Программа Азбука юного пешехода

Пояснительная записка
Дополнительная
общеобразовательная
общеразвивающая
программа
«Азбука юного пешехода»
 по содержанию является социально-гуманитарной,
 по форме организации – очной,
очно - заочной с применением
дистанционных технологий,
 по уровню освоения – стартовой,
 по степени авторства – модифицированной.
Программа разработана в соответствии с действующими нормативно –
правовыми документами:
1. Федеральный Закон РФ от 29.12.2012 г. № 273 «Об образовании в РФ» (с
изменениями и добавлениями);
2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 9
ноября 2018 г. № 196 «Об утверждении порядка организации и
осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам»;
3. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28.09.2020 г. N 28 «Об утверждении санитарных правил СП
2.4.3648-20» «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»
4. Распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 года № 996 – р
«Об
утверждении Стратегии развития воспитания в РФ на период до 2025
года»;
5. Федеральный проект «Успех каждого ребенка» (утвержден протоколом
заседания комитета по национальному проекту «Образование» от
07.12.2018 г.№3);
6. Письмо Минобрнауки России № 09-3242 от 18.11.2015 «Методические
рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих
программ (включая разноуровневые программы)»;
7. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от
23.08.2017 г. № 816 «Об утверждении Порядка применения
организациями, осуществляющими образовательную деятельность,
электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при
реализации образовательных программ»;
1

8. Устав и локальные акты Учреждения.
Актуальность программы для общества основана на том, что в связи с
бурным развитием автотранспорта увеличивается количество дорожных
происшествий, в которых страдают и гибнут пешеходы. Поэтому, как никогда,
становится актуальной проблема сохранения жизни и здоровья детей, которых
необходимо научить правильному ориентированию в сложной дорожной
ситуации, выработать навыки безопасного поведения на улицах и дорогах;
воспитать культурного, грамотного пешехода. Несомненно, что привлечение
внимания детей к теме безопасности на дорогах приведет к снижению
травматизма в результате дорожно-транспортных происшествий.
Актуальность программы для ребенка заключается в том, что развитие сети
дорог и резкий рост количества транспорта значительно усложнили обстановку
на дорогах. Дети являются участниками дорожного движения. Для
предупреждения роста детского дорожно-транспортного травматизма
необходимо обучение детей со школьного возраста правилам безопасного
поведения на улице в качестве пешеходов и формирование у них специальных
навыков участников дорожного движения. Особое значение в решении
проблемы безопасности дорожного движения имеет формирование у детей
умения правильно оценивать дорожную обстановку и соблюдать правила
дорожного движения.
Отличительные особенности программы заключаются в том, что она даёт
детям систематизированные знания, умения и навыки, которые решают
важнейшие аспекты проблемы личной безопасности ребёнка в современных
условиях. Дети в возрасте 7 – 10 лет могут принимать участие в районном и, в
случае успеха, областном конкурсе «Безопасное колесо», что усиливает
мотивацию к изучению правил дорожного движения.
Основная форма проведения занятий индивидуально-групповая, что позволяет
учитывать особенности каждого ребёнка и реализовывать личностноориентированный подход к воспитанию. Программа предусматривает
использование в образовательном процессе инноваций: проблемное
и
интегрированное обучение, моделирование опасных ситуаций, технология КТД,
применение игровых технологий – сюжетно-ролевых, ситуационных, деловых,
имитационных и других; отработка безопасных действии методом упражнений,
проведение экскурсий.
Используются также методы стимулирования и мотивации деятельности:
- эмоциональные методы: поощрение, создание ситуации успеха;
2

познавательные методы: создание проблемной ситуации, выполнение
творческих заданий;
- социальные методы: развитие желания быть полезным, создание ситуации
взаимопомощи, взаимопроверка.
Практические занятия по программе связаны с использованием
фронтальных и групповых форм работы, активной работой с аудио и
видеоматериалами. Особо важная роль отводится видеофильмам, которые
создают живую среду на занятиях. И являются ценным источником информации,
что позволяет
развивать коммуникативную компетенцию и использовать
инновационные технологии. Кроме того, живая среда на занятиях максимально
активизирует познавательную деятельность учащихся.
Педагогическая целесообразность программы обусловлена тем, что в
процессе социально - значимой деятельности, у учащихся развиваются навыки
самооценки через результаты собственной деятельности и наблюдение
собственных внутренних состояний. Формируется ценностное отношение к
человеку; происходит понимание внутреннего я через восприятие себя другими
людьми, апробируется механизм социальной практики, в ходе которой
формируются
профессиональные
и
личностные
навыки
учащихся.
Педагогическая целесообразность программы состоит в том, что подбор
содержательного
материала
программы
соответствует
возрастным
психофизиологическим особенностям и интересам учащихся. Это обеспечивает
практическую направленность, помогает учащимся использовать свои знания и
умения при моделировании дорожных ситуаций.
Цель программы: создание условий для формирования первоначальных
знаний в области безопасности дорожного движения и устойчивых навыков
поведения на дороге, способствующих сохранению жизни и здоровья детей.
Задачи:
- познакомить с правилами дорожного движения, создать условия для их
практического применения;
- проводить
работу по профилактике детского дорожно-транспортного
травматизма;
- пропагандировать соблюдение ПДД среди детей и подростков;
- сформировать навыки самооценки, самоанализа своего поведения на улице и в
транспорте;
- ознакомить с основами первой доврачебной медицинской помощи;
- воспитать законопослушных участников дорожно - транспортного движения.
3

