Пояснительная записка Младший школьный возраст - важнейший период формирования жизненного ресурса ребенка, этап становления его социальности, освоения общественных отношений, обогащения мировосприятия и развития личностных качеств. Особенно значим этот период жизни для детей с ограниченными возможностями здоровья, поскольку такие дети часто отстают от сверстников в обучении, им трудно дается усвоение материала, появляются значительные сложности в общении не только с ровесниками, но и взрослыми. Общими для всех учащихся с ОВЗ являются в разной степени выраженные недостатки в формировании высших психических функций, нарушение умственного развития, замедленный темп либо неравномерное становление познавательной деятельности, трудности произвольной саморегуляции. Достаточно часто у учащихся отмечаются нарушения речевой функции и мелкой моторики рук, зрительного восприятия, пространственной ориентировки и эмоционально личностной сферы. Данная программа раскрывает творческие способности ребенка с ограниченными возможностями здоровья, развивает художественный вкус, фантазию, трудолюбие. Сам процесс рукоделия способен доставить ребенку огромную радость и желание творить. Все виды рукоделия, представленные в программе, развивают у детей с ОВЗ способность работать руками под управлением сознания, совершенствуют мелкую моторику рук, точные движения пальцев, развивают глазомер. Такие занятия способствуют более успешной адаптации ребенка в обществе и интеграции в нем. Адаптированная дополнительная программы социальногуманитарной направленности «Мастерство без границ» предназначена для развития творческих способностей, жизненных и социальных компетенций учащихся с ограниченными возможностями здоровья посредством декоративно-прикладного творчества. Уровень освоения содержания – стартовый. Данная программа разработана в соответствии с нормативно – правовыми документами: Федеральный Закон РФ от 29.12.2012 г. № 273 «Об образовании в РФ» (с изменениями и добавлениями); Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 9 ноября 2018 г. № 196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; 1 Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 г. N 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20» «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» Распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 года № 996 – р «Об утверждении Стратегии развития воспитания в РФ на период до 2025 года»; Федеральный проект «Успех каждого ребенка» (утвержден протоколом заседания комитета по национальному проекту «Образование» от 07.12.2018 г.№3); Письмо Минобрнауки России № 09-3242 от 18.11.2015 «Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»; Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.08.2017 г. № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»; Устав и локальные акты Учреждения. Актуальность данной программы обусловлена необходимостью решения проблемы реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья и направлена на создание благоприятных условий для их творческой деятельности, самореализации и адаптации. Педагогическая целесообразность программы заключается в том, что при её освоении у учащихся развиваются: - социальная и творческая активность; - расширяется кругозор, формируется эстетический вкус; - повышается культурный уровень; - повышается самооценка; - дисциплинированность; - воспитываются потребности в самопознании, саморазвитии. Отличительной особенностью данной программы. Обучение по данной программе может осуществляться индивидуально и в мини - группе, что позволяет приблизить дополнительное образование к индивидуальным физиологическим, психологическим и интеллектуальным особенностям каждого ребенка. Программа «Мастерство без границ» ориентирована на создание условий для развития творчества учащихся, повышение уверенности в 2 себе, в своих силах, что позволяет выстраивать образовательную деятельность с полным учетом особенностей заболевания. Цель программы: создание условий для развития творческих способностей, жизненных и социальных компетенций учащихся ограниченными возможностями здоровья посредством декоративно прикладного творчества. с - Задачи программы: Образовательные (предметные): научить приемам организации рабочего места; научить работать с различными материалами и инструментами; познакомить с особенностями техник и этапов изготовления декоративных изделий. Личностные: развить самостоятельность, ответственность, активность, аккуратность; культуру общения и поведения в социуме; навыки здорового образа жизни. Метапредметные: формировать мотивацию к