Программа ИЗОстудия

КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ

Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«ИЗОстудия»:
 по направленности является – художественной;
 по уровню освоения - базовой;
 по форме организации – очно - заочная, дистанционная;
 по степени авторства – модифицированной, так как в ее основу взяты
определенные составные части из программ: С.К. Кожохиной «Путешествие
в мир искусства», Н.А. Яковлевой «Изобразительное искусство»,
Мосейкиной В.В., Сычевой А.Ю. «Чудо-кисточка».
Программа разработана в соответствии с действующими нормативно правовыми документами:
 Федеральный Закон РФ от 29.12.2012 г. № 273 «Об образовании в РФ» (с
изменениями и добавлениями);
 Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 9
ноября 2018 г. № 196 «Об утверждении порядка организации и
осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам»;
 Постановление Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28.09.2020 г. N 28 «Об утверждении санитарных правил СП
2.4.3648-20» «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»
 Распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 года № 996 – р «Об
утверждении Стратегии развития воспитания в РФ на период до 2025 года»;
 Федеральный проект «Успех каждого ребенка» (утвержден протоколом
заседания комитета по национальному проекту «Образование» от
07.12.2018 г.№3);
 Письмо Минобрнауки России № 09-3242 от 18.11.2015 «Методические
рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих
программ (включая разноуровневые программы)»;
 Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от
23.08.2017 г. № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями,
осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения,

1

дистанционных образовательных технологий при реализации
образовательных программ»;
 Устав и локальные акты Учреждения.
Актуальность программы
Программа актуальна для общества, т.к. содержание программы построено
на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации,
исторических
и национально-культурных
традиций
и
способствует
формированию общероссийской гражданской идентичности, патриотизма,
гражданской ответственности. Содержание программы, включающее в себя темы
по традиционным народным росписям, народной игрушке на каждом году
обучения, помогает учащимся знакомиться с истоками народной культуры,
обычаями и традициями народов, населяющих Россию и Пензенскую область,
содействовать осознанию необходимости сохранения культурного наследия
предков.
Программа актуальна для ребенка, т.к. направлена на развитие его
творческих способностей через свободу творческого самовыражения в процессе
практической деятельности, формирование инициативы и самостоятельности
ребенка в постановке задач, планировании своей деятельности и принятии
решений на каждом этапе занятия, использования полученных знаний и
приобретенного опыта по формированию интерьера собственной комнаты,
кабинета, дома, по изготовлению сувениров.
Программа отвечает запросам родителей, так как занятия изобразительным
творчеством не только развивают художественный вкус и пространственное
воображение, но и имеют положительное влияние на сенсомоторные качества,
связанные с действиями руки ребенка, обеспечивающие быстрое и точное
усвоение технических приемов в различных видах декоративной техники и к тому
же, позволяют содержательно организовать досуг ребенка.
Здоровьесберегающий, воспитательный и образовательный потенциал
программы безграничен. Занятия детей в объединении изобразительного
искусства служат альтернативой вредным привычкам, способствуют сохранению
и укреплению физического и духовного здоровья, повышению образовательного
и интеллектуального уровня.
Педагогическая целесообразность программы заключается в комплексном
подходе к организации образовательного процесса: целесообразный выбор
методов, форм и средств обучения, обеспечивающих системное влияние на
нравственное становление учащихся, развитие творческих способностей
средствами изобразительного творчества.
Отличительные особенности и новизна программы
Теоретические основы программы составляют идеи развития личностного
потенциала ребенка, его психического становления посредством художественного
2

освоения и преобразования действительности (в том числе и самого себя)
средствами декоративно-прикладного искусства в процессе художественной
деятельности, разработанные известными педагогами Б.М. Неменским, T.Я.
Шпикаловой, В.С. Кузиным.
В программе «ИЗОстудия» подобраны
подходы к
реализации
программы с учетом возрастных особенностей учащихся, определен приоритет
практической
художественной
деятельности
в
процессе
обучения,
сбалансировано использование репродуктивных и поисковых методов обучения
детей.
Новизна программы заключается:
1.
В комплексном подходе к изучению изобразительных техник, в
практической ориентированности каждого раздела программы (изготовления
сувенирных украшений для дома, подарков к праздникам, в том числе на продажу
и т. д.).
2.
В изучении новых современных изобразительных техник.
Образовательный процесс базируется на следующих принципах:
- принцип доступности реализуется через тщательный подбор всех
учебных заданий с учётом возраста индивидуальных особенностей детей.
- принцип наглядности помогает создать представление о предлагаемой
деятельности; способствует более глубокому и прочному усвоению материала
программы, повышает к ней интерес;
- принцип систематичности последовательности предусматривает
построение программного материала от простого к сложному, от известного к
неизвестному, от легкого к трудному, что обеспечивает равномерное накопление
и углубление знаний учащихся.
- принцип целостности, обеспечивающий неразрывную связь обучения,
воспитания и развития на каждом занятии.
- принцип культуросообразности- построение содержания программы с
учётом региональных и российских культурных традиций.
Цель программы:
Развитие творческих способностей учащихся
средствами изобразительного искусства.
Задачи программы
- обучить способам и приемам создания творческих работ
изобразительного искусства;
- развить социальные навыки для жизненного и профессионального
самоопределения;
- воспитать и развить творческое воображение, фантазию, художественно –
эстетический вкус, уважение к культурным ценностям изобразительного
искусства России и мира;
- сформировать коммуникативные качества личности через коллективную
творческую деятельность.