Адресат программы:
Программа рассчитана на детей в возрасте от 7 - 10 лет. Количество
учащихся в группах 10 - 15 человек.
Возрастные особенности развития детей 7-10 лет:
Чтобы правильно строить процесс обучения с детьми, необходимо знать
возрастные психологические особенности развития детей.
У ребёнка с 7 лет начинается новая деятельность – учебная. Именно тот факт,
что он становится учеником, человеком учащимся, накладывает совершенно
новый отпечаток на его психологический облик и поведение. Ребёнок не просто
овладевает определенным кругом знаний. Он учится учиться. Под воздействием
новой, учебной деятельности изменяется характер мышления ребёнка, его
внимание и память.
Теперь его положение в обществе – положение человека, который занят
важной и оцениваемой обществом работой. Это влечёт за собой перемены в
отношениях с другими людьми, в оценивании себя и других. Ребёнок осваивает
новые правила поведения, которые являются общественно направленными по
своему содержанию. Выполняя правила, ученик выражает своё отношение к
сверстникам, педагогу, окружающим. Ребёнок впервые встречается с новым для
себя способом взаимодействия со взрослым человеком. Интересы детей 7 – 10
лет неустойчивы, ситуативны. По своей направленности дети этого возраста
индивидуалисты. Лишь постепенно под влиянием воспитания у них начинает
складываться коллективистическая направленность. Большое значение для этого
имеет организация коллективно-распределительной работы учащихся в малых
группах, при которой работа каждого зависит от результатов работы остальных
и когда каждый отвечает не только за свою личную работу, но и за работу всей
группы.
Объём и сроки реализации программы:
Программа рассчитана на 1 года обучения, с общим количеством часов - 144ч.
Форма реализации образовательной программы – очная, очно - заочная с
применением дистанционных технологий.
Основной формой обучения является занятие.
На занятиях при реализации дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программы используются дистанционные образовательные
технологий. Основная часть дистанционного обучения осуществляется на
образовательной платформе ZOOM, а так же в социальной сети в приложении
WhatsApp, используется Электронная почта.

4

Режим проведения занятий соответствует возрасту учащихся:
1 год обучения – 2 раз в неделю по 2 часа (1 учебный час – 45 мин.)
















Ожидаемые результаты освоения программы
Предметные результаты:
Учащийся будет знать:
безопасные участки улиц и дорог;
правила перехода улиц и дорог при высадке из транспорта;
обязанности пешеходов и пассажиров;
назначение сигналов светофора, дорожных знаков и дорожной разметки в
регулировании дорожного движения;
правила оказания первой помощи;
основные группы знаков дорожного движения;
основные причины дорожно-транспортных происшествий с участием
детей.
Учащийся будет уметь:
ориентироваться в дорожной обстановке при переходе улиц и дорог;
пользоваться указанием дорожных знаков и дорожной разметки;
дисциплинированно вести себя на посадочных площадках;
правильно осуществлять посадку и высадку из транспорта;
выбирать наиболее безопасный маршрут к другу, в магазин, на спортивную
площадку.
оказывать первую помощь пострадавшему.

Метапредметные результаты:
Познавательные
Учащийся будет уметь:
 самостоятельно решать познавательные задачи;
 включаться в самостоятельную творческую работу, позволяющую в процессе
выполнения заданий изучать и осознавать опасность и безопасность конкретных
действий на улицах и дорогах;
 анализировать, оценивать, строить рассуждение.
Регулятивные
Учащийся будет уметь:
 планировать, контролировать и корректировать учебные действия, осуществлять
самоконтроль и самооценку;
 оценивать своё поведение со стороны;
5

 планировать и оценивать результаты своего поведения.
Коммуникативные
Учащийся будет уметь:
 самостоятельно решать коммуникативные задачи;
 выстраивать положительный и позитивный стиль общения со сверстниками и
взрослыми в школе и дома;
 практиковать начальные навыки сотрудничества в разных ситуациях.
Личностные результаты:
Будут сформированы:
 моральные нормы и ценности,
 доброжелательное отношение к окружающим,
мотивация к обучению.

Компетентности, формируемые у учащихся






ориентироваться в дорожной обстановке при переходе улиц и дорог;
пользоваться указанием дорожных знаков и дорожной разметки;
дисциплинированно вести себя на посадочных площадках;
правильно осуществлять посадку и высадку из транспорта;
выбирать наиболее безопасный маршрут к другу, в магазин, на спортивную
площадку;
 оказывать первую помощь пострадавшему.

6

Учебный план
Предметные курсы

Стартовый уровень
1 год

Вводное занятие.

2

Безопасность движения.

40

Виды транспорта.

10

Дорожная разметка.

20

Дорожные знаки.

30

Наш друг светофор.

20

Доврачебная медицинская помощь.

20

Итоговое занятие.

2

Итого часов:

144

Учебно-тематический план
№

Наименование темы,
раздела

Количество часов
Всего Теория Практика

1
2
3

Вводное занятие
Безопасность движения
Виды транспорта.

2
40
10

1
10
2

1
30
8

4
5

Дорожная разметка.
Дорожные знаки.

20
30

6
10

14
20

6

Наш друг светофор.

