Акт-ОВЗ

объем учебной нагрузки, организацию образовательной деятельности, права,
обязанности и ответственность участников образовательных отношений.
1.4.
Основные понятия, используемые в настоящем Положении:
- обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) — лица, в
возрасте до 18 лет, имеющие подтвержденные психолого-медико- педагогической
комиссией недостатки в физическом и (или) психическом развитии, которые
препятствуют освоению образовательных программ без создания специальных
условий для получения образования: неслышащие, слабослышащие и позднооглохшие,
незрячие, слабовидящие и поздноослепшие, с тяжелой речевой патологией, с
нарушениями опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития, с
умственной отсталостью (могут являться или не являться инвалидами);
- дети-инвалиды - лица, в возрасте до 18 лет, которые имеют нарушение здоровья
со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями,
последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности
и вызывающее необходимость его социальной защиты;
- инклюзивное образование — обеспечение равного доступа к образованию для
всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и
индивидуальных возможностей;
- адаптированная образовательная программа - образовательная программа,
адаптированная для обучения обучающихся с ОВЗ, детей-инвалидов с учетом
особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при
необходимости обеспечивающая коррекцию нарушения развития и социальную
адаптацию указанных лиц.
1.5.
Цель и задачи обучения детей с ОВЗ:
1.5.1.
Цель: создание условий для социально-педагогической поддержки детей
с инвалидностью и детей с ограниченными возможностями здоровья средствами
дополнительного образования.
1.5.2.
Задачи:
- реализация
адаптированных
образовательных
программ,
социальнопедагогических проектов для детей-инвалидов и детей с ОВЗ, с учетом характера
течения заболевания, рекомендаций лечебно-профилактического учреждения;
- оказание помощи детям-инвалидам и детям с ОВЗ в их социальной адаптации;
расширение их жизненного пространства, кругозора и подготовка к полноценной,
активной жизни в обществе;
- обеспечение щадящего режима проведения занятий при организации
образовательного процесса;
- восстановление психофизических функций организма;
- обучение жизненно необходимому навыку с рекреационно-оздоровительной
направленностью, реализующееся в процессе выполнения адаптированной
образовательной программы, социально-образовательного проекта.
2. Условия приема
2.1. Дети-инвалиды и дети с ОВЗ зачисляются на обучение в группы по заявлению
родителей (законных представителей).
2.2. Основанием для организации обучения детей-инвалидов и детей с ОВЗ является
заявление
от родителей
(законных
представителей)
несовершеннолетних
2

обучающихся.
2.3. Зачисление и отчисление детей-инвалидов и детей с ОВЗ, списочный состав
обучающихся формируется и оформляется приказом директора Учреждения.
2.4. На обучение в группы зачисляются обучающиеся в возрасте от 5 до 18 лет,
проживающие в Пачелмском районе Пензенской области.
3.

Организация образовательной деятельности

3.1. Дети-инвалиды и дети с ОВЗ имеют равные права с другими обучающимися.
Обучение детей с ограниченными возможностями здоровья может быть организовано
индивидуально и в групповой форме.
3.2. Выбор формы организации обучения детей-инвалидов и детей с ограниченными
возможностями здоровья зависит от особенностей психофизического развития и
возможностей обучающегося, особенностей эмоционально-волевой сферы, характера
течения заболевания, рекомендаций учреждения здравоохранения, рекомендаций
психолого-медико-педагогической комиссии и отсутствия противопоказаний для
занятий в детском коллективе.
3.3. Содержание
адаптированных
образовательных
программ,
социальнопедагогических проектов и организация учебного процесса выстраиваются с учетом
характера течения заболеваний обучающихся, их интересов, потребностей и
возможностей. Учебные занятия проводятся в соответствии с расписанием,
утвержденным директором. Распределение часов учебного плана производится с
учетом индивидуальных особенностей, психофизических возможностей, а также
пожеланий родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся.
3.4. Интеграция детей-инвалидов и детей с ОВЗ в образовательную и культурную
среду осуществляется через проведение совместных учебных и развивающих занятий,
воспитательных, спортивных и досуговых мероприятий.
3.5. Контроль организации обучения и создание необходимых условий для
организации процесса обучения осуществляется директором Учреждения.
4.