3

Воспитывающая деятельность в объединении направлена на развитие у
учащихся коммуникативных навыков, навыков здорового образа жизни, на
формирование активной жизненной позиции.
Немаловажную роль играет работа с родителями, включение их в
деятельность объединения. Открытые занятия для родителей, совместные
выставки дают возможность показать, чему научился их ребёнок. Все это
позволяет создать ситуацию успеха, как для учащихся, так и для их родителей.
Беседы по вопросам воспитания детей, подготовка к вернисажам, организация
поездок, экскурсии – всё это, а также другие формы работы помогают
формированию единого коллектива педагогов, детей и родителей.
Адресат программы
Образовательная программа рассчитана на детей в возрасте от 7 лет до 11
лет.
Принцип набора в объединение свободный. В группы первого года обучения
принимаются дети в возрасте 7-11 лет. Группа может состоять из детей одного
возраста или быть разновозрастной.
На второй и третий год обучения принимаются обычно дети, освоившие
программу предыдущего года обучения. При наличии свободных мест возможен
добор в группу, который осуществляется с учетом возраста, имеющихся знаний и
умений, полученных в другом детском объединении или в результате
индивидуального обучения. Условием зачисления учащихся на второй и третий
год обучения является успешное выполнение одной из творческих работ,
соответствующей уровню результата предыдущего года обучения.
Краткая характеристика возрастных особенностей учащихся
В этом возрасте начинается художественное творчество ребенка.
Появляется особый интерес к обработке материала и поверхности. Появляется
интерес к декоративности, украшению окружающего пространства. Этот период
детства - период господства: активности над созерцанием, творчества над
восприятием, эмоции и воли над познавательными процессами. В 7-11-летнем
возрасте происходит интенсивное накопление представлений об окружающем
мире. Изучая предметы и явления, сравнивая и анализируя, учащиеся познают их
сущность. Наряду с конкретными представлениями у детей формируются и
обобщенные понятия. Все это является хорошей предпосылкой для развития
творческих способностей детей.
Объём программы и режим занятий
Объем и сроки реализации программы:
Программа рассчитана на 3 года обучения, с общим количеством часов – 540.
1 год обучения – 108 часа;
2 год обучения – 216 часа;
3 год обучения - 216 часа.
4

Форма реализации образовательной программы очно – заочная, с
применением дистанционных образовательных технологий. Основной формой
обучения является занятие.
Режим проведения занятий соответствует возрасту учащихся:
1 год обучения – 3 раза в неделю по 1 часу (1 учебный час - 45 мин);
2 год обучения – 2 раза в неделю по 3 часа или 3 раза по 2 часа (1 учебный час -45
мин с перерывом 10 минут);
3 год обучения – 2 раза в неделю по 3 часа или 3 раза по 2 часа (1 учебный час - 45
мин с перерывом 10).
I уровень – стартовый – 1 год обучения
По окончании стартового уровня:
Учащиеся должны знать:
названия цветов;
элементарные правила смешения цветов;
основные цвета. Цветовую гамму красок (теплые и холодные цвета);
элементарные знания композиции;
свойства красок и графических материалов;
азы линейной и воздушной перспективы;
основные приемы бумажной пластики.
Учащиеся должны уметь:
правильно сидеть за столом, мольбертом, держать лист бумаги и
карандаш; свободно работать карандашом без напряжения проводить линии в
нужных направлениях, не вращая при этом лист бумаги;
смешивать цвета на палитре;
правильно использовать художественные материалы в соответствии
со своими замыслом;
грамотно оценивать свою работу, находить её достоинства и
недостатки;
работать самостоятельно и в коллективе.
Обще-учебные умения и личностные качества:
умение организовывать и содержать в порядке рабочее место;
трудолюбие;
самостоятельность;
уверенность в своих силах;
II уровень – базовый – 2- 3 года обучения
По окончании базового уровня
Учащиеся должны знать:
контрасты цвета;
гармонию цвета;
5

азы композиции;
пропорции плоскостных и объёмных предметов;
основы линейной перспективы;
основные законы и приёмы композиции;
пропорции фигуры человека;
различные виды графики;
основы цветоведения;
основные жанры изобразительного искусства.
Учащиеся должны уметь:
выбирать формат и расположение листа;
соблюдать последовательность в работе (от общего к частному);
работать с натуры;
доводить работу до конца;
использовать различные техники рисования гуашью;
работать с бумагой;
работать в различных жанрах;
применять основные законы и приёмы композиции;
передавать движение фигуры;
строить орнаменты;
критически оценивать свои работы и работы товарищей;
У них получат развитие обще-учебные умения и личностные качества.
Обще-учебные умения и личностные качества:
умение работать в группе;
ответственность;
самокритичность;
умения принимать конструктивную критику;
способность к адекватной самооценке;
умение радоваться успехам своим и успехам товарищей;
трудолюбие, упорство в достижении цели.
Предполагаемые результаты освоения программы
В результате успешного освоения программы у учащихся будут
сформированы и оптимизированы знания, умения, навыки и способности:
Личностные результаты:
- коммуникативная культура во взаимодействии со сверстниками и
педагогом;
- способность к участию в коллективных формах деятельности;
- способность к саморегуляции и самоконтролю для успешной организации
творческого процесса;
способность к эстетическому и аналитическому восприятию
произведений искусства.
6