художественному творчеству, потребность в саморазвитии, вести диалог и выстраивать отношение в группе. Адресат программы: дети 6-18 лет с ОВЗ и инвалидностью. Программа рассчитана для учащихся со следующими патологиями: нарушения функций опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития, с тяжелыми нарушениями речи. Обучение проводится при наличии медицинского заключения об отсутствии противопоказаний по состоянию здоровья заниматься данным видом деятельности и наличии условий: образовательный процесс происходит в условиях доступной среды. В процессе занятия проводится смена видов деятельности (теория - практика), соблюдаются перерывы, физкультминутки, минутки релаксации, игры для снятия напряжения и предотвращения утомляемости. Календарно – тематическое планирование составляется в соответствии с программой, учитывая индивидуальные особенности детей: для малых групп или индивидуально для одного ребенка. 3 Особенности детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата (НОДА). Для детей с НОДА характерно своеобразное психическое развитие, обусловленное сочетанием раннего органического поражения головного мозга с различными двигательными, речевыми и сенсорными дефектами. При нарушениях функций опорно-двигательного аппарата нарушено формирование не только познавательной деятельности, но и эмоционально-волевой сферы и личности. Структура нарушений познавательной деятельности при нарушениях функций опорно-двигательного аппарата имеет ряд специфических особенностей, характерных для всех детей. К ним относятся: неравномерный, дисгармоничный характер нарушений отдельных психических функций; - выраженность астенических проявлений - повышенная утомляемость, истощаемость всех психических процессов; - сниженный запас знаний и представлений об окружающем мире. Дети с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата не знают многих явлений окружающего предметного мира и социальной сферы, а чаще всего имеют представления лишь о том, что было в их практике. Это обусловлено следующими причинами: вынужденная изоляция, ограничение контактов ребенка со сверстниками и взрослыми людьми в связи с длительной обездвиженностью или трудностями передвижения. При нарушениях функций опорно-двигательного аппарата отмечается нарушение координированной деятельности различных анализаторных систем. Патология зрения, слуха, мышечно-суставного чувства существенно сказывается на восприятии в целом, ограничивает объем информации, затрудняет интеллектуальную деятельность таких детей. Особенности детей с задержкой психического развития (ЗПР). Для детей с ЗПР характерны следующие основные черты: повышенная истощаемость и в результате нее низкая работоспособность; незрелость эмоций, воли, поведения; ограниченный запас общих сведений и представлений; бедный словарный запас, несформированность навыков интеллектуальной деятельности; игровая деятельность сформирована также не полностью. Восприятие характеризуется замедленностью. В мышлении обнаруживаются трудности словесно-логических операций. У детей с ЗПР страдают все виды памяти, отсутствует умение использовать вспомогательные средства для запоминания. Им необходим более длительный период для приема и переработки информации. 4 Особенности детей с тяжелыми нарушениями речи (ТНР). Внимание у детей с ТНР характеризуется рядом особенностей: неустойчивостью, трудностью переключения, низким уровнем произвольного внимания и т. д. Так, у детей с дизартрией вследствие повышенной возбудимости наблюдаются неспособность к длительному напряжению, утомляемость, особенно при интеллектуальной деятельности. Низкий уровень произвольного внимания обнаруживается у детей с моторной алалией. При этом страдают все основные звенья деятельности: инструкция воспринимается неточно, фрагментарно; задания выполняются с ошибками, которые не всегда самостоятельно замечаются и устраняются детьми; нарушаются все виды контроля за деятельностью (упреждающего, текущего, последующего). Причём наиболее страдают упреждающий (связанный с анализом условия задания) и текущий (в процессе выполнения задания) виды контроля. Следует отметить, что для детей с алалией весьма трудным является распределение внимания между речью и практическим действием, что и приводит к несформированости или значительному нарушению структуры деятельности. Количество учащихся в группе: от 2 до 12 человек. Срок реализации: 1 год в объеме 72 часа. Форма обучения: очная, с применением дистанционных образовательных технологий. Программа в очной форме обучения реализуется на базе учебного кабинета МУ ДО Дома детского творчества Пачелмского