20

6

14

7

Доврачебная медицинская
помощь.
Итоговое занятие.
Итого

20

6

14

41

2
103

2
144
7

Форма
контроля
Викторина
Вело эстафета
Опрос
Творческая
работа
Конкурс
рисунков
Наблюдение
Тестирование

Содержание
Первый год обучения
Тема 1. Вводное занятие.
Теория. Режим занятий. Ознакомление с программой. Инструктаж по ТБ.
История возникновения правил дорожного движения.
Практика. Викторина по истории ПДД.
Тема 2. Безопасность движения.
Теория. Пешеходы, водители, пассажиры – участники дорожного движения.
Правостороннее и левостороннее движение транспорта и пешеходов.
Дисциплина на дороге. Права и обязанности пассажиров, водителей и
пешеходов. Понятия: улица, дорога, проезжая часть, тротуар, трамвайные пути,
обочина. Особенности дорожного движения в районе школы (характеристика
дорог, перекрёстков, наличие пешеходных переходов, светофоров, дорожных
знаков). Наиболее опасные места для движения пешеходов. Основной принцип
безопасности пешехода – быть видимым для водителей и самому хорошо
просматривать дорогу в обе стороны. Что мешает обзору проезжей части.
Погодные условия, ухудшающие видимость на дороге.
Основные правила безопасности при переходе дороги.
Практика. Моделирование дорожных ситуаций на магнитно-маркерной доске с
использованием дорожных знаков, светофоров, машин и фигурок пешеходов.
Экскурсия «Мы идём в школу». Наблюдение за дорогами и перекрёстками,
ведущими к школе. Рисование безопасного маршрута движения в школу и
домой. Просмотр и обсуждение учебного фильма «Язык улиц и дорог».
Рисование на тему «Из чего состоит дорога. Викторина «Отправляясь в дальний
путь, правила ты не забудь». Занятие с применением ТСО «Экскурсия: я –
пешеход », «Элементы улиц и дорог», «Почему дети попадают в дорожные
аварии» (электронная энциклопедия правил дорожного движения для детей).
Подготовка буклетов и листовок для пропаганды правил дорожного движения
среди младших школьников. Сюжетно-ролевые игры «Мы – пешеходы,
водители, пассажиры». Игра «Мы пассажиры».
Контроль. Викторина «Отправляясь в дальний путь, правила ты не забудь».
Тема 3.Виды транспорта.
Теория. Виды транспорта. Воздушный, водный, наземный. Специальные
машины. Общественный транспорт. Особенности велосипеда как средства
передвижения. Правила велосипедистов.
8

Практика. Моделирование различных ситуаций, возникших при движении
различных видов транспорта. Развивающая игра «Найди машину». Занятия с
применением ТСО «Виды транспорта». Викторина «Всё о специальном
транспорте». Практическое занятие на площадке на велосипеде. Игра-викторина
«Внимательный велосипедист».
Контроль. Вело - эстафета.
Тема4. Дорожная разметка.
Теория. Для чего делают разметку дороги? Понятие «Зебра». Что означают
сплошные и прерывистые линии на дороге? Пешеходные переходы.
Как
обозначают остановки общественного транспорта. Игры детей и дорожная
безопасность. Проезжая часть и тротуар – не место для игр. Понятие «тротуар» и
«обочина».
Практика. Просмотр видеосюжетов из учебных фильмов и отработка умений и
навыков безопасного поведения. Викторина «Угадай-ка». Рисование на тему:
«Говорящие линии». Занятие с применением ТСО «Новое об улицах, дорогах»
(электронная энциклопедия правил дорожного движения для детей). Подготовка
буклетов и листовок для пропаганды правил дорожного движения среди
младших школьников. Обучающая игра «Опасно – безопасно».
Контроль. Опрос: для чего и как делается разметка дороги.
Тема 5. Дорожные знаки.
Теория. Язык улиц и дорог. Как дорожные знаки регулируют движение.
Дорожные знаки, которые должен знать каждый пешеход: «Железнодорожный
переезд со шлагбаумом»,
«Железнодорожный переезд без шлагбаума»,
«Опасный поворот», «Пешеходный переход», «Дети», «Движение пешеходов
запрещено», «Опасность», «Пешеходная дорожка»,
«Место остановки
автобуса и (или) троллейбуса»,
«Пешеходная зона». Дорожные знаки,
предупреждающие об опасности на дороге: «Опасный поворот», «Опасные
повороты», «Скользкая дорога», «Неровная дорога».
Роль дорожных знаков в регулировании движения транспортных средств и
пешеходов. Места установки дорожных знаков. Группы дорожных знаков, их
назначение и отличительные признаки (предупреждающие, запрещающие,
предписывающие, знаки особых предписаний, информационные, знаки сервиса).
Практика. Моделирование различных ситуаций, возникающих при движении
пешехода по дороге, на магнитно-маркерной доске. Обсуждение видеосюжетов
по правилам безопасности при переходе дороги. Подготовка буклетов и
листовок
для пропаганды правил дорожного движения среди младших
школьников. Обучающие игры: игра «Знатоки дорожных знаков», «Выйди из
9

лабиринта», «Дорожное лото», «Воробушки и кот», «Что за знак покинул нас?»,
«На золотом крыльце сидели…». Игра «Дорожные знаки». Игра – путешествие
«В стране Знакознандии».
Контроль. Творческая работа « Новый дорожный знак»
Тема 6. Наш друг светофор.
Теория. История светофора. Как светофор регулирует дорожное движение. Что
означает жёлтый мигающий сигнал светофора. Понятие перекрёстка.
Регулируемые и нерегулируемые перекрёстки. Правила перехода дороги на
регулируемом перекрёстке. Светофор и регулировщик. Что нужно знать
пешеходу о сигналах регулировщика. Опасные ситуации при переходе проезжей
части на регулируемом перекрёстке и пешеходном переходе.
Практика. Просмотр и обсуждение учебного фильма «Язык улиц и дорог» (ч.2
«Светофор»). Занятие с применением ТСО «Правила перехода перекрёстков»
(электронная энциклопедия правил дорожного движения для детей).
Моделирование дорожных ситуаций на регулируемых перекрёстках на
магнитно-маркерной доске. Подготовка буклетов и листовок для пропаганды
правил дорожного движения среди младших школьников.
Игра «Кому
разрешено движение?». Дидактическая игра «Загадки светофора». Решение
ситуативных задач. Моделирование дорожных ситуаций на макете перекрёстка
со светофором и регулировщиком. Рисование на тему: «Если бы не было
светофора…».
Контроль. Конкурс рисунков.
Тема 7. Доврачебная медицинская помощь.
Теория. Аптечка автомобиля и ее содержимое. Оказание первой помощи
пострадавшему. Виды ран. Вывихи, растяжения, переломы, кровотечения,
ожоги, отравления. Виды повязок.
Практика.
Встречи с медицинским работником по практическим вопросам.
Наложение жгута, различных видов повязок, шины. Оказание первой помощи
при кровотечении,
ушибах, вывихах, ожогах, обморожении, переломах.
Транспортировка пострадавшего. Индивидуальные задания по оказанию ДМП
Контроль. Наблюдение.
Тема 8. Итоговое занятие
Практика. Тестирование по ПДД «Это каждый должен знать обязательно на
пять».