Формы обучения и объем учебной нагрузки

4.1. Образовательный процесс в группах предусматривает различные формы
проведения занятий:
— обучение детей с ОВЗ в смешанных группах, то есть инклюзивно, но по
адаптированным образовательным программам;
— обучение детей-инвалидов и детей с ОВЗ в специализированных группах (по
адаптированным образовательным программам);
— мелкогрупповые (не более 5 человек);
— индивидуальные занятия;
— индивидуальные дистанционные занятия по индивидуальным образовательным
маршрутам;
— групповые дистанционные занятия.
4.2. В Учреждении установлена продолжительность занятий с детьми с
инвалидностью и детьми с ОВЗ 30-40 минут.
4.3. На каждую группу устанавливается недельная нагрузка не более 4 часов.
Формы обучения и объем учебной нагрузки обучающихся может варьироваться в
3

зависимости от особенностей психофизического развития, индивидуальных
возможностей и состояния здоровья детей.
4.4. Кроме реализации адаптированных программ, в Учреждении могут
осуществляться проекты, программы и разовые формы работы с детьми, имеющими
ограниченные возможности здоровья.
В них включены:
— встречи;
— приглашения на массовые мероприятия;
— индивидуальная работа с родителями;
— включение детей в общие мероприятия Учреждения.
5. Организация работы педагогического работника
5.1. Методики проведения индивидуальных занятий с детьми с ОВЗ и детьмиинвалидами являются результатом творческой деятельности педагогического
работника, родителя (законного представителя), других участников образовательного
процесса.
5.2. Основные направления работы педагогического работника с детьмиинвалидами и детьми с ОВЗ:
— обеспечение безопасности при проведении занятий;
— контроль за соблюдением санитарно-гигиенических требований и правил
личной гигиены;
— планирование и проведение занятий с детьми с ОВЗ и детьми-инвалидами с
учетом психофизического состояния;
— повышение квалификации, совершенствование знаний в области адаптивной
педагогики, методики преподавания.
— осуществление промежуточной и итоговой аттестации детей с ограниченными
возможностями здоровья в форме тестирования, участия в конкурсах, выставках, в
отчетных мероприятиях воспитательно-познавательного характера, отзывов родителей
(или законных представителей)
6. Перевод обучающихся с ограниченными возможностями здоровья на
индивидуальное обучение на дому
6.1.Основанием для перевода обучающегося на индивидуальное обучение на дому в
каждом отдельном случае являются представленные родителями (законными
представителями) обучающегося соответствующая справка (медицинское заключение)
учреждения здравоохранения и письменное заявление на имя директора Учреждения
об организации индивидуального обучения ребенка на дому.
6.2. Перевод обучающегося на индивидуальное обучение оформляется приказом
директора Учреждения об организации индивидуального обучения на дому.
6.3. В приказе директора Учреждения об организации индивидуального обучения на
дому регламентируются сроки обучения обучающегося, форма организации
индивидуального обучения обучающегося на дому, количество часов учебного плана,
учебный план обучающегося, расписание учебных занятий индивидуального обучения
на дому, назначается должностное лицо, на которое возлагается ответственность за
организацию и контроль индивидуального обучения на дому.
6.4. Сроки перевода обучающихся на индивидуальное обучение на дому
4