района. Дистанционная форма обучения реализуется на образовательной платформе Zoom, мессенджер WhatsApp. Режим занятий: 2 раза в неделю по 1 часа (72 часа в год). Продолжительность одного занятия - 40 минут. Особенности организации образовательного процесса. Основная форма работы - учебное занятие (теоретическое, практическое). Работа на занятиях проводится фронтально, индивидуально, по группам. Для детей предусмотрены различные формы занятий, включающие элементы обучения и релаксации (ребенок имеет возможность отдохнуть, плавно переключиться на другой вид деятельности, чтобы не допустить потери внимания к предмету и вместе с тем подготовиться к более серьезной работе в последующем). Программа рассчитана, прежде всего, на выполнение поделок, степень сложности которых зависит от диагноза и индивидуальных способностей 5 ребенка. Для успешной реализации программы необходимо: - психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса (в виде консультаций психолога); - сотрудничество с родителями; - соответствующее материально-техническое обеспечение. Основным принципом программы является принцип индивидуального подхода к ребенку, учет его возрастных, физических, эмоциональных особенностей, учет его интересов. Программа построена на принципах доступности, занимательности, наглядности, последовательности, на принципе сотрудничества (сотрудничества ребенка с педагогом, с родителями). Виды занятий очной формы обучения: учебное занятие, индивидуальное занятие, беседа, конкурс, выставки творческих работ, занятие-путешествие, занятие-игра. Виды занятий с применением дистанционных образовательных технологий: виртуальные экскурсии, чат-занятие, видео уроки, онлайн конкурсы, онлайн - выставки творческих работ, мастер-классы. Состав группы: постоянный, разновозрастной. Ожидаемые результаты Предметные результаты знания простейшие приёмы работы с бумагой: вырезание, вырезание по кругу, фигурное вырезание, складывание, склеивание, конструирование из бумаги. основы декоративно-художественного творчества. правила поведения в учебном кабинете. умения готовиться к работе в кабинете; правильно организовать свое рабочее место, пользоваться инструментами и материалами, необходимыми в работе. Личностные результаты Учащиеся будут проявлять: нравственные и культурные качества: отзывчивость, доброжелательность, дисциплинированность, ответственность; навыки здорового и безопасного образа жизни; потребность в познавательных интересах в данной области; активность и самостоятельность, ответственность; образное мышление, внимание, фантазию, творческие способности. 6 - культуру общения и поведения в социуме. Метапредметные результаты У учащегося будут сформированы: интерес к художественному творчеству, потребность в саморазвитии, умение адаптироваться в детском коллективе, работать в паре и группе. 7 Учебный план № п/п Название раздела, темы 1. Вводное занятие История декоративно-прикладного искусства. Работа с бумагой. Техника «бумагопластика». 1.1. 2. 2.1. 2.2. 2.3. Стартовый уровень 1 год Техника «обрывная аппликация». Техника «торцевание». 1 1 20 8 уровен уровеньуровень 6 6 3. 3.1. Нетрадиционные техники рисования. Кляксография. 18 3.2. Мыльные пузыри. 6 3.3. 4. 4.1. Забавные отпечатки. Изготовление сувениров. Изготовление сувениров из ниток. 6 32 4.2. Сувениры из бросового и флористического материала. Изготовление поделок из солёного теста. 4 4.3. 4.4. 4.5. 5. Изготовление поделок в технике пластилинографии. Изготовление сувениров и изделий в смешанной технике. Итоговое занятие. Итого 6 8 4 8 8 1 72 8 Учебно – тематический план № п/п Название раздела, темы Формы Количество часов Всего Теория Практика аттестации/ контроля 1. Вводное занятие 1.1. История декоративноприкладного искусства. 2. Работа с бумагой. Техника «бумагопластика». 2.1. 1 1 1 1 20 3 1 17 1 5 8 2.2. 6 Техника «обрывная аппликация». 2.3. Техника «торцевание». 6 3. Нетрадиционные техники рисования. 3.1. Кляксография. 1 Наблюдение 7 5 18 3 6 1 3.2. Мыльные пузыри. 6 1 3.3. Забавные отпечатки. 4. Изготовление сувениров. 4.1. Изготовление сувениров из ниток. 4.2. Сувениры из бросового и флористического материала. 4.3. Изготовление поделок из солёного теста. 4.4. Изготовление поделок в технике пластилинографии. 4.5. Изготовление сувениров и изделий в смешанной технике. 6 32 1 5 5 27 8 1 7 4 1 3 4 1 3 8 1 7 5. 