10

Календарный учебный график
Год
Объём учебных
обучения часов по годам
обучения
1
144

Всего
учебных
недель
36

Количество
учебных
дней
72

Режим работы
2 занятия по 2
часа

Формы аттестации и контроля
Формы аттестации: наблюдение, опрос, тестирование, контрольное
задание, итоговое занятие.
Для оценивания результативности обучения по программе используются
следующие показатели: теоретическая подготовка учащихся, практическая
подготовка, общеучебные умения и навыки (метапредметные результаты),
личностное развитие учащихся в процессе освоения дополнительной
образовательной программы.
Применяется 10 – бальная шкала (низкий уровень: 1 – 3 балла, средний
уровень: 4 – 7 баллов, высокий уровень: 8 – 10 баллов).
Оценивание результативности обучения проводится: входная аттестация
1-2 недели учебного года, промежуточная аттестация 15-16 недели и 34-35
недели учебного года. По итогам реализации программы проводится итоговый
контроль.
Контрольно-измерительные материалы
Критерии оценки реализации программы
Предметные

Теория

Наименование критерия
Группы дорожных знаков, их назначение и
отличительные признаки;
светофор пешеходный и транспортный, особенности
сигналов светофора и действия пешеходов в
соответствии с ними;
безопасные места перехода проезжей части в
микрорайоне школы;
все виды перекрёстков и правила перехода проезжей
части на них;
права и обязанности пассажиров;
правила поведения пассажиров на остановке
маршрутного транспортного средства;
правила поведения пассажиров в общественном
транспорте;
правила для велосипедистов.
11

Практика Умение переходить проезжую часть дороги
соблюдая правила дорожного движения;
правильно перейти улицу, дорогу с односторонним
движением;
выбрать наиболее безопасный маршрут в школу, на
спортивную площадку…;
умение определять опасность или безопасность
ситуации на дороге;
умение грамотно переходить регулируемые и
нерегулируемые перекрёстки;
вести себя вежливо, культурно в общественном
транспорте;
соблюдать правила культурного поведения на
остановке маршрутного транспортного средства;
мини-соревнования для велосипедистов.
Метапредметные

Самостоятельность в решении познавательных задач
Умение планировать, контролировать и
корректировать учебные действия, осуществлять
самоконтроль и самооценку
Самостоятельность в решении коммуникативных
задач
Сформированность моральных норм и ценностей,
доброжелательное отношение к окружающим,
мотивация к обучению

Личностные

Оценочные материалы
Оценивание предметных результатов обучения по программе:
Показатели
(оцениваемые
параметры)

Критер
ии

Теоретические
знания по
основным
разделам
программы

Соответ
ствие
теорети
ческих
знании
учащего

Методы
диагности
ки

Степень выраженности
оцениваемого качества
Низкий
Средний
Высокий
уровень
уровень уровень (8(1-3
(4-7
10 баллов)
балла)
баллов)
Наблюден Учащийс Объём
Учащийся
ие,
я овладел усвоений
освоил
тестирован менее
знаний
практическ
ие,
чем
составляет и весь
контрольн половино более 1/2
объём
ый опрос и й знаний,
знаний,
12

ся
програм
мным
требова
ниям

др.

предусмо
тренных
программ
ой

предусмотр
енный
программо
й за
конкретный
период
Практические
Соответ Контрольн Практиче Овладел
Учащийся
умения и
ствие
ое задание ские
практичес овладел в
навыки,
практич
умения и кими
полном
предусмотренн еских
навыки
умениями объёме
ые программой умений
неустойч и
практическ
и
ивые,
навыками, ими
навыков
требуется предусмот умениями и
програм
постоянн ренными
навыками,
мным
ая
программо практическ
требова
помощь
й,
ие работы
ниям
по их
применяет выполняет
использо их
под самостояте
ванию
руководст льно,
вом
качественн
педагога
о

Оценивание метапредметных результатов обучения по программе:
Показатели
(оцениваем
ые
параметры)
Учебнопознаватель
ные умения

Критерии

Методы
диагнос
тики

Самостояте Наблюд
льность в
ение
решении
познаватель
ных задач

Степень выраженности
оцениваемого качества
Низкий
Средний Высокий
уровень
уровень
уровень
(1—3
(4-7
(8-10
балла)
баллов)
баллов)
Учащийся
Учащийся Учащийся
испытывает выполняет выполняет
серьёзные
работу с
работу
затруднения помощью самостоят
в работе,
педагога
ельно, не
нуждается в
испытывае
постоянной
т особых
помощи и
затруднен
13

Учебноорганизацио
нные умения
и навыки

Учебнокоммуникат
ивные
умения и
навыки

Личностные
качества

Умение
планироват
ь,
контролиро
вать и
корректиро
вать
учебные
действия,
осуществля
ть
самоконтро
ль и
самооценку

Наблюд
ение

контроле
педагога
Учащийся
испытывает
серьёзные
затруднения
в анализе
правильнос
ти
выполнения
учебной
задачи,
собственны
е
возможност
и оценивает
с помощью
педагога