Метапредметные результаты:
- развитая фантазия и образно-ассоциативное восприятие окружающего
мира;
- развитая познавательная активность;
- навыки к самостоятельному осмыслению и решению поставленных задач;
- способность к самостоятельной творческой деятельности;
- развитая моторика и зрительно-моторная координация.
Предметные результаты:
- знания о различных художественных материалах и правилах обращения с
инструментами;
- знания об истории искусства и творчестве старых мастеров;
- знания о значении различных понятий в изобразительной деятельности;
- навыки работы с различными художественными материалами;
- цветовое и композиционное видение;
- знания в области композиционного построения формата и теории
композиции.
Формируемые компетенции
Компетентность
в
сфере
самостоятельной
познавательной
деятельности (усвоение способов приобретения знаний из различных источников
информации).
Предметно-деятельностная компетенция (по профилю программы).
Творческая компетенция.
Компетентность в коммуникативной сфере (приобретение опыта
позитивного взаимодействия, навыков конструктивного общения).
Компетентность в бытовой сфере (выбор здорового образа жизни,
позитивного отношения к семье, домашнему быту).
Формы аттестации (контроля)
Для выявления результативности работы можно применять следующие
формы деятельности:
- наблюдение;
- тестирование;
- опрос;
- беседа;
- творческие упражнения;
- открытые занятия;
- презентация творческих работ;
- участие в выставках, фестивалях, конкурсах художественного творчества
различных уровней;
- оценка выполненных практических работ.
Входной контроль осуществляется в начале учебного года в виде
творческого задания.
7

Текущий контроль осуществляется в середине учебного года в виде бесед,
наблюдения педагога, проведения промежуточных мини-выставок;
Промежуточная аттестация проводится в конце учебного года по
результатам выполнения практических работ, участия в конкурсах, выставках.
Учебный план

Предметные курсы, темы
1. Вводное занятие
2. Рисунок
3. Живопись
4. Композиция
5. Лепка
6. Копирование
7. Скетчинг
8. Хохломская роспись
9. Леттеринг
10. Стилизация
11. Логотип
12. Геометрическая
абстракция
13. Трафарет
14. Комикс
15. Городецкая роспись
16. Бумагопластика
17. Диорамы
18. Папье-маше
19. Фотореализм
20. Оригами
21. Матрешка
22. Тени в искусстве
23. Итоговое занятие
ИТОГО В НЕДЕЛЮ:
ИТОГО В ГОД:

Стартовый
уровень
1 год
2
20
20
14
10
20
10
10
-

Базовый уровень
2 год
2
22
22
22
22
22
22
22

3 год
2
22
22
22
-

2
4
108

22
18
18
2
6
216

22
22
22
22
22
18
18
2
6
216

8

Учебно-тематический план
1 год обучения
Название темы

Количество часов

Формы
контроля/аттес
тации

Всего

Теория

1. Вводное занятие
2. Рисунок

2
20

1
5

Практи
ка
1
15

3. Живопись

20

5

15

4. Композиция

14

3

11

5. Лепка

10

2

8

6. Копирование

20

4

16

7. Скетчинг

10

2

8

8. Хохломская
роспись

10

2

8

9. Заключительное
занятие

2

Итого:

108

2

24

Наблюдение
Наблюдение,
творческая
работа
Наблюдение,
практические
упражнения
Наблюдение,
практические
упражнения
Беседа,
демонстрация
работ
Беседа,
самостоятельная
работа
Беседа,
презентация
скетчей.
Беседа,
демонстрация
работ
Выставка.
Анализ
творческих
работ

84

9

Содержание программы
1 год обучения
Тема 1. Вводное занятие
Теория. Знакомство с работой объединения, показ творческих работ
учащихся. Цели и задачи обучения. Инструктаж по ТБ. Знакомство с
оборудованием кабинета, с правилами внутреннего распорядка и организацией
рабочего места.
Практика: Знакомство с оборудованием, материалами, инструментами,
приемами работы.
Контроль. Наблюдение.
Тема 2. Рисунок
Теория. Знакомство с основами рисунка, графики, графических средств
изображения.
Практика. Выполнение работ графическими средствами и материалами.
Графические зарисовки растений, бабочек. Графические работы на свободную
тему.
Контроль: Знание основ рисунка, графики, графических средств
изображения. Умение работать графическими средствами и материалами.
Тема 3. Живопись
Теория. Знакомство с понятием «живопись», с основами цветоведения,
материалами и их свойствами.
Практика. Выполнение работ по темам цветоведения, выполнение первых
этюдов с натуры, живописных работ на свободную и заданную тему. Живописные
этюды, зарисовки, фантазии.
Контроль: Знание понятия «живопись», особенностей цветоведения. Умение
выполнять этюды, зарисовки, фантазии.
Тема 4. Композиция
Теория. Знакомство с понятием композиция, с основными законами,
правилами и приёмами.
Практика. Выполнение работ на отработку знаний по композиции. Рисунки
на свободные и заданные темы.
Контроль: Знание понятия «композиция». Умение работать с композицией,
выполнять рисунки на свободные и заданные темы.
Тема 5. Лепка
Теория. Знакомство с понятием «скульптура», видами скульптуры, с
основами пластики.
Практика. Выполнение скульптурных работ. Работы из пластилина.
Контроль: Знание понятия скульптура, видов скульптур и особенностей
пластики. Умение выполнять скульптурные работы, работать с пластилином.
10

Тема 6. Копирование
Теория. Приёмы и техника копирования.
Практика. Выполнение копий фрагментов картин художников, выполнение
различных техник. Копии фрагментов работ разных по стилю художников.
Контроль: Знание особенностей копирования. Умение выполнять копии
фрагментов картин в различных техниках.
Тема 7. Скетчинг
Теория. Основы создания зарисовок, этапы работы.
Практика. Выполнение зарисовок на различные предложенные темы.
Зарисовочные работы, эскизы.
Контроль: Знание особенностей зарисовок. Умение выполнять зарисовки на
заданные темы.
Тема 8. Хохломская роспись
Теория. Знакомство с историей возникновения Хохломской росписи, видами,
технологией и приемами росписи отдельных элементов.
Практика. Выполнение элементов травной росписи; выполнение
растительно-травного орнамента. Панно «Земляничка», «Смородинка».
Контроль: Знание истории Хохломской росписи, её видов и приёмов
росписи. Умение работать в технике этой росписи.
Тема 9. Заключительное занятие
Теория. Подведение итогов работы творческого объединения за год.
Просмотр и анализ работ за учебный год вместе с учащимися. Отбор и
оформление работ для итоговой выставки. Награждение победителей. Знакомство
с программой второго года обучения. Задание на лето: зарисовки с натуры,
выполнение композиции на тему о лете, сбор природных материалов.
Учебно-тематический план
2 год обучения
Название темы

1.
2.