8 1 1 Итоговое занятие. Итого 72 9 15 5 5 7 1 12 Практическая работа Практическое задание Творческая работа 60 Практическое задание Практическое задание наблюдение Практическое задание Творческая работа Практическое задание Творческая работа Практическая работа Мини выставка Содержание Раздел 1. Введение в образовательную программу. Тема № 1.1. История декоративно-прикладного искусства. Теория: История декоративно-прикладного искусства (презентация). Материалы и инструменты. Вводный инструктаж по технике безопасности на занятиях. Форма контроля: наблюдение Раздел 2. Работа с бумагой. Тема № 2.1. Техника «бумагопластика». Теория: История создания бумаги. Инструктаж по соблюдению техники безопасности при работе с колющими, режущими инструментами, понятие бумагопластика, композиционное решение. Практика: Продуктивная игра «Определи инструмент по загадке». Вырезание ножницами, приёмы складывания бумаги. Практическая работа по изготовлению открыток «Цветок», «Радужные цветы». Форма контроля: практическая работа Тема № 2.2. Техника «обрывная аппликация». Теория: Технология изготовления «обрывной аппликации». Практика: Практическая работа по изготовлению открыток в технике «обрывная аппликация», комбинированной: «Деревья поздней осенью», «Корзина с фруктами», «Лукошко с грибами». Форма контроля: практическая работа. Тема № 2.3. Техника «торцевание». Теория: Виды торцевания” Приемы работы (нарезание маленьких одинаковых листочков, накручивание на палочку, приклеивание по контуру на основу). Практика: выполнение торцовки по эскизу: рамка для фотографии, многослойное торцевание «Вот такой у нас букет», «Моя фантазия». Форма контроля: творческая работа. Раздел 3. Нетрадиционные техники рисования. Тема № 3.1. Кляксография. Теория: Нетрадиционные техники рисования. Техника рисования «кляксография». Практика: Рисование в технике «кляксография»: «Краски осени», «Волшебные кляксы», «Снегири». Форма контроля: практическая работа. Тема № 3.2.Мыльные пузыри. Теория: беседа «Чудеса мыльных пузырей». Технология рисования мыльными 10 пузырями. Практика: рисование мыльными пузырями: «Петушок», «Щенок», «Рыбка». Форма контроля: практическая работа. Тема № 3.3. Забавные отпечатки. Теория: Презентация «Ох, уж эти отпечатки!». Технология рисования отпечатками пальцев, ладошек, листьев, различных предметов. Практика: рисование в технике «отпечатки»: «Солнышко», «Павлин», «Дерево», «Стрекоза», «Воздушные шары». Форма контроля: наблюдение Раздел 4. Изготовление сувениров Тема № 4.1. Изготовление сувениров из ниток. Теория: инструктаж по соблюдению техники безопасности при работе с колющими, режущими инструментами. Презентация «Свойства ниток, бисера, бусин и их применение в декоративно - прикладном творчестве». Практика: Использование шаблона, обмотка шаблона ниткой. Правильность обмотки, выкладывания нити по рисунку, натяжение и равномерное заполнение шаблона нитью. Практическая работа по изготовлению изделий в различных техниках: «Сердечко», «Браслет», «Ваза». Форма контроля: Практическое задание Тема № 4.2. Сувениры из бросового и флористического материала. Теория: Презентация «Магия вещей, оформление интерьера». Инструктаж по технике безопасности. Практика: Организация деятельности. Выполнение технологических операций по алгоритму. Изготовление сувенира «Веер из вилок», панно из крупы и семян. Декорирование. Форма контроля: Творческая работа. Тема № 4.3. Изготовление поделок из солёного теста. Теория: Технология обработки соленого теста. Материалы и инструменты. Основные базовые формы. Практика: Лепка фруктов, овощей на основе базовых форм (шар, колбаска, конус). Изготовление сказочных персонажей по сказке «Репка». Составление композиции по сказке «Репка». Изготовление фоторамки в морском стиле. Оформление и декорирование фоторамки. Форма контроля: практическое задание Тема № 4.4.. Изготовление поделок в технике пластилинографии. Теория: инструктаж по соблюдению техники безопасности при работе с 11 колющими, режущими инструментами. Ознакомление с технологией пластилинографии. Практика: лепка базовых элементов. Нанесение пластилиновых элементов на эскиз рисунка (жгут, верёвочка, кружок). Изготовление панно «Летний день», картин «Жираф», «Радужная рыбка». Форма контроля: Творческая работа. Тема 4.5. Изготовление сувениров и изделий в смешанной технике. Теория: Презентация «Город мастеров». Инструктаж по соблюдению техники безопасности при работе с колющими, режущими инструментами. Практика: изготовление аппликации «Чудесный букет», объемная аппликация из ракушек «Водное царство», сувенир из ниток «Осьминог», сувенир из фетра «Лисичка», интерьерное украшение «Кошечка». Форма контроля: практическая работа. Тема № 5. Итоговое занятие. Практика: Мини – выставка Календарный учебный график Продолжительность учебного года: начало учебного года – 1 сентября окончание учебного года – 31 мая Количество учебных недель: 36 Год Дата Дата Количество Количество Количество обучения начала окончания учебных учебных учебных занятий занятий недель дней часов 1 год 01.09 31.05 36 72 72 12 Режим занятий 2 раза в неделю по 1 часу Формы аттестации и контроля Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов: аналитическая справка, аналитический материал, грамота, готовая работа, диплом, дневник наблюдений, журнал посещаемости, материал анкетирования и тестирования, методическая разработка, портфолио, перечень готовых работ, фото, отзыв детей и родителей, статья в СМИ. Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов: аналитический материал по итогам проведения психологической диагностики, аналитическая справка (отчет о работе педагога), диагностическая карта, защита творческих работ, конкурс, открытое занятие, отчет итоговый, портфолио. Виды аттестации: входящая, текущая, промежуточная, итоговая. Выявление промежуточного и итогового уровня теоретических знаний, практических умений и навыков, их соответствия прогнозируемым результатам программы осуществляется в соответствии с «Положением о текущем контроле успеваемости, промежуточной и итоговой аттестации обучающихся. Отслеживание результатов в объединении направлено на получение информации о знаниях, умениях и навыках учащихся. Для их проверки используются следующие виды контроля: Вводный контроль дает информацию об уровне подготовки учащихся. При его проведении используются такие формы, как собеседование и диагностическая беседа для выявления начальных знаний, навыков и умений. Текущий контроль осуществляется с целью проверки усвоения прошедшего материала и выявления пробелов в знаниях учащихся. Текущий контроль успеваемости включает в себя входящую диагностику исходного уровня подготовленности ребенка в начале цикла обучения по программе. Входящая диагностика проводится в течение двух первых недель обучения по программе. В ходе проведения входящей диагностики педагог осуществляет прогнозирование возможностей развития и успешного обучения по программе. Формы проведения входящей диагностики: наблюдение, собеседование, практическая работа. При его проведении используются такие формы, как теоретический диалог, фронтальный опрос, устный опрос, практическая и самостоятельная работа по изготовлению изделий. Промежуточная аттестация учащихся проводится по завершению темы, 13 раздела и года обучения. Используются следующие формы - тестирование и контрольная работа (карточки-задания и выполнение изделий по предложенным схемам). Данный вид контроля также предусматривает участие в конкурсах и выставках декоративно-прикладного творчества разного уровня. Итоговый контроль проводится в конце учебного года по сумме показателей за время обучения в объединении и предусматривает выполнение комплексной работы, включающей изготовление изделия по предложенной схеме и творческую работу по собственным эскизам. К формам данного контроля относят: открытое занятие для родителей, творческая работа, самоанализ. Контроль качества знаний проводится в форме опросов, тестов, практических заданий, участия в конкурсах и выставках, наблюдения. Оценочные материалы Методы педагогической диагностики: наблюдение, анкетирование, беседа, опрос, тестирование, изучение педагогической документации (программы, УМК, портфолио профессиональной деятельности). Данные методы можно использовать как для текущего и промежуточного контроля освоения образовательной программы, так и при проведении аттестации учащихся, анализа достижений учащихся. Методики диагностики изменения личности ребенка: - Лист достижений метапредметных результатов (приложение 1). - Карта оценки учащихся по результатам усвоения дополнительной общеразвивающей программы социально-гуманитарной направленности (приложение 2). Тест «Бумага и ее свойства, работа с бумагой» Из чего делают бумагу? А) из древесины Б) из старых книг и газет В) из железа Где впервые появилось искусство оригами? А) в Китае Б) в Японии В) в России Бумага- это: А) материал Б) инструмент В) приспособление 14 Что означает тонкая основная линия в оригами? А) контур заготовки Б) линию сгиба Какие свойства бумаги ты знаешь? А) хорошо рвется Б) легко гладится В) легко мнется Г) режется Д) хорошо впитывает воду Е) влажная бумага становится прочной Какие виды бумаги ты знаешь? А) наждачная Б) писчая В) шероховатая Г) обёрточная Д) толстая Е) газетная Выбери инструменты при работе с бумагой: А) ножницы Б) игла В) линейка Г) карандаш Что нельзя делать при работе с ножницами? А) держать ножницы острыми концами вниз Б) оставлять их на столе с