ий

Учащийся
делает
осознанны
й выбор
направлен
а учебной
деятельно
сти,
самостоят
ельно
планирует
выполнен
ие
учебной
задачи и
самостоят
ельно
осуществл
яет
самоконтр
оль
Самостояте Наблюд Учащийся
Учащийся Учащийся
льность в
ение
испытывает выполняет
не
решении
серьёзные
коммуника испытывае
коммуникат
затруднения тивные
т
ивных задач
в решении
задачи с
трудносте
коммуникат помощью
йв
ивных
педагога и
решении
задач,
родителей коммуник
нуждается в
ативных
постоянной
задач,
помощи и
может
контроле
организов
педагога
ать
учебное
сотруднич
ество
Сформиров Наблюд Сформиров Сформиро Сформиро
анность
ение
ано знание ваны, но
ваны в
моральных
на уровне
не
полном
норм и
норм и
достаточн объёме
ценностей,
правил, но
о
14

Учащийся
испытывае
т
некоторые
затруднен
ия в
анализе
правильно
сти
выполнени
я учебной
задачи, не
всегда
объективн
о
осуществл
яет
самоконтр
оль

доброжелат
ельное
отношение
к
окружающи
м,
мотивация к
обучению

не
использует
на практике

актуализир
ованы

Условия реализации программы
Материально-технические ресурсы:
№
1
2
3
4
5
6
7

Название
Учебная аудитория (групповые занятия)
Доска школьная (магнитно-маркерная)
Стол письменный
Парта ученическая
Стул ученический
Колонки (звуковые)
Инвентарь для уборки кабинета

Количество
1
1
1
8
15
1 комплект
1 комплект

Информационные ресурсы: оргтехника, интернет-ресурсы
№
1
2
3

Название

Количество
1 шт.
1 шт.

Компьютер
Флеш-накопитель (USB)
Интернет-соединение

Расходные материалы: (приобретаются учащимися самостоятельно)
№
1
2
3
4
5

Название

Количество
1 шт.
1 шт.
1 комплект
1 комплект
1 комплект

Тетрадь
Альбом
Письменные принадлежности
Карандаши цветные
Краски

15

Методическое обеспечение
№
1

Название
Учебные пособия

2

Художественная литература

3

Энциклопедии и
справочники
Медиатека

4
5

Электронные
образовательные ресурсы

6

Методические материалы

7

Дидактические материалы

Учебные пособия по правилам
дорожного движения
Детские книги, в которых герои
попадают в разные дорожные
ситуации
Словари и справочники по правилам
дорожного движения
Видеофрагменты, аудиозаписи,
элементы мультипликации
http://ddut-penza.ru/forteachers/
www.busyteacher.org
https://ru.wikipedia.org
Методические материалы по
обучению правилам дорожного
движения; конспекты занятий, в том
числе и открытых; конспекты
интегрированных занятий;
диагностические исследования;
контрольно-измерительные
материалы.
Программы, комплекты
дидактических материалов,
наглядные пособия, инструкции,
презентации, игры, фото,
иллюстрации.

16

Проверочный тест на знания ПДД
1. Как называют людей, идущих по улице?
А) пешеходы
Б) водители
В) дети
2. Где должны ходить пешеходы?
А) везде
Б) по проезжей части дороги
В) по тротуару
3. Где должны ездить машины?
А) по дороге
Б) по тротуару
В) везде
4. Где разрешается переходить улицу пешеходам?
А) там, где удобно пешеходу
Б) на светофоре или по пешеходному переходу
В) нигде
5. Как нужно переходить улицу?
А) спокойным, твердым шагом, держа взрослого за руку
Б) нужно быстро бежать
В) медленно идти при этом петь песни
6. Можно ли играть с мячом на проезжей части дороги?
А) нет
Б) можно, если осторожно
В) можно
7. Что делать, если мяч выкатился на дорогу?
А) попросить взрослого достать его
Б) бежать вслед за мячом
В) ничего не делать, пусть катится дальше
8. По какой стороне улицы или тротуара нужно ходить?
А) по левой
Б) надо придерживаться правой стороны
В) посередине
9. Какие сигналы имеют пешеходные светофоры?
А) только жёлтый.
Б) красный и зеленый.
В) красный, зеленый, желтый.
10. На какой сигнал светофора можно переходить улицу?
А) на жёлтый
Б) на красный
В) на зеленый
11. Что запрещено делать пассажирам общественного транспорта?
А) отвлекать водителя во время движения транспорта, громко разговаривать и
17

смеяться в салоне автобуса.
Б) вести себя тихо
В) Уступать место пожилым, инвалидам, пассажирам с маленькими детьми.
12. Что означает этот знак?
А) пешеходный переход;
Б) осторожно дети.
В) беговая дорожка.
13. Что обозначает данный знак?
А) пешеходный переход.
Б) пешеходная дорожка;
В) движение пешеходов запрещено.
14. Как определить, где находится пешеходный переход на дороге?
А) полоски – «зебра» и знак «Пешеходный переход»
Б) никак нельзя определить
В) там, где много людей
15. О чем информирует данный знак?
А) жилая зона, здесь могут быть места для детских игр
Б) движение пешеходов разрешается как
по тротуарам, так и по проезжей части.
В) указывает место для стоянки машин.
Викторина по правилам дорожного движения
Ребята, сегодня мы проводим игру-викторину по правилам дорожного
движения «Знатоки ПДД».
С каждым днем на наших дорогах появляется все больше и больше
автомобилей. Высокие скорости и интенсивность движения требуют от
водителей и пешеходов быть очень внимательными.
Дисциплина, осторожность и соблюдение правил дорожного движения
водителями и пешеходами – основа безопасного движения на улице.
Послушайте немного об истории правил дорожного движения.
В России правила дорожного движения на лошадях были введены Петром I
03.01.1683 года. Указ звучал так: «Великим государем ведомо учинилось, что
многие учли ездить в санях на вожжах с бичами большими и едучи по улице
небрежно людей побивают, то впредь с сего времени в санях на вожжах не
ездить».
Первый светофор был изобретен в 1868 году в Лондоне. Это был газовый
фонарь с двумя фильтрами: зеленым и красным. Цвета менялись с помощью
ручного привода, которым управлял полицейский. Первый сигнальный светофор
появился в США в 1919 году.
18

