-пианисту: хрестоматия для учащихся ДМШ: 5 класс: Учебно-методическое пособие / Г.Г. Цыганова и И.С. Королькова. – Изд. 2-е, перераб. – Ростов н/Д: Феникс, 2015. – 149, (1) с.; 23. Цыганова Г.Г. и И.С. Королькова. Юному музыканту-пианисту: 6 класс: Учебно-методическое пособие / Г.Г. Цыганова и И.С. Королькова. – Изд. 5е. – Ростов н/Д: Феникс, 2016. – 177, (2) с.; 24. Цыганова Г.Г. Альбом ученика-пианиста: хрестоматия: подготовительный класс: Учебно-методическое пособие / Г.Г. Цыганова. – Изд. 6-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2015. – 58, (1) с.; 25. Цыганова Г.Г. и И.С. Королькова. Альбом ученика-пианиста: хрестоматия: 4 класс: Учебно-методическое пособие / Г.Г. Цыганова и И.С. Королькова. – Изд. 6-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2015. – 116, (2) с.; 26. Цыганова Г.Г. и И.С. Королькова. Альбом ученика-пианиста: хрестоматия: 1 класс: Учебно-методическое пособие / Г.Г. Цыганова и И.С. Королькова. – Изд. 15-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2015. – 81, (1) с.; 27. Шабатура Д.М. Альбом популярной музыки для фортепиано в 4 частях. Часть 1; 28. Юдовина-Гальперина Т.Б. Большая музыка – маленькому музыканту: легкие переложения для фортепиано Альбом 3 (3-й и 4-й годы обучения) / Т.Б. Юдовина-Гальперина. – СПб.: «Композитор», 2015; 29. Юдовина-Гальперина Т.Б. Большая музыка – маленькому музыканту: легкие переложения для фортепиано Альбом 4 (5-7-й годы обучения) / Т.Б. Юдовина-Гальперина. – СПб.: «Композитор», 2015; 30. Юдовина-Гальперина Т.Б. Большая музыка – маленькому музыканту: легкие переложения для фортепиано Альбом 5 (5-7-й годы обучения) / Т.Б. Юдовина-Гальперина. – СПб.: «Композитор», 2015. 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. Список литературы для детей и родителей: Барахтина Ю.В. «Музицирование для детей и взрослых» Выпуск 1. Барахтина Ю.В. «Музицирование для детей и взрослых» Выпуск 2. Барахтина Ю.В. «Музицирование для детей и взрослых» Выпуск 3. Гриффина И.И. и Тарасова Н.А. «Я учусь играть с листа на фортепиано». Учебное пособие для ДМШ, ДШИ и других учреждений дополнительного образования. Тетрадь ученика 1/И.И. Гриффина и Н.А. Тарасова. – СПб.: «Композитор». Ядова И.В. Не хочу играть гаммы: Учеб.пособие длямуз.шк.: для фп. / И.В. Ядова. – Челябинск: MPI, 2016. – 48 с. Музыкальные термины по классам для учащихся . Термины 2 класс Allegro - Аллегро - скоро, весело Allegretto - Аллегрэтто - оживленно Moderato - модэрато - умеренно Allegro moderato - аллегро модэрато - умеренно скоро Andante - андантэ - спокойно Andantino - андантино - скорее Andante, но медленнее Allegretto Adagio - адажио - медленно Dolce - дольче - нежно, мягко legato - легато - связно staccato - стаккато - отрывисто crescendo (cresc.) - крещендо - увиличение громкости звука diminuendo - (dim.) - диминуэндо - уменьшение громкости звука ritenuto (rit.) - ритэнуто - замедляя a tempo, tempo I - а тэмпо, тэмпо примо - в прежнем темпе p - пиано - тихо mp - меццо пиано - не очень тихо f - фортэ - громко mf - меццо фортэ - не очень громко pp - пианиссимо - очень тихо ff - фортиссимо - очень громко > - акцент - акцент, ударение фермата - знак продления длительности звука sf - сфорцандо - неожиданно громко Термины 3 класс Lento - ленто - медленно, протяжно Molto - мольто - очень Piu mosso - пью моссо - более подвижно meno mosso - мэно моссо - менее подвижно poco - поко - немного, мало poco a poco - поко а поко - мало по малу marcato - маркато - четко, подчеркивая sempre - сэмпрэ - все время subito - субито - внезапно cantabile - кантабиле - певуче legatissimo - легатиссимо - в высшей степени связно tempo di valse - тэмпо ди вальса - в темпе вальса tempo di menuetto - тэмпо ди минуэтто - в темпе менуэта tempo di marcia - тэмпо ди марша - в темпе марша tempo di mazurka - тэмпо ди мазурка - в темпе мазурки Da capo al Fine - да капо аль финэ - повторить с начала до слова "Конец" Термины 4 класс Vivo, Vivace - виво, виваче - быстро, живо Vivacissimo - вивачиссимо - в высшей степени скоро Presto - прэсто - быстро espressivo - эспрэссиво - выразительно Agitato - ажитато - возбужденно, взволнованно Scherzando - скерцандо - шутливо morendo - морэндо - замирая simile - симиле - подобно, так же sostenuto - состэнуто - сдержанно accelerando - аччелерандо - ускоряя ma non troppo - ма нон троппо - но не слишком doloroso - долорозо - печально con moto - кон мото - с движением coda - кода - кода, конец Risoluto - ризолюто - решительно una corda - уна корда - взять левую педаль tre corda - трэ корда - взять правую педаль Leggero - леджьеро - легко Термины 5 класс Largo - лярго - широко Largetto - ляргетто - скорее чем Largo, но медленнее Andante Grave - гравэ - торжественно, тяжело Graziozo - грациозо - грациозно, изящно Giocoso - джокозо - радостно, весело, игриво Energico - энерджико - энергично Smorzando - сморцандо - замирая Assai - ассаи - весьма, очень Senza - сэнца - без Con anima - кон анима - с душой, с чувством Animato - анимато - воодушевленно con brio - кон брио - возбужденно, живо, весело con fuoco - кон фуоко - с жаром, страстно con affeto - кон аффэто - с чувством allargando - алларгандо - расширяя rallentando - раллентандо - замедляя subito - субито - внезапно mein droite - мэйн друат - правая рука mein gauche - мэйн гош - левая рука Термины 6 класс Appasionata - аппасьонато - страстно Brillante – брильянтэ - блестяще Maestoso - маэстозо - торжественно, величественно Pesante - пэзантэ - тяжело, грузно Semplice - сэмпличе - просто, естественно Tranquillo - транкуилло - спокойно, безмятежно Calando - каландо - стихая Calmando - кальмандо - успокаиваясь Rubato - рубато - ритмически свободное исполнение ad libitum - ад либитум - по желанию ancora - анкора - еще повторить attaca - аттака - без перерыва приступить к следующей части con delicatezza - кон дэликатэцца - нежно, деликатно, утонченно Bagatella – багатэлла - безделица. Название небольшой пьесы не сложной по содержанию Термины 7 класс Deciso - дэчизо - решительно, смело Spirito - спирито - воодушевленно Lamentabile - ламэнтабиле - жалобно Rinforzando - ринфорцандо - усиливая Stringendo - стринджэндо - ускоряя a piacere - а пьячере - по желанию sotto voce - сотто воче - вполголоса a mezza voce - а мэцца воче - вполголоса Sopra - сопра - над, сверху Pochetto Pochettino – покэтто покэттино - немножко, чуть-чуть Volante - волантэ - летающий, порхающий con comodo - кон комодо - удобно, не спеша, непринужденно quasi - квази - как бы, вроде, почти, подобно.