Вводное занятие
Рисунок

3.

Живопись

4.

Композиция

Количество часов
Формы
Всего Теория Практик контроля/атте
стации
а
Беседа
2
1
1
Беседа,
22
4
18
демонстрация
работ
Наблюдение,
22
4
18
самостоятельна
я работа
Зачет
22
4
18
11

5.

Леттеринг

22

5

17

6.

Стилизация

22

5

17

7.

Логотип

22

5

17

22

5

17

9.

Геометрическая
абстракция
Трафарет

22

5

17

10.

Комикс

18

3

15

11.

Городецкая роспись

18

3

15

12.

Итоговое занятие
Итого:

2
216

44

2
172

8.

Беседа,
творческие
задания
Беседа,
Наблюдение,
самостоятельна
я работа
Беседа,
творческая
работа
Практические
упражнения
Беседа,
демонстрация
работ
Беседа,
творческие
скетчи
Творческая
работа.
Презентация
Выставка

Содержание программы
2 год обучения
Тема 1. Вводное занятие
Теория. Цели и задачи обучения на учебный год. Знакомство с
материалами, инструментами, приемами работы. Инструктаж по ТБ. Знакомство
с оборудованием кабинета, с правилами внутреннего распорядка и организацией
рабочего места.
Контроль. Знание техники безопасности на занятиях.
Тема 2. Рисунок
Теория. Основы рисунка, конструктивного построения. Основные приёмы и
техники рисования.
Практика. Конструктивное построение геометрических тел. Выполнение
работ в различных техниках, материалах, отработка различных графических
приёмов на простых темах. Выполнение рисунков геометрических тел,
тематических серий графических работ.

12

Контроль. Знание основ рисунка, конструктивного построения. Особенности
рисования. Умение работать в различных техниках, выполнять рисунки в
геометрических телах.
Тема 3. Живопись
Теория. Основные законы цветоведения, воздушной перспективы, изучение
техник работ с акварелью.
Практика. Отработка знаний по цветоведению, живописи, выполнение
живописных этюдов, акварельных зарисовок.
Контроль. Знание законов цветоведения, воздушной перспективы, техник
работ с акварелью. Умение выполнять живописные этюды и зарисовки.
Тема 4. Композиция
Теория. Законы построения композиции. Виды композиции. Средства
композиции. Приёмы.
Практика. Выполнение упражнений на отработку и развитие чувства
композиции. Рисунки на свободную и заданную тему.
Контроль. Знание законов построения композиции и её особенностей.
Умение выполнять рисунки на свободную и заданную темы.
Тема 5. Леттеринг
Теория. Леттеринг. Основы создания работы в стиле леттеринг. Техника
работы с различным материалом.
Практика. Выполнение работ в стиле «леттеринг». Развитие чувства
композиции и творческого, образного мышления. Работы в стиле «леттеринг»
свободную и заданную тему.
Контроль. Знание литтеринга и его особенностей. Умение выполнять работы
в стиле литтеринг.
Тема 6. Стилизация
Теория. Основы стилизации. Техники и этапы выполнения работы.
Практика. Выполнение стилизации ягод, цветов, птиц зверей. Выполнение
стилизации на свободную тему. Работы на тему стилизация на заданную и
свободную тему.
Контроль. Знание основ стилизации. Умение выполнять стилизацию в
рисунках.
Тема 7. Логотип
Теория. Логотип. Типы и виды логотипа. Этапы выполнения логотипа в
разных видах. Техника работы различным материалом
Практика. Выполнение логотипа на различные предложенные темы.
Логотип на свободную и заданную тему.
Контроль. Знание типов и видов логотипа, этапов его выполнения. Умение
создавать логотип.
13

Тема 7. Геометрическая абстракция
Теория. Знакомство с понятием «абстракция». Типы и виды абстрактных
работ. Основы создания геометрической абстракции. Техники выполнения работ с
разным материалом.
Практика. Выполнение абстрактных работ на свободную и заданную тему.
Работы в стиле «геометрическая абстракция» на свободную и заданную тему.
Контроль. Знание понятия «абстракция», видов абстрактных работ. Умение
выполнять абстрактные работы.
Тема 8. Трафарет
Теория. Трафарет. Виды и стили трафаретных работ. Техники работы с
трафаретом.
Практика. Выполнение трафаретных работ.
Работы, выполненные с
помощью трафарета.
Контроль. Знание понятия «трафарет», видов и стилей трафаретных работ.
Умение выполнять трафаретные работы.
Тема 10. Комикс
Теория. Понятие «комикс». Виды комиксов. Основы создания комикса.
Практика. Выполнение комикса на различные предложенные темы.
Зарисовочные работы, эскизы.
Контроль. Знание понятия «комикс», его особенностей. Умение создавать
комиксы на различные темы.
Тема 11. Городецкая роспись
Теория. Знакомство с историей возникновения городецкой росписи, видами,
технологией и приемами элементов росписи.
Практика. Выполнение растительных элементов городецкой росписи.
Выполнение композиций из Городецких цветов: «Букет», «Гирлянда», «Ромб»,
«Полоса», «Венок».
Контроль. Знание истории городецкой росписи, её особенностей. Умение
работать в технике «городецкой росписи».
Тема 12. Заключительное занятие
Теория. Подведение итогов работы творческого объединения за год.
Просмотр и анализ работ за учебный год вместе с учащимися. Отбор и
оформление работ для итоговой выставки. Награждение победителей. Знакомство
с программой 3года обучения. Задание на лето: зарисовки с натуры, выполнение
композиции на тему о лете, сбор природных материалов.