1 этап: «Перекресток загадок»
Участникам предлагается отгадать загадки по дорожной тематике.
На асфальтовой дороге
У машин обуты ноги.
Пусть резиновые слишком,
Очень крепкие ... (Покрышки)
Мчусь по улице я лихо,
Но крепко держит руль водитель.
Ем не кашу, а бензин.
И зовусь ... (Автомобиль)
Тянется нитка, среди полей петляя.
Лесом, перелесками без конца и края.
Ни ее порвать, ни в клубок смотать. (Дорога)
Ясным утром вдоль дороги
На траве блестит роса.
По дороге едут ноги
И бегут два колеса.
У загадки есть ответ: это мой ...
(Велосипед)
На колесах чудо-дом,
На работу едут в нем,
И на отдых, на учебу.
А зовется он ... (Автобус)
Я в любое время года
И в любую непогоду,
Очень быстро в час любой
Повезу вас под землей. (Метро)
Две пары ног на мостовой,
И две руки над головой.
Что это? (Троллейбус)
Наш приятель тут как тут Всех домчит он в пять минут.
Эй, садись, не зевай,
Отправляется... (Трамвай)
19

Мы машины нужные,
На помощь нас зови.
У нас на дверце боковой
Написано - 03. (Скорая помощь)
Мы машины нужные,
И если вдруг беда.
У нас на дверце боковой
Написано - 02. (Милиция)
Мы машины нужные,
Пожар мы победим
Если пламя вспыхнет,
Звоните - 01. (Пожарная машина)
Рученька-ручища,
Что в земле ты ищешь?
Ничего я не ищу,
Землю рою и тащу. (Экскаватор)
Однорукий великан
Поднял руку к облакам,
Занимается трудом:
Помогает строить дом. (Подъемный кран)
Два брата убегают, а два догоняют?
Что это? (Колеса)
2 этап: «Автомульти»
Участникам предлагается ответить на вопросы по мультфильмам и сказкам, в
которых упоминаются транспортные средства.
На чем ехал Емеля к царю во дворец? (На печке)
Любимый двухколесный вид транспорта кота Леопольда? (Велосипед)
Чем смазывал свой моторчик Карлсон, который живет на крыше? (Вареньем)
Какой подарок сделали родители дяди Федора почтальону Печкину?
(Велосипед)
Во что превратила добрая фея тыкву для Золушки? (В карету)
На чем летал старик Хоттабыч? (На ковре-самолете).
Личный транспорт Бабы-Яги? (Ступа)
20

На чем поехал в Ленинград человек рассеянный с улицы Бассейной? (На
поезде)
При помощи какого транспорта передвигались Бременские музыканты?
(При помощи повозки)
3 этап: «Пойми меня»
В этом конкурсе надо просто отгадать слово, которое имеет в виду ведущий
1. По ней ходят и ездят. (Дорога).
2. Старинное транспортное средство для принцесс. (Карета).
3. Двух- или трехколесное транспортное средство. (Велосипед).
4. Запрещающие, информирующие и предупреждающие изображения вдоль
дорог. (Дорожные знаки).
5. Место, где «встречаются» дороги. (Перекресток).
6. По нему не ездят. (Тротуар).
7. Он может быть и на земле, и под землей, и над землей. (Переход).
8. Есть и у автомобиля, и у птицы. (Крыло).
9. Он определяет скорость автомобиля. (Спидометр).
10 . Место отдыха и хранения для транспортных средств. (Гараж).
11. Контролер дорожного движения. (Инспектор ГИБДД).
12. Остановочное средство. (Тормоз).
4 этап: «Говорящие знаки»
Участникам предлагается отгадать загадки о дорожных знаках и показать знак на
плакате.
Если ты спешишь в пути
через улицу пройти,
Там иди, где весь народ,
там, где знак ... (Пешеходный переход)
Затихают все моторы,
И внимательны шоферы,
Если знаки говорят:
«Близко школа! Детский сад!» (Дети)
А под этим знаком ни за что на свете
Не катайтесь, дети, на велосипеде. (Движение на велосипеде запрещено)
Всем знакомые полоски
21

Знают дети, знает взрослый.
На ту сторону ведёт (Пешеходный переход).
Чудо-конь - велосипед.
Можно ехать или нет?
Странный этот синий знак.
Не понять его никак! (Велосипедная дорожка)
Если нужно вызвать маму,
Позвонить гиппопотаму,
По пути связаться с другом Этот знак к твоим услугам! (Телефон)
Видно строить будут дом Кирпичи висят кругом.
Но у нашего двора
Стройплощадка не видна. (Въезд запрещен)
Белый круг с каемкой красной Значит, ехать не опасно.
Может, и висит он зря?
Что вы скажете, друзья? (Движение запрещено)
Эй, водитель, осторожно!
Ехать быстро невозможно,
Знают люди все на свете:
В этом месте ходят дети. («Осторожно, дети!»)
На машинах здесь, друзья,
Ехать никому нельзя,
Можно ехать, знайте, дети.
Только на велосипеде. («Велосипедная дорожка»)
Я не мыл в дороге рук,
Поел фрукты, овощи,
Заболел и вижу пункт (Медицинской помощи.)
Что мне делать?
Как мне быть?
Нужно срочно позвонить.
Должен знать и ты, и он –
В этом месте (телефон)
22