раскрытыми лезвиями В) передавать их закрытыми кольцами вперед Г) пальцы левой руки держать близко к лезвию Д) хранить ножницы после работы в футляре Для чего нужен шаблон? а) чтобы получить много одинаковых деталей б) чтобы получить одну деталь На какую сторону бумаги наносить клей? А) лицевую Б) изнаночную Для чего нужен подкладной лист? А) для удобства Б) чтобы не пачкать стол На деталь нанесли клей. Что нужно сделать раньше? А) сразу приклеить деталь на основу Б) подождать, пока деталь слегка пропитается клеем Чтобы выгнать излишки клея и пузырьки воздуха, ты кладешь сверху: 15 А) чистый лист бумаги Б) Ладошку В) тряпочку Какие виды разметки ты знаешь? А) по шаблону Б) сгибанием В) сжиманием Г) на глаз Д) с помощью копировальной бумаги При разметке симметричных деталей применяют: А) шаблон половины фигуры Б) целую фигуру Чтобы вырезать симметричную фигуру, ты: А) не разворачиваешь лист Б) разворачиваешь лист Тест по разделу «Нетрадиционные техники рисования» (декабрь) 1. Определите три основных цвета в красках – а) зеленый, синий, красный; б) зеленый, белый, красный; в) зеленый, белый, синий. 2. Дайте определение пейзажа – а) изображение природы в различных состояниях; б) изображение дерева на линии горизонта; в) рисунок дома. 3. Человек, создающий произведения искусства – а) художник; б) учитель; в) продавец. 4. Небольшой кусок бумаги, стекла, картона на котором смешиваются краски во время работы – 16 а) палитра; б) мольберт; в) этюдник. 5. Изображение, выполненное от руки с помощью графических средств: а) рисунок; б) живопись; в) аппликация. 6. Дать определение эскизу: а) быстрый рисунок с натуры; б) детальная проработка предмета; в) рисунок на определенную тему. ( апрель) 1. Определите цвета теплой цветовой гаммы – а) красный, оранжевый, желтый; б) зеленый, белый, красный; в) зеленый, белый, синий. 2. Определите цвета холодной цветовой гаммы – а) синий, фиолетовый, зеленый; б) зеленый, белый, красный; в) зеленый, желтый, синий. 3. Дать определение вида искусства, произведения которого создаются с помощью красок – а) живопись; 17 б) аппликация; в) рисунок. 4. Изображение, выполненное от руки с помощью графических средств – а) рисунок; б) аппликация; в) живопись. 5. Способ получения изображения, заключающийся в накладывании, наклеивании или нашивании на какую – либо основу разных по цвету кусков бумаги, картона, ткани и других материалов – а) аппликация; б) живопись; в) рисунок. Тест по тестопластике Вопрос 1 Как называется искусство лепки из соленого теста? Варианты ответов тестолепка тестопластика солепластика Вопрос 2 Из чего готовят соленое тесто? Варианты ответов рисовая мука блинная мука пшеничная мука Вопрос 3 При приготовлении теста в муку кладем Варианты ответов сахар соль ванилин 18 Вопрос 4 Соленое тесто нужно хранить Варианты ответов в плотно завязанном пакете в полотенце в бумаге Вопрос 5 Как правильно сушить изделия из соленого теста Варианты ответов в нагретой до 50-80 градусов духовке в холодной духовке в нагретой до 240 градусов духовке Вопрос 6 Какой инструмент не используется в работе с соленым тестом? Варианты ответов расческа чеснокодавилка плоскогубцы Вопрос 7 Какой краской нельзя окрашивать тесто? Варианты ответов акриловой масляной пищевой Вопрос 8 Какие ингредиенты используются для приготовления соленого теста? Варианты ответов съедобные несъедобные популярные Вопрос 9 Можно ли употреблять в пищу соленое тесто? Варианты ответов можно нельзя если его высушить, то можно Вопрос 10 Что является главным секретом сохранности изделий из соленого теста? Варианты ответов соль мука 19 холодная вода Вопрос 11 Высохшие фигурки можно Варианты ответов подарить ярко и красиво раскрасить съесть Условия реализации программы Материально-техническое обеспечение: 1. Наличие кабинета с хорошим освещением; 2. Столы и стулья по количеству детей 3. Стенды и подиумы для выставок. 4. Информационная доска; 5. Стенды для информации и работы с родителями; 6. Компьютер-1шт; 7. Проектор и экран-1шт; 8. Материалы и инструменты для работы: ножницы-8шт; нитки -4 набора, клей ПВА-8 шт; клей-карандаш -8 шт; карандаши цветные и простые -5 наборов; бумага цветная и белая- 8 наборов; картон цветной и белый-8 наборов;шампунь-5 шт; средство для мытья посуды-5шт; мука-2кг; гуашь-8 наборов; лак бесцветный 2 шт; пластилин детский мягкий , легкий-8 наборов; природный материал: грецкие орехи, сухоцветы, песок, бросовый материал: ткань, кожа, мех, одноразовые стаканчик- 10 шт , стеклянные баночки -10 шт. Информационное обеспечение занятий: Дидактический материал: иллюстрации и фото-презентации творческих работ учащихся; образцы работ педагога, детей, компьютерная база медиа ресурсов; методические разработки раздаточный материал: шаблоны, трафареты, заготовки из картона, индивидуальные, разноуровневые карточки-задания, технологические схемы, презентации. 