14

Учебно-тематический план
3 год обучения
Название темы

Количество часов
Всего Теория Практика
2
1
1
22
4
18
22
4
18

1.
2.
3.

Вводное занятие
Рисунок
Живопись

4.

Композиция

22

4

18

5.

Бумагопластика

22

5

17

6.
7.
8.

Диорамы
Папье-маше
Фотореализм

22
22
22

5
5
5

17
17
17

9.

Оригами

22

5

17

10. Матрешка

18

3

15

11. Тени в искусстве

18

3

15

12. Итоговое занятие

2

Итого:

216

2
44

Формы
контроля/аттестации
Беседа
Презентация
Беседа,
творческая работа
Беседа, наблюдение,
самостоятельная
работа
Наблюдение,
демонстрация работ
Беседа, зачет
Выставка
Наблюдение, анализ
работ
Анализ творческих
работ, обсуждение
Аналитическая
беседа, наблюдение
Творческая работа,
анализ, обсуждение
Выставка,
презентация

172

Содержание программы
3 год обучения
Тема 1. Вводное занятие
Теория. Цели и задачи обучения. Программа занятий на учебный год.
Знакомство с материалами,
инструментами, приемами работы. Техника
безопасности на занятиях. Обязанности учащихся, правила поведения на
занятиях. Организация рабочего места.
Контроль. Знание техники безопасности на занятиях.
Тема 2. Рисунок
Теория. Основы построения сложного натюрморта. Объём. Тональность.
Практика. Выполнение рисунков натюрморта в тоне. Рисунки сложных
натюрмортов в тоне.
Контроль. Знание основ построения сложного натюрморта. Умение
выполнять сложного натюрморта.
15

Тема 3. Живопись
Теория. Виды живописи. Жанры живописи. История живописи.
Практика. Выполнение живописных работ в различных жанрах. Отработка
знаний умений навыков в живописи. Этюды натюрмортов, пейзажа, миниатюры.
Контроль. Знание истории живописи, её жанров. Умение выполнять
живописные работы в различных жанрах.
Тема 4. Композиция
Теория. Усложнение композиционных задач. Цвет в композиции.
Практика. Отработка знаний умений навыков в композиции. Выполнение
работ в различных материалах, техниках. Рисунки - композиции с выполнение
различных задач.
Контроль. Умение выполнять рисунки-композиции в различных техниках.
Тема 5. Бумагопластика
Теория. Понятие «бумагопластика». Техники работы с бумагой, этапы
выполнения работы.
Практика. Выполнение работ на свободную и заданную тему. Создание
композиций. Работы в стиле «бумагопластика».
Контроль. Знание понятия «бумагопластика», техники работы с ней. Умение
выполнять работы в стиле «бумагопластика».
Тема 6. Диорамы
Теория. Диорама. Виды и стили диорамы. Этапы выполнения работы.
Техника работы с разным материалом.
Практика. Выполнение диорам на заданные темы. Создание композиций.
Диорамы на различные темы.
Контроль. Знание видов и стилей диорамы. Умение выполнять диорамы.
Тема 7. Папье - маше
Теория. Папье-маше. Стили и виды папье-маше. Этапы выполнения работы.
Техника работы с различными материалами.
Практика. Выполнение масок в технике «папье – маше». Создание
композиции «Венецианская маска». Создание композиции «Венецианская маска»
Контроль. Знание стилей и видов папье-маше. Умение работать в технике
«папье-маше».
Тема 8. Фотореализм
Теория. Фотореализм. Художники фотореализма и их работы. Этапы
выполнения работы. Техника работы.
Практика. Выполнение работ в стиле «фотореализм». Изучение техник
художников, работающих в этом стиле. Рисунки с выбранных фотографий
карандашом и красками.
16

Контроль. Знание особенностей фотореализма. Умение выполнять работы в
стиле «фотореализм».
Тема 9. Оригами
Теория. Оригами. Этапы выполнения работы в стиле оригами. Разные
техники работы с бумагой.
Практика. Выполнение фигурок в стиле «оригами» в разных техниках.
Оригами животных и птиц.
Контроль. Знание понятия «оригами». Умение работать в стиле оригами.
Тема 10. Матрешка
Теория. Знакомство с историей происхождения русской матрешки,
знакомство с законами композиции и элементами орнамента, вводимыми в
костюм матрешки. Техника кистевой росписи.
Практика. Выполнение элементов орнамента, вводимых в костюм
матрешки, графическая разработка эскиза и полихромная роспись собственных
композиций матрешек, роспись деревянной заготовки матрешки.
Контроль. Знание истории происхождения русской матрешки. Умение
выполнять орнаменты в костюме матрешки, создавать собственные композиции
матрешек.
Тема 11. Тени в искусстве
Теория. Тени в искусстве. Художники этого стиля и их работы.
Практика. Выполнение работ в технике «тени», фотографий с разным
ракурсом. Фотографии, выполненные в этом стиле.
Контроль. Умение выполнять работы в технике «тени».
Тема 12. Заключительное занятие
Теория. Подведение итогов работы творческого объединения за год.
Просмотр и анализ работ за учебный год вместе с учащимися.
Практика. Отбор и оформление работ для итоговой выставки. Награждение
победителей. Задание на лето: зарисовки с натуры, выполнение композиции на
тему о лете, сбор природных материалов.
Контроль. Умение оформлять выставку.