регламентируются сроками действия справки (медицинского заключения) учреждения
здравоохранения (если срок не указан, то до окончания текущего учебного года).
6.5. При переводе обучающегося на индивидуальное обучение на дому директор
Учреждения или заместитель директора Учреждения обязаны ознакомить родителей
(законных представителей) обучающегося с настоящим Положением.
6.6. При переводе обучающегося на индивидуальное обучение на дому педагог
обязан внести необходимые записи в журнал учёта работы педагога.
6.7. По окончании срока действия справки (медицинского заключения) учреждения
здравоохранения администрация Учреждения обязана совместно с родителями
(законными представителями) обучающегося решить вопрос о дальнейшей форме
обучения ребенка.
В случае, если дата окончания срока в справке (медицинском заключении)
учреждения здравоохранения не указана, то продолжение обучения обучающегося в
форме индивидуального обучения на дому в новом учебном году требует повторного
предоставления родителями (законными представителями) соответствующей справки
(медицинского заключения) учреждения здравоохранения и подачи заявления на имя
директора Учреждения об организации индивидуального обучения ребенка на дому.
7. Права, обязанности и ответственность участников образовательных
отношений
7.1. Участниками образовательных отношений при организации обучения детей с
ограниченными возможностями здоровья являются: обучающиеся, их родители
(законные представители), администрация и педагогические работники Учреждения.
7.2. Обучающиеся имеют право на:
- защиту своего достоинства;
- защитуот всех форм физического и психического насилия, оскорбления личности;
- получение квалифицированной помощи и коррекцию имеющихся недостатков
развития;
- уважение человеческого достоинства, свободу совести и информации, свободное
выражение собственных взглядов и убеждений;
- обучение в соответствии с федеральными государственными образовательными
стандартами по индивидуальному учебному плану;
- свободное посещение мероприятий, не предусмотренных учебным планом;
- перевод в другое образовательное учреждение, реализующее образовательную
программу соответствующего уровня, при согласии этого образовательного
учреждения и успешном прохождении обучающимся аттестации;
- перевод обучающегося в другое образовательное учреждение при его ликвидации;
- отдых, в том числе организованный, между занятиями, в выходные и праздничные
дни;
- обучение по индивидуальным учебным планам;
- участие в обсуждении и решении вопросов деятельности Учреждения, в том числе
через органы самоуправления Учреждения;
7.3. Обучающиеся в Учреждении обязаны:
исполнять Устав Учреждения;
выполнять требования правил внутреннего распорядка Учреждения;
выполнять требования образовательной программы Учреждения по срокам и
5

объёмам согласно учебным планам и учебным программам;
бережно относиться к имуществу Учреждения, поддерживать установленный
порядок и чистоту в помещениях и на территории Учреждения;
выполнять правила охраны жизни и здоровья в процессе обучения;
находиться дома в часы, отведенные для учебных занятий, либо приходить в
Учреждение в часы, отведенные для занятий в случае организации индивидуального
обучения на дому в комбинированной форме;
уважать честь и достоинство других обучающихся и работников Учреждения.
7.4. Родители (законные представители) обучающихся имеют право:
защищать законные права и интересы детей;
вносить предложения по улучшению работы с детьми, организации
дополнительных услуг в Учреждении;
требовать уважительного отношения к ребёнку;
создавать различные родительские объединения, клубы в Учреждении;
выбирать форму получения образования;
знакомиться с ходом и содержанием образовательного процесса, с
результатами промежуточной и итоговой аттестации;
- требовать выполнения условий договора между Учреждением и родителями
(законными представителями) ребёнка;
7.5. Родители (законные представители) обучающихся обязаны:
выполнять условия договора между Учреждением и родителями (законными
представителями) ребёнка;
своевременно ставить в известность Учреждение об отсутствии и болезни
ребёнка;
своевременно информировать администрацию Учреждения и педагогического
работника о рекомендациях врача, особенностях режима ребенка;
создавать для ребенка и педагога оптимальные рабочие условия для
проведения занятий дома;
осуществлять связь с Учреждением, своевременно в течение дня
информировать администрацию Учреждения об отмене занятий в случае болезни
ребенка и о возобновлении занятий;
посещать проводимые родительские собрания.
7.6. Права и обязанности педагогических работников Учреждения определяются
законодательством Российской Федерации, Уставом Учреждения, правилами
внутреннего трудового распорядка, должностными инструкциями и закрепляются в
трудовом договоре.
7.7. Педагоги дополнительного образования, осуществляющие педагогическую
деятельность в форме индивидуального обучения, имеют право:
участвовать в управлении Учреждением в форме, определённой Уставом;
на условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены;
на возмещение ущерба, причинённого в результате повреждения здоровья на
работе;
на оплату труда в соответствии с объёмом выполняемой работы;
на полную информацию о деятельности администрации Учреждения в части,
касающейся профессиональной деятельности данного работника, а также его
материального и социального статуса;
6