20 Методические материалы Основной формой организации учебно-воспитательного процесса является учебное занятие. Формы организации деятельности учащихся на занятиях: - Индивидуальная; - Групповая; - Фронтальная; - Коллективная. Формы проведения занятий: - открытое занятие, - беседа, - презентация, - праздник, - конкурс, - ролевая игра, - чаепитие, - обучающая игра, - мастер- класс. Методы обучения: В процессе освоения программного материала используются различные методы обучения: 1. Словесные методы: беседы, для знакомства с новым материалом, закрепления пройденного; объяснение нового материала, технологий выполнения работы. 2. Наглядные методы: демонстрация образцов, готовых работ, иллюстраций, моделей; показ с объяснением. 3. Практические методы: упражнения, с целью овладения и повышения качества практических действий; практическая работа на каждом занятии; самостоятельная работа. 4. Проектно-конструкторские методы - создание произведений декоративно-прикладного искусства; проектирование (планирование) деятельности, конкретных дел. 5.Частично-поисковый (эвристический метод) предполагает видение учащимися проблем через постановку вопросов, требующих от них самостоятельного поиска недостающей информации, доказательств. Выявления причинно-следственных связей, формулировки выводов. 21 Образовательные технологии: - технология личностно-ориентированного обучения и воспитания, позволяющая максимально развивать индивидуальные познавательные способности учащихся на основе использования имеющегося у них опыта; - технология развивающего обучения, направленная на «зону ближайшего развития», т.е. на деятельность, которую учащийся может выполнить с помощью педагога; - групповая технология предполагает организацию совместных действий учащихся, коммуникацию, общение, взаимопомощь, творческая работа выполняется таким образом, чтобы был виден вклад каждого участника процесса; - информационные (компьютерные) технологии помогают сделать образовательный процесс более ярким, доступным, интересным и легким для усвоения; - здоровьесберегающие технологии: • санитарно - гигиенические (влажная уборка кабинета, проветривание, обеспечение оптимального освещения, соблюдение правил личной гигиены); • психолого - педагогические (создание благоприятной психологической обстановки на занятиях, создание ситуации успеха, соответствие содержания программы возрастным особенностям детей, чередование видов деятельности); • физкультурно - оздоровительные (использование физкультминуток, динамических пауз, дыхательной гимнастики, гимнастики для глаз) Алгоритм занятия. Каждое занятие по новым темам программы включает теоретическую часть и практическое выполнение задания, далее идут занятия на закрепление пройденного материалы. Структура занятия выглядит следующим образом: 1. Вводная часть: - беседа с детьми по теме занятия, игровые ситуации, мотивация к деятельности; - проверка имеющихся знаний и умений, подготовка к изучению новой темы. 2. Основная часть: - изучение, анализ наглядности; - показ и объяснение процесса выполнения задания; - физкультминутка. 3.Заключительная часть: подведение итогов, формулирование выводов: выявление сложностей при изготовлении, - просмотр и анализ детских работ, - планирование дальнейшей работы, - рефлексия. 22 Список литературы для педагога Основная литература. 1. Бабкина Н.В. Саморегуляция в познавательной деятельности у детей с задержкой психического развития: учебное пособие / Н.В. Бабкина. - М.: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2016. - 143 с.. 2. Воспитание и обучение детей и подростков с тяжёлым и множественными нарушениями развития: программно-методические материалы / под ред. И.М. Бгажноковой. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2013. - 239 с.: ил. (Коррекционная педагогика). 3.Захаров А.И., Ткачева В.В. Психологическая помощь семье воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии: методические рекомендации. Автореф. дис. канд. психол. наук / А.И. Захаров - Л., 2015. - 16 с. 4.Зырянова С.И. О социализации детей с особыми образовательными потребностями / С.И. Зырянова // Дефектология. - 2015. - №6. - С. 43- 54. 5. Инклюзивное образование. Настольная книга педагога, работающего с детьми с ОВЗ: методическое пособие. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2014. - 167 с. Дополнительная литература. 