17

КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ

Календарный учебный график
Год
обучения

Всего
учебных
недель

Количество
учебных
дней

Режим работы

1
2

Объем
учебных
часов по
годам
обучения
108
216

36
36

108
72

3

216

36

72

3занятия по 1 часу
2 занятия по 3 часа или 3
занятия по 2 часа
2 занятия по 3 часа или 3
занятия по 2 часа

Формы аттестации и система оценки результативности
обучения по программе
Формы аттестации: наблюдение, опрос, тестирование, контрольное задание,
выставка, итоговое занятие.
Для оценивания результативности обучения по программе используются
следующие показатели: теоретическая подготовка учащихся, практическая
подготовка, общеучебные умения и навыки (метапредметные результаты),
личностное развитие учащихся в процессе освоения
дополнительной
образовательной программы.
Применяется 10- бальная шкала (низкий уровень: 1 – 3 балла, средний
уровень: 4 – 7 баллов, высокий уровень: 8 – 10 баллов).
Оценивание результативности обучения проводится: промежуточная
аттестация 15–16 недели и 34–35 недели учебного года. По итогам реализации
программы проводится итоговый контроль.

18

Контрольно- измерительные материалы
Критерии оценки реализации программы
Наименование критерия
Предмет
ные

Теория

Знание: истории искусства в творчестве художников,
значения различных понятий в изобразительной
деятельности, цветового и композиционного видения,
различных стилей и техник в изобразительном искусстве,
различных художественных материалов и правил обращения
с инструментами, композиционного построения формата и
теории композиции.

Практика Умение: выполнять работы в изученных техниках
изобразительного творчества, работать с различными
художественными материалами.
Метапредметные

Личностные

Познавательные (учащиеся будут уметь)
Учащийся будет уметь

выполнять предложенные задания по образцу;

анализировать изделие, отличать главное от
второстепенного;

планировать конечный результат в работе.
Регулятивные (учащиеся будут уметь)
 организовать свое рабочее место;
 сравнивать способ действия и его результат с
заданным эталоном с целью обнаружения
отклонений от него.
Коммуникативные (учащиеся будут уметь)
 соблюдать нормы речевого этикета: здороваться,
прощаться, благодарить;
 слушать и вести диалог;
 работать в группе;
 дать оценку своей работе и работе других детей.
Будут сформированы:
 трудолюбие,
 желание и умение проявлять самостоятельность;
 целеустремленность;
 интерес к изобразительному творчеству.
19

Критерии входной аттестации
2 год обучения
Теория

Предметн
ые

Наименование критерия
Знание: названия цветов, правила смешения цветов,
Цветовую гамму красок (теплые и холодные цвета),
элементарные знания композиции, свойства красок и
графических материалов, азы линейной и воздушной
перспективы, основные приемы бумажной пластики.

Практик Умение: организовывать свое рабочее место, работать
а
кистью и бумагой, пользоваться красками, работать с
материалами; смешивать цвета на палитре.
3 год обучения
Теория

Предмет
ные
Практика

Наименование критерия
Знание: контрастов цветов; гармонии цвета;
особенностей композиции; пропорции плоскостных и
объёмных предметов; основ линейной перспективы;
основных законов и приёмов композиции, различных
видов графики; основ цветоведения;
основных жанров изобразительного искусства.
Умение: выбирать формат и расположение листа;
соблюдать последовательность в работе (от общего к
частному); работать с натуры; использовать различные
техники рисования гуашью; работать с бумагой; работать
в различных жанрах; применять основные законы и
приёмы композиции; передавать движение фигуры;
строить орнаменты.

20

Оценочные материалы
Оценивание предметных результатов обучения по программе:
Показатели
(оцениваем
ые
параметры)

Критерии

Методы
Степень выраженности оцениваемого
диагностик
качества
и
Низкий
Средний
Высокий
уровень
уровень
уровень
(1-3 балла) (4-7 баллов)
(8-10
баллов)
Теоретическ Соответств Наблюдени Учащийся
Объем
Учащийся
ие знания по ие
е,
овладел
усвоений
освоил
основным
теоретическ тестировани менее чем
знаний
практичес
разделам
их знаний
е, и др.
половиной составляет
ки весь
1
программы
учащегося
знаний,
объем
более ⁄2
программн
предусмотр
знаний,
ым
енных
предусмот
требования
программой
ренный
м
программо
й за
конкретны
й период
Практические Соответств Контрольно Практическ Овладел
Учащийся
умения и
ие
е задание,
ие умения и практически овладел в
навыки,
практическ наблюдение навыки
ми умениями полном
предусмотрен их умений и
неустойчив и навыками, объеме
ные
навыков
ые,
предусмотре практичес
программой программн
требуется
нными
кими
ым
постоянная программой, умениями
требования
помощь по применяет
и
м
их
их под
навыками,
использова руководство практичес
нию
м педагога
кие работы
выполняет
самостояте
льно,
качественн
о

21

Оценивание метапредметных результатов обучения по программе:
Показате
ли
(оценивае
мые
параметр
ы)
Учебнопознавате
льные
умения

Учебноорганизац
ионные
умения и
навыки

Критерии

Методы
диагности
ки

Самостояте Наблюден
льность в
ие
решении
познаватель
ных задач

Умение
планироват
ь,
контролиро
вать и
корректиро
вать
учебные
действия,
осуществля
ть
самоконтро
ль и
самооценку