Это что же? Ой-ой-ой!
Переход здесь под землёй.
Так смелей иди вперёд!
Трусишь ты напрасно,
Знай, (подземный переход )
Тут и вилка, тут и ложка,
Подзаправились немножко.
Накормили и собаку…
Говорим: «Спасибо знаку!». («Пункт питания»)
5 этап: Конкурс — викторина
Какое в России движение: лево- или правостороннее? (Правостороннее).
Можно ли идти пешеходу, если загорелся желтый свет? (Нет, необходимо
стоять)
Где можно переходить проезжую часть? (На светофоре, там, где установлен
знак «пешеходный переход», есть дорожная разметка пешеходного перехода
(зебра), по подземному переходу).
Если на переходе горит светофор и инспектор ГИБДД также руководит
движением, то чьи сигналы вы будете слушать? (Инспектора ГИБДД).
Для чего служит «островок безопасности»?
По какой стороне тротуара должны идти пешеходы?
Где надо ходить по улице, дороге, если нет тротуара?
Кто отвечает за порядок на дорогах?
С какого возраста можно ездить на велосипеде по улице (дороге)?
Для чего служит проезжая часть дороги?
Для кого предназначен тротуар?
Как называется часть дороги, расположенная по обе стороны проезжей части и
служащая для остановки автомобилей и движения пешеходов?
Устройство для движения велосипедистов?
Какие улицы называются улицами с односторонним движением?
Что означает зеленый сигнал светофора?
В какую сторону нужно посмотреть, дойдя до середины улицы?
Для чего служит посадочная площадка?
Кому дает команды пешеходный светофор?
Что означает красный сигнал светофора?
Где должны кататься на велосипеде учащиеся 1-6 классов?
Можно ли ездить на велосипеде, не держась за руль?
Сколько колес у легкового автомобиля?
В каких местах устанавливается знак «Осторожно, дети!».
Куда смотрит пешеход при переходе через улицу?
23

Сколько человек могут ехать на одном велосипеде?
Место посадки и высадки пассажиров?
Для чего транспортные средства оборудуют сигналами светофора?

Воспитательная работа
Приоритетной задачей в сфере воспитания учащихся является развитие
высоконравственной личности, разделяющей традиционные духовные ценности,
обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой
потенциал в условиях современного общества, готовой к мирному созиданию и
защите Родины.
Общая цель воспитания – личностное развитие учащихся, проявляющееся:
1) в усвоении ими знаний основных норм, которые общество выработало на
основе общественных ценностей;
2) в развитии их позитивных отношений к этим общественным ценностям;
3) в приобретении ими соответствующего этим ценностям опыта поведения,
опыта применения сформированных знаний и отношений на практике.
Воспитательная работа в рамках программы «Азбука юного пешехода»
реализуется в соответствии с календарным планом воспитательной работы,
который разрабатывается на основе рабочей программы воспитания МУ ДО
ДДТ Пачелмского района и включает следующие направления:
гражданско-патриотическое и правовое воспитание;
духовно-нравственное, эстетическое воспитание;
физическое воспитание и формирование культуры здоровья;
экологическое воспитание;
популяризация научных знаний и профессиональное самоопределение;
культура семейных ценностей.
Направления воспитательной работы соотносятся с направленностью и
содержанием образовательной программы «Азбука юного пешехода».
Алгоритм учебного занятия:
1.Оргмомент.
2.Изучение нового материала.
3.Практическая работа с динамической паузой.
4.Рефлексия.

24

Список литературы
Литература для педагогов:
1. Амбарцумян В.Я. Я никогда не буду нарушать «Правила дорожного
движения» // Основы безопасности жизнедеятельности. – 2007. - №5. – С.
14-16.
2. Иванов И.П. Энциклопедия коллективных творческих дел. – М.:
Педагогика, 1989.
3. Киселёв В. Дорога глазами детей. – ОАО «Нижегородский печатник»,
1998.
4. Ковалько В.И. Игровой модульный курс по ПДД или школьник вышел на
улицу: 1 – 4 классы, - М.: ВАКО, 2004. – С. 192.
5. Козловская Е.А. Профилактика
детского дорожно-транспортного
травматизма: Методическое пособие. – М.: Издательский Дом Третий Рим,
2005.
6. Козловская Е.А., Козловский С.А. Дорожная безопасность: обучение и
воспитание младшего школьника: Учебно-методическое пособие для
общеобразовательных
учреждений
и
системы
дополнительного
образования. – М.: Издательский Дом Третий Рим, 2006.
7. Кравцова А.В. Участие средств массовой коммуникации в становлении
личности безопасного типа поведения // Основы безопасности
жизнедеятельности. – 2006. - №12. – С. 24-28.
8. Методические материалы и документы по курсу «Основы безопасности
жизнедеятельности»: книга для учителя / сост. А.Т. Смирнов, Б.И. Мишин.
– М.: Просвещение, 2004.
9. Методические рекомендации по обучению детей правилам безопасного
поведения на дорогах. – Саранск, 2003.
10. Мельников В.В., Краснов Ю.В. Дорога безопасности: Методический
сборник. – Пенза, 2006.
11. Мельников В.В., Борсук Е.И. Дорога. Дети. Безопасность: Методический
сборник / Под общ. ред. Б. И. Пузакова. – Пенза, 2007.
12. Обучение детей городских школ правилам безопасного поведения на
дорогах / Под ред. Миннинханова Р.Н., Халиулина И.А. – Казань. – 1995. –
С.320.
13. Обучение школьников ПДД. – Пенза: ГАИ УВД Пензенской области.
Центр НТТМ «Титан», 1990.
14. Общешкольные мероприятия по ПДД. – Пенза: ГАИ УВД Пензенской
области. Центр НТТМ «Титан», 1990.
15. Правила дорожного движения РФ (с изменениями на 30 июня 2015 года).
Утверждены постановлением Совета Министров Правительства
Российской Федерации от 23.10.1993 г., №1090.
16. Форштатп М.Л. Опасная тенденция. Детский дорожно-транспортный
травматизм: вчера и сегодня // Основы безопасности жизнедеятельности. –
2006. - №3.- С.38-42.
25