1. Алебастрова А. Лучшие поделки, игрушки и сувениры из папье-маше. Ярославль: Академия развития; М.; Полиграфиздат, 2010. 2. Корнеева Г. Поделки из бумаги. - ООО "Издательский дом "Кристалл", 2001. 3. Румянцева Е.А. Аппликация.- ООО ТД Издательство "Мир книги", 2009. 4. Ступак Д. Гофрированный картон. - ООО "Издательство "Айрис - пресс", 2012. 5. Савина Е.А. Психологическая помощь родителям в воспитании детей с нарушениями развития: пособие для педагогов-психологов /- М.:. Гуманит. изд. центр ВЛАДОС,2008. - 223 с. - (Библиотека психолога) 6. Сергеева Н. Работа с бумагой. - ООО "Издательский дом "Кристалл", 2000. 7.ЧиоттиДонателла. Оригинальные поделки из бумаги", М.; ООО ТД "Издательство "Мир книги", 2008. 8. Фиона Д. Фантазии из бумаги. Техника. Приёмы. Изделия. энциклопедия., ООО "АСТ - ПРЕСС КНИГА", 2006. Список литературы для детей и родителей: 1. Белова Н, Игрушки к праздникам. - М., Эксмо, 2018. 2. Дегтярева О. Хобби Экспресс. Игрушки из папье-маше, издательство.- «Аст Пресс Книга», 2014. 3. Корнеева Г. Поделки из бумаги. - ООО "Издательский дом "Кристалл", 2001. 23 4. 5. Сергеева Н. Работа с бумагой. - ООО "Издательский дом "Кристалл", 2000. Ступак Д. Гофрированный картон. - ООО "Издательство "Айрис - пресс",2012 Электронные ресурсы : 1. 2. 3. Сайт «Страна мастеров» https: //stranamasterov.ru/ Сайт «Круг мастер-классов. Скрапбукинг. https//stranamasterov.ru/node/797400 Сайт «Мастера рукоделия». https: //www. mastera-rukodeliy 24 Приложение 1 Лист достижений метапредметных результатов ФИО учащегося __________________________________________________________ № Показатели сентябрь Регулятивные универсальные учебные действия Определять и сохранять цель занятия 1. 2. Проговаривать порядок действия (планирование) 3. Высказывать своё предположение (версию) 4. Работать по плану 5. Давать оценку своей работе (самооценка) 6. Отличать верно выполненное задание от выполненного неверно Познавательные универсальные учебные действия 1. 2. 3. Отличать новое от уже известного (постановка проблемы) Поиск информации Находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и знания, полученные на уроке (преобразование информации) 4. Сравнивать и группировать предметы 5. Делать выводы Коммуникативные универсальные учебные действия Оформлять свою мысль в устной речи 1. 2. Пересказывать небольшие тексты, называть тему 3. 4. Умение слушать и понимать речь других 5. Уметь задавать вопросы 6. Уметь выполнять различные роли в группе (сотрудничество) Вступать в беседу на занятии и в жизни (диалоговая форма коммуникации) 7. Уметь договариваться по возникшим противоречиям 25 январь май Приложение 2 Карта оценки учащихся по результатам усвоения дополнительной общеразвивающей программы социально-гуманитарной направленности (декоративно-прикладное творчество) за ___________ учебный год (ФИО учащегося объединения, год обучения) Сроки диагностики Показатели -------------------- —— I. Теоретическая подготовка ребёнка (10 баллов): 1.1. Теоретические знания (3 балла): ( беседы, сообщения учащихся по темам). 1.2. Владение специальной терминологией (5 б.). 1.3. Знание основ техники безопасности (2б.). II. Практическая подготовка ребёнка (50 баллов): 2.1.Практические умения и навыки, предусмотренные программой: 2.1.1. Умения выполнять базовые приёмы (5 б.). 2.1.2.Умение выполнять базовые техники (8 б.). 2.1.3.Умение выполнять работы по образцу (10 б.). 2.1.4.Умение выполнять изделия с применением комбинированных техник (12 б.). 2.1.5.Умение выполнять авторские работы (15 б.). III. Общеучебные умения и навыки ребёнка (25 баллов): 3.1. Учебно-коммуникативные умения (макс.-10 б.): 3.1.1.Умение слушать и слышать педагога. 3.1.2.Умение вступать в диалог. 3.1.3.Умение выражать свои мысли и идеи. 3.1.3.Умение строить отношения в группе. 3.2. Учебно-организационные умения и навыки (макс.-10 б.): 3.2.1.Умение организовать своё рабочее (учебное) место. 3.2.2.Навыки соблюдения в процессе деятельности правил безопасности. 3.2.3.Умение самостоятельно и технологически верно выполнять работу. 3.3. Познавательные и регулятивные умения (макс.-5б.): 3.3.1.У ребенка сформированы умения анализа и синтеза. 3.3.2.У ребенка развита рефлексия. IV. Предметные достижения учащегося (15 баллов): • На уровне детского объединения -2 балла. • На уровне ДДТ - 3 балла. • На уровне района - 8 баллов. • На региональном уровне и выше - 15 баллов Максимальное количество баллов - 100 баллов Минимальный уровень (min) - от 10 до 40 баллов; средний уровень (s) - от 41 до 70 баллов; максимальный уровень (мах) - от 71 до 100 баллов 26 Середина года (баллы) Конец года (баллы)