Наблюден
ие

Степень выраженности оцениваемого
качества
Низкий
Средний
Высокий
уровень
уровень
уровень
(1-3 балла) (4-7 баллов)
(8-10
баллов)
Учащийся
Учащийся
Учащийся
испытывает
выполняет
выполняет
серьезные
работу с
работу
затруднения помощью
самостоятел
в работе,
педагога
ьно, не
нуждается в
испытывает
постоянной
особых
помощи и
затруднени
контроле
й
педагога
Учащийся
Учащийся
Учащийся
испытывает
испытывает
делает
серьезные
некоторые
осознанный
затруднения затруднения выбор
в анализе
в анализе
направлени
правильност правильност я учебной
и
и
деятельност
выполнения выполнения и,
учебной
учебной
самостоятел
задачи,
задачи, не
ьно
собственные всегда
планирует
возможности объективно
выполнение
оценивает с
осуществляе учебной
помощью
т
задачи и
педагога
самоконтрол самостоятел
ь
ьно
осуществля
ет
самоконтро
ль

22

Учебнокоммуник
ативные
умения и
навыки

Самостояте Наблюден
льность в
ие
решении
коммуникат
ивных задач

Учащийся
испытывает
серьезные
затруднения
в решении
коммуникати
вных задач,
нуждается в
постоянной
помощи и
контроле
педагога

Личностн
ые
качества

Сформиров Наблюден
анность
ие
моральных
норм и
ценностей,
доброжелат
ельное
отношение
к
окружающи
м,
мотивация к
обучению

Сформирова
но знание на
уровне норм
и правил,
но не
использует
на практике

Учащийся
выполняет
коммуникати
вные задачи
с помощью
педагога и
родителей

Учащийся
не
испытывает
трудностей
в решении
коммуникат
ивных
задач,
может
организоват
ь учебное
сотрудниче
ство
Сформирова Сформиров
ны, но не
аны в
достаточно
полном
актуализиров объеме
аны

Условия реализации программы
Материально-технические ресурсы:
№

Название

Количество

1

Учебная аудитория (групповые занятия)

1

2

Доска школьная (магнитно-маркерная)

1

3

Стол письменный

8

4

Стул ученический

15

5

Раковина для мытья рук

1
23

Информационные ресурсы:

№

Название

Количество

1

Компьютер (планшетный)

1 шт.

2

Флэш-накопитель (USB)

1 шт.

Расходные материалы (приобретаются учащимися самостоятельно)
Название










акварель,
пастель сухая,
гуашь,
цветные карандаши,
простые карандаши,
ластик,
клей ПВА/ клей карандаш
пластилин,
Кисти: белка № 2, 9,4
синтетика №2, 7,4
 баночка для воды,

Количество
необходимое
для занятий

24

Методическое обеспечение
№

Название

1

Учебные пособия

2 Художественная литература
3

Энциклопедии и
справочники

4

Электронные
образовательные ресурсы

 Брыкина, Е.К. / Творчество в работе
детей с различными материалами/- М.:
1997
 Брукс С. / Мой арт-проект. Рисуем
людей/- Изд. Клевер-Медиа –Групп
2019
 Доби, Д. /Песня цвета/ Уроки цвета и
композиции/ Изд. Манн, Иванов и
Фербер/- М.: 2021 г.
 Дональдсон, Д. /Креативная акварель/
Вдохновение,
техники,
поиск
собственного стиля/ Изд. Манн, Иванов
и Фербер/- М.: 2021 г.
 Глотова В.Ю. / Самоучитель для детей/Изд. Малыш 2022
 Лутц, Э. /Начни рисовать/ Изд. Манн,
Иванов и Фербер/- М.: 2021 г.
 Лыкова, И.А. / Парциальная программа
художественно-эстетического развития
«Цветные ладошки». Для детей 2-7 лет
\ ИД Цветной мир, 2018
 Шанина, Н.Ф. / Сказка в творчестве
русских художников/ – М.: Искусство,
1969
 Сахаров И. П. Сказание русского
народа.— М., 2000.
 Декоративно-прикладное искусство
Санкт-Петербурга за 300 лет.
Иллюстрированная энциклопедия. В 2
томах. Том 1. - М.: Государственный
Эрмитаж, АРС, 2014.
 Лариса
Варава
Декоративноприкладное искусство. Современная
энциклопедия / Варава Лариса. - М.:
Феникс, 2007.
https://www.все.онлайн/
https://kruzhok.org/
25

https://proektoria.online/
https://dppo.edu.ru/
https://sk.ru/academy/p/online.aspx
https://vk.com/club140312746
Инфоурок .ру.
Maam.ru
5

Методические материалы

сценарии мероприятий; фотоматериалы по
изобразительному искусству: «Городецкая
роспись»,

6

Комарова, Т.С. /Методика обучения ИЗО и
художественному конструированию/ - М.:
Просвещение, 1991
Дидактические материалы фотографии работ, иллюстрации, образцы
работ,
видеоматериал-видео мастерклассов занятий по правополушарному
рисованию,
занятий
по
лепке
бумагопластике, лепки из пластилина,.
Кадровые ресурсы: педагог дополнительного образования.

Использование дистанционных образовательных технологий при
реализации дополнительной общеобразовательной программы
Возможна реализации программы в дистанционном формате. Занятия
проходят на площадке социальной сети ВКонтакте, в сообществах объединений и
на платформе Zoom. При разработке дистанционного занятия принимается во
внимание изолированность учащихся. Учебные материалы сопровождаются
необходимыми пояснениями и инструкциями. Предусмотрена консультационная
зона, которая позволяет учащимся задавать вопросы.
Воспитывающая деятельность
Приоритетной задачей в сфере воспитания учащихся является развитие
высоконравственной личности, разделяющей традиционные духовные ценности,
обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой
потенциал в условиях современного общества, готовой к мирному созиданию
и защите Родины.
Общая цель воспитания - личностное развитие учащихся, проявляющееся:
1) в усвоении ими знаний основных норм, которые общество выработало
на основе общественных ценностей;
26

2) в развитии их позитивных отношений к этим общественным ценностям;
3) в приобретении ими соответствующего этим ценностям опыта поведения,
опыта применения сформированных знаний и отношений на практике.
Воспитательная работа в рамках программы «ИЗОстудия» реализуется в
соответствии с календарным планом воспитательной работы, который
разрабатывается на основе рабочей программы воспитания МУ ДО ДДТ
Пачелмского района и включает следующие направления:
 гражданско-патриотическое и правовое воспитание;
 духовно-нравственное, эстетическое воспитание;
 физическое воспитание и формирование культуры здоровья;
 экологическое воспитание;
 популяризация научных знаний и профессиональное самоопределение;
 культура семейных ценностей.