17. Щелканова Т. Безопасное поведение в дорожно-транспортной среде: учёт
психофизиологических особенностей школьников // Основы безопасности
жизнедеятельности. – 2000. - №5. – С.44-45.
18. Эльконин Д.Б. Психология игры. – М.: Педагогика, 1999.
19. Якупов А.М. О новой парадигме профилактики детского дорожнотранспортного травматизма // ОБЖ. Основы безопасности жизни. – 2008. №5. – С. 62-64.
20. Якупов А.М. Подготовка к безопасному участию в дорожном движении –
базовый элемент системы формирования транспортной культуры // Жизнь.
Безопасность. Экология. – 2005. - №1-2. – С.359-374.
21. Якупов А.М. Современная парадигма предотвращения дорожнотранспортных происшествий по вине или неосторожности детей и
подростков. – Магнитогорск, 2008.
22. Якупов А.М. Транспортная культура школьников и проблемы её
формирования // Основы безопасности жизнедеятельности. – 2007. - №9. –
С.48-53.
23. Якупов А.М. Транспортная культура: философское и социокультурное
обоснование её природы // Жизнь. Безопасность. Экология. – 2008. -- №12. – С.140-154.
24. Якупов А.М. Формирование транспортной культуры – главное в
обеспечении безопасности дорожного движения // Основы безопасности
жизнедеятельности. – 1999. - №1. – С.45-50.
25. Дорога безопасности: Методический сборник по профилактике детского
дорожно-транспортного травматизма и пожаров от детской шалости с
огнём. – Пенза, 2006.
26. Профилактика
детского
дорожно-транспортного
травматизма:
Методическое пособие. – Пенза, 2006.
27. Мы выбираем безопасность: Методический сборник по профилактике
детского дорожно-транспортного травматизма. – Пенза, 2006.
28. Дорога. Дети. Безопасность: Методический сборник по профилактике
детского дорожно-транспортного травматизма. – Пенза, 2007.
Литература для учащихся и родителей:
1. Автомобили / Д. Корбетт; пер с англ. К. Толоконниковой. – М.: ООО
Издательство Астрель : ООО Издательство АСТ, 2002. – С.32.
2. Васильева С.А., Мирясова В.И. Мир человека: Транспорт: Тематический
словарь в картинках. – М.: Школьная Пресса, 2006. – С.32.
3. Велосипеды: руководство по ремонту и обслуживанию. – М.: Астрель,
АСТ. – 2005. – С.176.
4. Википедия: Свободная энциклопедия
(Электронный ресурс). –
Электронные данные: http://ru.wikipedia.org
5. Волков С.Ю. Про Правила дорожного движения: Стихи для самых
маленьких. – М.: Омега, 2002.
26

6. Дорога и дети. – Ростов-на-Дону, 1996.
7. Дорожный саквояж: Словарь дорожных понятий и терминов / Сост.
Бондарева И.Ю. – Кемерово: УМЦ БДДиЮ, 2009. – С.27.
8. Комлёва Л.А. Дети и дорога. – Каменск-Уральский: Калан, 1997.
9. Котик М.А. Беседы психолога о безопасности дорожного движения. – М.:
Транспорт, 1987.
10. Крылатых Ю.Г., Минаков С.М. Подготовка юных велосипедистов. – М.:
Физкультура и спорт, 1982.
11. Ляпин В.Ю. Пропагандируем дорожную азбуку. – М.: Просвещение, 2000.
12. Правила дорожного движения 2012. – М.: Эксмо, 2012. – С.64.
13. Правила дорожного движения Российской Федерации. – М.: ООО ИДТР, 2010. – С.48.
14. Эйгель С.И. Словарь дорожных понятий, терминов и знаков. – М.: ООО
Издательство АСТ, ООО Издательство Астрель, 2005. - С.63.

27

Словарь терминов
Води́тель, или шофёр - человек, управляющий транспортным средством
(автомобиль, повозка, автобус, троллейбус, трамвай и другие).
Дорожный знак — техническое средство безопасности дорожного движения,
стандартизированный графический рисунок, устанавливаемый у дороги для
сообщения определённой информации участникам дорожного движения.
Обо́чина — элемент дороги, примыкающий непосредственно к проезжей части
на одном уровне с ней, выделенный с помощью разметки или конструктивно.
Перекрёсток — это место пересечения, примыкания или разветвления дорог на
одном уровне, ограниченное воображаемыми линиями, соединяющими
соответственно противоположные, наиболее удаленные от центра перекрёстка
начала закруглений проезжих частей.
Пешеход — человек, передвигающийся пешком, то есть с помощью ног,
методами ходьбы.
Пра́вила доро́жного движе́ния — свод правил, регулирующих обязанности
участников дорожного движения (водителей транспортных средств, пассажиров,
пешеходов и так далее), а также технические требования, предъявляемые к
транспортным средствам, для обеспечения безопасности дорожного движения.
Регулировщик — лицо, регулирующее действие чего-нибудь, а также название
специальности (с добавлением области регулирования).
Cветофор – устройство для регулирования транспортных и пешеходных
потоков путем подачи разных сигналов.
Тротуа́р — элемент обустройства дорог, предназначенный для движения
пешеходов, мостовая для пешеходов, по бокам улицы.

28


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».