свободно выбирать и использовать в работе инновационные технологии,
развивающие программы в образовательном процессе;
свободного выбора, разработки и применения методов воспитания и обучения
детей;
требовать от администрации Учреждения организации условий для
осуществления образовательного процесса в рамках реализуемой программы;
7.8. Педагогические работники обязаны:
соблюдать Устав, правила внутреннего трудового распорядка и другие
локальные акты Учреждения, строго следовать нормам профессиональной этики;
соблюдать трудовую, технологическую и исполнительскую дисциплину,
обеспечивать соблюдение дисциплины и порядка обучающимися;
обеспечивать
высокую
эффективность
образовательного
процесса,
формировать у обучающихся гражданскую позицию, способность к труду, развивать
самостоятельность,
инициативу,
творческие
способности
обучающихся,
систематически заниматься повышением своей квалификации;
строго соблюдать требования, правила и нормы по технике безопасности и
охране жизни и здоровья людей в процессе обучения и труда, по гигиене труда,
производственной санитарии; периодически проходить медицинское обследование;
разрабатывать и представлять на утверждение адаптированную программу
дополнительного образования, индивидуальный учебный план обучающегося в
соответствии с локальным нормативным правовым актом Учреждения - Положением о
программе дополнительного образования в сроки, установленные приказом директора
Учреждения;
осуществлять обучение детей с ОВЗ и детей-инвалидов в соответствии с
утвержденным расписанием;
в полном объеме реализовывать утвержденную программу дополнительного
образования;
знать специфику заболевания ребенка, особенности режима и организации
домашних занятий;
своевременно заполнять журналы учета проводимых занятий и расписываться
в нем в подтверждение о проведенном занятии;
осуществлять проведение промежуточной аттестации обучающегося;
7.9. Администрация Учреждения:
готовит нормативно-правовые документы по организации образовательного
процесса в форме индивидуального обучения на дому;
организует индивидуальное обучение на дому ребенка с ОВЗ;
устанавливает количество часов учебного плана индивидуального обучения на
дому ребенка с ОВЗ с учетом его индивидуальных особенностей, психолого-медикопедагогических рекомендаций и аргументированного желания родителей (законных
представителей) обучающегося;
предоставляет ребенку с ОВЗ по запросу его родителей (законных
представителей) помощь специалистов-педагогов, учителей - логопедов, педагоговпсихологов и др., оказывает методическую и консультативную помощь в освоении
образовательной программы;
контролирует проведение занятий, выполнение учебных программ, методику
индивидуального обучения, аттестацию обучающегося, ведение журналов
7

индивидуальных занятий не реже одного раза в четверть;
контролирует своевременность проведения занятий с обучающимся на дому;
своевременно информирует родителей (законных представителей) обо всех
изменениях в образовательном процессе, касающихся обучающегося;
организует проведение промежуточной и итоговой аттестации обучающегося.
8. Финансовое обеспечение обучения детей с инвалидностью и детей с
ОВЗ
8.1. Обучение детей с инвалидностью и детей с ограниченными возможностями
здоровья осуществляется бесплатно в пределах регламентируемых часов.
8.2. Учебная нагрузка педагогического работника по обучению детей-инвалидов и
детей с ограниченными возможностями здоровья тарифицируется.
9. Заключительные положения
9.1. Настоящее положение вступает в силу с даты его утверждения директором
Учреждения.
9.2. Изменения и дополнения в настоящее Положение вносятся Педагогическим
советом и утверждаются на его заседании решением Педагогического совета.
9.3. Настоящее
Положение
является
нормативным
локальным
актом,
регламентирующим деятельность Учреждения. Положение принимается на
неопределенный срок. Изменения и дополнения к Положению принимаются в составе
новой редакции Положения. После принятия новой редакции Положения предыдущая
редакция утрачивает силу.

8


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».