27

Список литературы для педагога
1. Басина Н., Суслова О. С кисточкой и музыкой в ладошке. М., «Линка
Пресс»,
2. 1997
3. Браун Девид. Учитесь рисовать перспективу. Минск, «Попурри», 2002
4. Дрезнина М. Игры на листе бумаги. М. Изд. «Искатель», 1998г
5. Карапетян М. Я иду на урок в начальную школу. История искусств. М.
Первое
сентября. Просвещение, 1985
6. Компанцева Л. В. Поэтический образ природы в детском рисунке
Просвещение,
2001
7. Михейшина М. Уроки рисования для младших школьников 6 - 9 лет.
Минск,
8. Литература, 1997
9. Рутковская А. Рисование в начальной школе. М., «Олма Пресс», 2003
10. Стивен Чарльз. Учитесь рисовать человека в движении. Минск, «Попурри»,
2002
11. Тюфанова И. В. Мастерская юных художников. С. Петербург, «Детство
Пресс» 2002
12. Ушакова О. Д. Великие художники. Справочник школьника. С.Петербург,
«Литера», 2005
13. Анисов Л. «И.И. Шишкин», 1996.
14. «Волшебная кисть». Живопись современников А.С. Пушкина 1999.
15. Воскобойников В.М. Как определить и развить способности ребенка, 1996.
16. Горичева В.С., Филиппова Т.В. «Мы наклеим на листок солнце, небо и
цветок.» /
Ярославль «Академия развития», 2000.
17. «Занятия с дошкольниками по изобразительному искусству» / М.: «Сфера»,
2000.
Жюс Ж. Месенский фарфор.1999.
18. Каралашвили Е.А. Физкультурная минутка. Динамические упражнения 6-10
лет. – М.:ТЦ «Сфера», 2001.
19. Кискальт И. Соленое тесто / пер. с нем. – М.: АСТ- ПРЕСС КНИГА, 2003.
20. Конвенция о правах ребенка
21. Программно-методические материалы: Изобразительное искусство 5-9
классов Сост.В.С. Кузин, В.И. Сиротин. – 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа.
2000 г.
22. Ушацкая Н.А. Русский фарфор. 1993.
23. 12.Федеральный закон от 29.12.2012 за №273-ФЗ «Об образовании в
Российской
Федерации»
28

24. «Порядок организации и осуществления образовательной деятельности
подополнительным общеобразовательным программам», утвержденный
Приказом
25. Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.08.2013 за
№1008
Список литературы для детей
1. Гаптилл А.Л. Работа с туцшью/ А.Л. Гаптилл// Пер. с анг. А.Ф. Зиновьев. – 2-е
изд.- Мн.: ОО «Попурри», 2004-256
2. Городецкая Н. Сказания земли русской по мотивам картин Константина
Васильева.М: Эксмо, 2007
3. Жегалова С.К. Русская народная живопись: Кн. для учащихся ст. классов. – М.:
Просвещение, 160с. Ил.1984.1. Оригами и аппликация, 1998г., Афонькин С.Ю., Лежнева Л.В., Пудова В.П.
43
2. Из простой бумаги мастерим как маги, 1998 г., Нагибина М.И.
3. Сказку сделаем из глины, теста, снега, пластилина, 1998 г., Горичева В.С.,
Нагибина
М.И.
4. Уроки рисования, 2001 г., Смирнова Р., Миклушевская И.
5. Дымковская игрушка, 2004 г., Величкина Г.А., Шпикалова Т.Я.
6. Волшебные коробочки, 2004 г., Дорожин Ю.
7. Рисуем цветы, 2003 г., Конев А.
8. Серия: Сказки о художниках, 2001 г., изд. Белый город
9. Клиентов А. Искусство Возрождения. Энциклопедия живописи для детей., М.
Белый город, 2004.
10. Анисимов И.И. Основы рисования, М. 1977.
11. Ростовцев Н.И. История методов обучения рисованию, М.1982.
12. Живопись. Практическое руководство .М. Искусство 1964.
13. Кузьмина М.Т. Мальцева Н.Л. История зарубежного искусства .М.
изобразительное искусство,1983.
14. Дмитриева Н.А. Краткая история искусств. Выпуск 1. М. Искусство,1985
15. Платонова Н. Энциклопедический словарь юного художника., М.
Педагогика,1983.
16. Видео мастер-класс по акварели С. Андреяки. Программа «Культура».

29

Словарь терминов
Абстракция - процесс отвлечения (абстрагирования) от тех или иных
характеристик объекта для их избирательного анализа.
Комикс - рисованная история, рассказ в картинках. Комикс сочетает в себе черты
таких видов искусства, как литература и изобразительное искусство.
Леттеринг - зонтичный термин, охватывающий искусство рисования букв, а не
простого их написания. Леттеринг считается формой искусства, где каждая буква
во фразе или цитате выступает в качестве иллюстрации.
Логотип - графический знак, эмблема или символ, используемый
территориальными образованиями, коммерческими предприятиями.
Скетчинг - это техника рисования быстрых рисунков. Происхождение слова
"скетчинг" объясняется от английского слова "sketch" – этюд, зарисовки,
набросок, «рисовать эскизы», «делать наброски».

30


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».